kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальный фольклор.Конспект урока по музыкальной литературе 1 год обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет закрепитьзнания, полученные на предыдущих занятиях, провести контроль, а также углубить тему, расширить кругозор учащихся.На уроке представлены разные формы работы: ответы на вопросы по теме урока,прослушивание музыкальных произведений,  просмотр видео материалов, дидактическая игра, творческие задания, пение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный фольклор.Конспект урока по музыкальной литературе 1 год обучения.»

МОУ ДОД «ДШИ п.Ува »













Конспект урока по теме: «Музыкальный фольклор»

Предмет: Музыкальная литература 1 год обучения.



Составитель: Таланова Т.А.

преподаватель теоретических дисциплин



















Тема урока: Музыкальный фольклор

Цель урока:

-формирование художественно- эстетического вкуса детей

-воспитание любви к своей земле, к своему народу

-пробуждение интереса к русскому фольклору

Задачи:

- обобщить и закрепить знания о русских народных песнях

- развивать творческие способности учащихся в разучивании русской народной песни и импровизации

- оценить степень усвоения пройденного материала

- расширить кругозор учащихся

Тип урока: комбинированный - урок закрепления знаний, контроль и новый материал, углубляющий пройденную тему ( ответы детей, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видео материала, дидактическая игра, творческие задания, разучивание песни, тестовое задание )

Оснащение урока:

оборудование:

аудио, видеоаппаратура, ноутбук, инструмент фортепиано, презентация, нотные примеры, тексты песен, дидактический материал (лото- жанры русской народной песни, проверочный тест).

музыкальный материал:

Русские народные песни: « Щедровочка щедровала», « Как за речкою, да за Дарьею» , «Ни одна во поле дороженька», Колыбельная (А.Лядов), «Я с комариком», «Валенки» в исполнении М.Мордасовой, «Выйду ль я на реченьку» в исполнении Л.Руслановой, « По улице широкой» в исполнении хора им.Пятницкого.





План урока

  1. Организационный момент, проверка домашнего задания.

  2. Повторение (ответы учащихся на вопросы преподавателя, сопровождаемые презентацией).

  3. Закрепление ( дидактические игры, творческие задания, разучивание песни), контроль ( тест письменно)

  4. Новый материал (знакомство с певцами и коллективом, исполняющими русские народные песни )

  5. Объяснение домашнего задания.



Ход урока

  1. Организационный момент, проверка домашнего задания (подобрать или нарисовать картинки к разным жанрам русской народной песни).

  2. Повторение

  1. Что такое фольклор? Назовите отличие народного творчества от профессионального.

  2. Какое общее название имеют самые древние народные песни?

  3. Что играет главную роль в обрядовых песнях, почему? Какая в них мелодия, как она строится?

  4. Одни из древнейших народных песен, рассказывающих о давно прошедших временах. О чем рассказывалось в былинах? Как называли исполнителей былин? На каком инструменте они себе аккомпанировали?

  5. Что в былине главное? Былины сказывались очень спокойно, неторопливо, их напевы складывались из длинных фраз.Для плавности сказа часто вставлялись дополнительные слоги.Существовали былины южные- Киевские, и северные- Новгородские. Кто является их героями ?

  6. Позднее, в 13 – 14 веках появились исторические песни. О чем рассказывалось в этих песнях? Кем они исполнялись? Какой была мелодия по сравнению с былинами?

  7. Песни, в которых раскрывается душа народа? О чем в них поется? ( о девушке – лебедушке,о горькой разлуке, о смерти в поле вдали от дома, о разбойничьей доле)

  8. Назовите особенности мелодии, текста. Как поются ?

  9. Напевы лирических хороводных песен подсказывают танцевальные движения.В песнях повторяются слова «ай, люли», «ой, дид ладо» ( «Во поле береза стояла», «А мы просо сеяли» и др.)

  10. В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать свое умение, ловкость, удаль. Как правило это мужские танцы. В них часто выходят солисты – кто кого перепляшет: знаменитые «Барыня», «Трепак», «Камаринская».

Среди шуточных плясовых песен встречаются такие, в которых ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударениями в тексте. Нарочито «неправильные» ударения можно услышать , например в песне «Я с комариком плясала».

  1. Колыбельные – первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный «укачивающий» ритм выражают нежность матери.

