Цикл: «Музыкальные портреты»
Тема урока: “Карнавал животных”.
Цель урока:
Формирование и развитие музыкальной культуры и творческого воображения детей на основе знакомства с циклом музыкальных пьес К.Сен-Санса «Карнавал животных», изображающих разных животных.
Задачи урока:
1. Обучающие:
научиться определять настроение и характер музыки;
научить слушать музыку, понимать её настроение, рисовать её в своём воображении;
закрепить умение различать долгие и короткие звуки;
организовать процесс анализа знакомой музыки;
в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки кантиленного исполнения;
учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя.
2. Развивающие:
развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;
в процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развить у детей ощущение тоники (основного звука);
в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся и метроритмическое чувство;
развивать творческие способности, творческую инициативу и самостоятельность детей.
3. Воспитательные:
на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
прививать любовь к животным;
формировать положительные привычки;
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
обогащать духовный мир детей.
План урока:
Вход в класс, приветствие
Вступительная беседа, стихотворение-загадка, о композиторе
«Королевский марш льва» - слушание, музыкальная характеристика
Исполнение песни «Я на солнышке лежу»
Игра –упражнение «В лесу».
Изображение разных животных:
«Курицы и петух» - слушание и музыкальная характеристика
Исполнение песни «Неприятность эту мы переживем!»
Исполнение песни «Песня друзей»
Итог урока.
Домашнее задание.
Оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, СD «Карнавал животных», деревянные ложки.
Ход урока
Дети входят в класс.
Музыкальное приветствие “Добрый день”.
Дети садятся.
У.: Ручки как у вас лежат?
Ножки как у вас стоят?
Ну, разок, ну другой,
Посмотрите за собой.
Вступительная беседа.
У.: Ребята! Кто скажет, какой праздник отмечается на этой неделе у нас на Руси?
Д: Масленица
У.: Какое главное отличие этого праздника?
Д.: много блинов и раздольное веселье
У.: Правильно! Масленица всегда славилась балаганами, народными гуляньями, масленичными торгом, игровыми забавами.
Д.: поют песню «Мы давно блинов не ели»)
У.: А вот в солнечной Италии такие гулянья называются, словом карнавал.
Карнавал – это весёлое народное гулянье под открытым небом, сопровождающийся танцами, играми и шествием, в котором участвуют, одетые в красочные костюмы, герои сказок, известных историй и приключений, цирковые артисты. Многие из них в карнавальных масках своих персонажей.
Тема урока.
У.: И наш с вами урок сегодня будет не совсем обычным: мы побываем на “Музыкальном карнавале». А кто будет героями нашего карнавала, попробуйте отгадать:
У.: В этой сюите, -
Увидите сами! -
Ноты живые:
С хвостами,
С усами.
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты
И даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные-
Кто же они?
Догадались?
Д.: Животные.
Показ слайда № 1
У.: Молодцы! Мы отправляемся на музыкальный карнавал животных!
Работа над новым материалом.
У: Один французский композитор написал несколько музыкальных пьес под общим названием “Карнавал животных”.
Имя его – Камиль Сен-Санс.
Повторите неторопливо два-три раз Сен-Санс, Сен-Санс.
Удивительно красивое звукосочетание.
Показ слайда № 2 (портрет Сен-Санса)
Он и музыку писал изысканно красивую. Она много лет звучит для тех, кто научился и уже умеет слушать музыку.
В1886 г, когда Сен-Сансу был 51 год, он осуществил свой давнишний замысел - написал зоологическую фантазию "Карнавал животных". В ней он изобразил 14 интереснейших образов животных. С некоторыми из них мы познакомимся сейчас.
У: Мы с вами знаем, что любое произведение начинается ... вступлением.
- Как вы думаете, какая музыка по характеру должна открывать праздник или карнавал?
Д: Веселая, торжественная
У: - Какой жанр вы для этого бы использовали?
Д: Марш.
У: Давайте послушаем первую пьесу, которая открывает «Карнавал животных».
Показ слайда №3 (заставка) (звук)
Звучит пьеса К.Сен-Санс «Королевский марш львов»
У: Эта музыка похожа на марш?
Д: Да.
У.: Какое животное изображает музыка?
Д.: ответы.
У: - Карнавал животных. Кто из животных должен открывать этот карнавал, стоять во главе?
Загадка:
Д: Лев. Музыка изображает льва.
У: - Почему?
Д: Он царь зверей. Он главный.
Показ слайда № 4 (лев)
У: - Верно. Давайте еще раз прослушаем этот марш и ответим на вопрос:
- какого льва по характеру изобразил композитор? Какие средства выразительности он для этого использовал?
Показ слайда № 4 (звук)
Звучит пьеса К.Сен-Санс «Королевский марш львов»
Д: Ему важно чтобы на него обратили внимание, на его походку.
У: Мы слышим царственную горделивую поступь.
У: - Какими музыкальными средствами передал это Сен-Санс?,
Д: Поступь (шаги) льва изображает весь ансамбль, а рычание - фортепиано, поэтому лев не страшный, а важный.
У: Композитор использует тембр звучания инструментов. Средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, динамику, лад темп).
Можно сказать, что Сен-Санс с юмором отнесся к своему герою?
Показ слайда № 5(лев-рисунок) (звук)
У: Ребята, слышите, кто это там поёт свою песенку?
Ребята слушают вступление к песне “Львёнок и Черепаха”
У: Жил в Африке Львёнок. Его звали Рр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку.
Исполнение песни “Львёнок и Черепаха”.
У: Понравились вам, ребята, Львёнок и Черепаха? Каких по характеру героев нам “нарисовала” музыка?
Д; ответы
У: Молодцы! Наше путешествие продолжается!
Музыкальная физкультминутка.
Проводится игра - упражнение «В лесу»
(принцип звукотерапии – звук «А»)
У: - Где живут животные?
Д: в лесу.
У: мы идем по лесу (дети показывают)
Со своей собачкой («Ав – ав – ав!»)
Тропинка привела на красивую поляну (Ах –ах- ах!)
Вдруг из-под ног вспорхнула птичка (Ай – ай –ай!)
Кто- то заблудился в лесу и кричит (Ау – Ау –Ау!)
(разделить класс на две группы: сначала одна группа поет «А-у?» (интервал терция, движение вверх) с вопросительной интонацией, а затем им отвечает другая группа «А – у» (интервал терция, движение вниз) с утвердительной интонацией.
У: А теперь все вдруг превратились в какого-либо животного!
Д: дети показывают разных животных.
Показ слайда № 6, 7, 8, 9, 10,11 (звуки)
У: Ежики (Пф-пф) (дыхание)
Тигры (р-р-ры) (дикция)
Дятел (тук-тук) (ритмический рисунок)
Кукушка (ку-ку) (интервал большая терция, движение вниз) с задержкой дыхания)
Поют песню сл. Н.Найденовой, муз. Е.Тиличеевой «Кукушка»
Конь (но-но)
Поют песню сл. Н.Найденовой, муз. Е.Тиличеевой «Конь»
Петух (ку-ка-ре-ку!) (пение 1-3-5-8 ступеней)
Продолжение новой темы.
У: Молодцы!
А давайте послушаем как изобразил петуха композитор... Сен-Санс, и ответим на вопрос:
- Один петух был или нет?
Показ слайда №11 (звук)
Звучит пьеса К.Сен-Санс «Курицы и петух»
Д: не один, наверное, с курицами. (Мне показалось, что это были курицы, они ссорились. А петух их ссору оборвал в конце.)
У: Какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор, чтобы передать нам эту картину?
Д: Средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, темп). Ритм передавал, как курицы кудахчут, темп ускорялся, показывал их ссору. Музыка звучала напряженно, казалось, что они вот-вот подерутся.
У: А из-за чего могли ссориться куры?
Д: Может они нашли зерно или червячка и не могли его поделить.
Д: Мне даже показалось, что курица, которая нашла зерно, убегала от других кур, которые хотели у нее отнять зерно.
У: Значит, на карнавал попали «Петух и куры»
У: Ребята, а у вас есть друзья? а вы часто ссоритесь с друзьями? Могут ли быть друзьями звери? Давайте вспомним мультфильм, в котором главный герой не хотел ни с кем ссориться, и все время повторял одну и ту же фразу...?
Д: Кот Леопольд. «Ребята, давайте жить дружно!
Показ слайда №12 (Кот Леопольд)
У: Тогда споем песню из этого мультфильма.
Показ слайда №12 (Кот Леопольд) (звук)
Исполнение песни «Неприятность эту мы переживем!»
У: В каком мультфильме звери и птицы объединились в одну команду, и стали помогать человеку? Назовите этих животных.
Показ слайда №13 («Бременские музыканты)
Д: Мультфильм «Бременские музыканты», животные – собака, кот, осел и петух.
Исполнение песни «Песня друзей»
IV. Итог урока.
У: Наш урок – путешествие подходит к концу.
- Где мы с вами побывали?
- О каком композиторе вы узнали?
- Какое большое произведение он написал?
- Какие пьесы мы слушали?
- о ком песни мы пели?
У: Но о многом нам предстоит ещё узнать на следующих уроках. А поможет нам в этом МУЗЫКА.
Домашнее задание.
Нарисовать тех животных, которых изобразил нам французский композитор Сен-Санс в произведении «Карнавал животных».