Музыкальный фольклор.Конспект урока по музыкальной литературе 1 год обучения.
Музыкальный фольклор.Конспект урока по музыкальной литературе 1 год обучения.
Данная разработка позволяет закрепитьзнания, полученные на предыдущих занятиях, провести контроль, а также углубить тему, расширить кругозор учащихся.На уроке представлены разные формы работы: ответы на вопросы по теме урока,прослушивание музыкальных произведений, просмотр видео материалов, дидактическая игра, творческие задания, пение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальный фольклор.Конспект урока по музыкальной литературе 1 год обучения.»
МОУ ДОД «ДШИ п.Ува »
Конспект урока по теме: «Музыкальный фольклор»
Предмет: Музыкальная литература 1 год обучения.
Составитель: Таланова Т.А.
преподаватель теоретических дисциплин
Тема урока: Музыкальный фольклор
Цель урока:
-формирование художественно- эстетического вкуса детей
-воспитание любви к своей земле, к своему народу
-пробуждение интереса к русскому фольклору
Задачи:
- обобщить и закрепить знания о русских народных песнях
- развивать творческие способности учащихся в разучивании русской народной песни и импровизации
- оценить степень усвоения пройденного материала
- расширить кругозор учащихся
Тип урока: комбинированный - урок закрепления знаний, контроль и новый материал, углубляющий пройденную тему ( ответы детей, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видео материала, дидактическая игра, творческие задания, разучивание песни, тестовое задание )
Оснащение урока:
оборудование:
аудио, видеоаппаратура, ноутбук, инструмент фортепиано, презентация, нотные примеры, тексты песен, дидактический материал (лото- жанры русской народной песни, проверочный тест).
музыкальный материал:
Русские народные песни: « Щедровочка щедровала», « Как за речкою, да за Дарьею» , «Ни одна во поле дороженька», Колыбельная (А.Лядов), «Я с комариком», «Валенки» в исполнении М.Мордасовой, «Выйду ль я на реченьку» в исполнении Л.Руслановой, « По улице широкой» в исполнении хора им.Пятницкого.
Повторение (ответы учащихся на вопросы преподавателя, сопровождаемые презентацией).
Закрепление ( дидактические игры, творческие задания, разучивание песни), контроль ( тест письменно)
Новый материал (знакомство с певцами и коллективом, исполняющими русские народные песни )
Объяснение домашнего задания.
Ход урока
Организационный момент, проверка домашнего задания (подобрать или нарисовать картинки к разным жанрам русской народной песни).
Повторение
Что такое фольклор? Назовите отличие народного творчества от профессионального.
Какое общее название имеют самые древние народные песни?
Что играет главную роль в обрядовых песнях, почему? Какая в них мелодия, как она строится?
Одни из древнейших народных песен, рассказывающих о давно прошедших временах. О чем рассказывалось в былинах? Как называли исполнителей былин? На каком инструменте они себе аккомпанировали?
Что в былине главное? Былины сказывались очень спокойно, неторопливо, их напевы складывались из длинных фраз.Для плавности сказа часто вставлялись дополнительные слоги.Существовали былины южные- Киевские, и северные- Новгородские. Кто является их героями ?
Позднее, в 13 – 14 веках появились исторические песни. О чем рассказывалось в этих песнях? Кем они исполнялись? Какой была мелодия по сравнению с былинами?
Песни, в которых раскрывается душа народа? О чем в них поется? ( о девушке – лебедушке,о горькой разлуке, о смерти в поле вдали от дома, о разбойничьей доле)
Назовите особенности мелодии, текста. Как поются ?
Напевы лирических хороводных песен подсказывают танцевальные движения.В песнях повторяются слова «ай, люли», «ой, дид ладо» ( «Во поле береза стояла», «А мы просо сеяли» и др.)
В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать свое умение, ловкость, удаль. Как правило это мужские танцы. В них часто выходят солисты – кто кого перепляшет: знаменитые «Барыня», «Трепак», «Камаринская».
Среди шуточных плясовых песен встречаются такие, в которых ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударениями в тексте. Нарочито «неправильные» ударения можно услышать , например в песне «Я с комариком плясала».
Колыбельные – первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный «укачивающий» ритм выражают нежность матери.
Какие слова часто звучат в колыбельных? Какие персонажи встречаются?
III.Закрепление
Музыкальная викторина.
А сейчас я вам предлагаю угадайку . После прослушивания музыкального фрагмента нужно поднять карточку с названием жанра песни.
Жанровое лото ( Смотри в конце конспекта)
Теперь предлагаю вам сыграть в жанровое лото, после прослушивания задания или вопроса нужно заполнять карту соответствующими маленькими карточками с названиями жанров.
Импровизация мелодии на заданный текст.
Сочинение мелодии ( по желанию) на предложенный текст:
Сею- вею, повеваю, я пшеницей посылаю, с новым годом поздравляю!
Прочитав текст, определить жанр песни, подумать, какой должна быть мелодия.
Разучивание колядки «Сею- вею, повеваю»
IV.Новый материал (Презентация)
Нередко на селе выделялись лучшие певцы с хорошим слухом и голосом, они обычно были запевалами и хранителями песен. Кто из вас знает таких певцов? Я хочу вас сегодня познакомить с замечательными артистами, которые оставили свой глубокий след в русской культуре. Первая, о ком я хочу рассказать вам – это Мария Николаевна Мордасова – исполнительница русских песен и частушек. Родилась Мария Николаевна в деревне Нижняя Мазовка в Тамбовской области. Работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в смотре художественной самодеятельности в 1938 году. Жюри высоко оценило дарование певицы и она переехала жить в Воронеж. Зимой 1942-1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых его участниц стала Мария. В 1943-1972 годах она – солистка Воронежского народного хора. Мария Николаевна – собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.
Фото и песня «Валенки»
Теперь я расскажу вам еще об одной замечательной русской певице – это Лидия Андреевна Русланова. Родилась в 1900 году в крестьянской семье. Когда девочке было 5 лет, мама ее умерла, а отец погиб в русско-японскую войну. До 14 лет Л.А. воспитывалась в сиротском приюте. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и служила в санитарном поезде. Во время Великой Отечественной войны вела активную концертную деятельность и была отмечена правительственными наградами.
Фото и песня
Песня в начале 20 века была общедоступным жанром и пелась коллективно. Появилась потребность в создании народных хоров. В 1904 году появился один из первых народных хоров в России.Организатором его стал Митрофан Ефимович Пятницкий ( 1864-1927г). Он ездил по российским деревням, прослушивал и отбирал лучшие голоса девчонок и ребят. Так и возник хор под управлением талантливого артиста. М.Е.Пятницкий – не только создатель замечательного коллектива, он – собиратель русского народного творчества. Им записано на фонограф около 400 песен (в основном воронежских). Кроме того, Пятницкий является еще собирателем народных костюмов и инструментов. В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из Московских больниц, куда поступали раненые солдаты. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов» ( в числе поющих был и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.
Фото М.Е.Пятницкого
Видео – запись выступления хора им.Пятницкого с песней « По улице широкой»
« Народная песня, эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем…Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…Народная песня исчезает и её надо спасать». Как вы понимаете эти слова М.Е.Пятницкого, согласны ли вы с ним?
Объяснение домашнего задания
В качестве домашнего задания я предлагаю вам 1) написать сочинение о народной песне, о том нужно ли собирать и хранить их, для чего это нужно или
2) узнать и записать имена певцов и названия коллективов, исполняющих народные песни (20 века и современных)
Спасибо всем за работу на уроке, до свидания.
Использованная литература:
Барабошкина А.В.Сольфеджио для 2-го класса ДМШ.- М.: Музыка, 1987.