Какие слова часто звучат в колыбельных? Какие персонажи встречаются?



III.Закрепление

  1. Музыкальная викторина.



А сейчас я вам предлагаю угадайку . После прослушивания музыкального фрагмента нужно поднять карточку с названием жанра песни.





Жанровое лото ( Смотри в конце конспекта)

Теперь предлагаю вам сыграть в жанровое лото, после прослушивания задания или вопроса нужно заполнять карту соответствующими маленькими карточками с названиями жанров.



Импровизация мелодии на заданный текст.



Сочинение мелодии ( по желанию) на предложенный текст:

Сею- вею, повеваю, я пшеницей посылаю, с новым годом поздравляю!

Сею- вею, повеваю, овес, ячмень посылаю, счастья, радости желаю!

Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,

Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!

Сею- вею, повеваю, с Новым годом поздравляю!

Прочитав текст, определить жанр песни, подумать, какой должна быть мелодия.

Разучивание колядки «Сею- вею, повеваю»

IV.Новый материал (Презентация)

  1. Нередко на селе выделялись лучшие певцы с хорошим слухом и голосом, они обычно были запевалами и хранителями песен. Кто из вас знает таких певцов? Я хочу вас сегодня познакомить с замечательными артистами, которые оставили свой глубокий след в русской культуре. Первая, о ком я хочу рассказать вам – это Мария Николаевна Мордасова – исполнительница русских песен и частушек. Родилась Мария Николаевна в деревне Нижняя Мазовка в Тамбовской области. Работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в смотре художественной самодеятельности в 1938 году. Жюри высоко оценило дарование певицы и она переехала жить в Воронеж. Зимой 1942-1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых его участниц стала Мария. В 1943-1972 годах она – солистка Воронежского народного хора. Мария Николаевна – собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.

  2. Фото и песня «Валенки»

  3. Теперь я расскажу вам еще об одной замечательной русской певице – это Лидия Андреевна Русланова. Родилась в 1900 году в крестьянской семье. Когда девочке было 5 лет, мама ее умерла, а отец погиб в русско-японскую войну. До 14 лет Л.А. воспитывалась в сиротском приюте. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и служила в санитарном поезде. Во время Великой Отечественной войны вела активную концертную деятельность и была отмечена правительственными наградами.

  4. Фото и песня

  5. Песня в начале 20 века была общедоступным жанром и пелась коллективно. Появилась потребность в создании народных хоров. В 1904 году появился один из первых народных хоров в России.Организатором его стал Митрофан Ефимович Пятницкий ( 1864-1927г). Он ездил по российским деревням, прослушивал и отбирал лучшие голоса девчонок и ребят. Так и возник хор под управлением талантливого артиста. М.Е.Пятницкий – не только создатель замечательного коллектива, он – собиратель русского народного творчества. Им записано на фонограф около 400 песен (в основном воронежских). Кроме того, Пятницкий является еще собирателем народных костюмов и инструментов. В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из Московских больниц, куда поступали раненые солдаты. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов» ( в числе поющих был и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.

  6. Фото М.Е.Пятницкого

  7. Видео – запись выступления хора им.Пятницкого с песней « По улице широкой»

  8. « Народная песня, эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем…Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…Народная песня исчезает и её надо спасать». Как вы понимаете эти слова М.Е.Пятницкого, согласны ли вы с ним?



  1. Объяснение домашнего задания

В качестве домашнего задания я предлагаю вам 1) написать сочинение о народной песне, о том нужно ли собирать и хранить их, для чего это нужно или

2) узнать и записать имена певцов и названия коллективов, исполняющих народные песни (20 века и современных)



Спасибо всем за работу на уроке, до свидания.











Использованная литература:



  1. Барабошкина А.В.Сольфеджио для 2-го класса ДМШ.- М.: Музыка, 1987.

  2. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество.- М.: Музыка, 1969.

  3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2000.

  4. Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии: Рассказы тётушки Ферматы / Учебник для 3-го класса ДМШ и ДШИ.М.: ООО « Издательство « РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Музыкальный фольклор.Конспект урока по музыкальной литературе 1 год обучения.

Автор: Таланова Татьяна Анатольевна

Дата: 04.06.2017

Номер свидетельства: 420331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства