Просмотр содержимого документа
«Музыкальное путешествие во Францию (конспект урока, 4 класс)»
Конспект урока «Музыкальное путешествие во Францию»
Тема учебного занятия: «Музыкальное путешествие во Францию».
Класс: 4-й класс.
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.
Форма: урок-путешествие.
Цель учебного занятия: формирование представлений о музыкальной культуре Франции.
Задачи:
познакомить учащихся с музыкой Франции, подвести их к пониманию, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ.;
развивать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; воображение; стимулировать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала;
воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
Ход урока
Вход в класс под музыку Ж.Бизе «Увертюра к опере «Кармен»
Учитель: Под какую музыку мы вошли сегодня в класс? (ответы детей)
Для полного определения темы предлагаю послушать еще одно музыкальное произведение:
Слушание: Вальс «Под небом Парижа» в исполнении Мирей Матье
(Ответы детей: Прозвучала французская музыка)
Учитель: Как вы догадались? (Ответы детей: по словам, пропевались французские слова)
Учитель: Совершенно верно. Как вы думаете, так в какую же страну мы сегодня совершим с вами наше музыкальное путешествие? Что мы будем делать на уроке? (ответы детей)
Музыка Франции. Её истоки восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Литературные и изобразительные материалы свидетельствуют о том, что музыке, танцу отводилась существенная роль в жизни народа. Музыка была важным элементом семейного быта, религиозных обрядов. Существовали многочисленные жанры народных песен: лирические, любовные, песни-жалобы, танцевальные, сатирические, песни ремесленников, календарные, трудовые, исторические, военные, песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями, — песни о деяниях. Среди лирических песен особое место занимают пасторали — идеализация сельской жизни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях. Народная песня связана с танцем, среди древнейших народных танцев — разнообразные хороводы, групповые и парные пляски — жига, бурре, ригодон, фарандола, бранль, паспье.
Вместе с христианством получает распространение церковная музыка, на которую оказывала влияние народная музыка, и церковь вынуждена была использовать в богослужении народно-песенный материал, приспосабливать латинские тексты к бытующим народным мелодиям.
Наряду с культовой развивалась и светская музыка, которая звучала в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов в исполнении бродячих артистов — жонглёров, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов — тамбурина, барабана, флейты. В феодальных замках расцветало творчество менестрелей, трубадуров, труверов (странствующие рыцари). В своих сочинениях они прославляли мужество и благородство воинов, воспевали любовь к прекрасной даме. Их искусство способствовало развитию музыкальных жанров и форм — баллады, рондо. В эпоху Возрождения (15 век), складывается светская многоголосная песня — шансон, которая была жанром профессионального искусства, но не потерявшая связь с бытовыми песнями.
Сегодня мы послушаем старинный французский танец фарандолу в современной обработке. Слушайте внимательно и с помощью таблицы эмоциональных настроений дайте музыкальную характеристику этому танцу.
Слушание и анализ прослушанного произведения
Составление кластера: фарандола – танцевальная, радостная, весёлая, звонкая, лёгкая, разнообразная то живая, то спокойная.
Понятен ли нам, не знающим французского языка музыкальный язык танца?
К фарандоле обращались не только французские композиторы Ж.Бизе, Ш. Гуно, но и русские — А.Глазунов, П. Чайковский. О чём это говорит?
(Что между музыкой разных стран нет непереходимых границ)
Учитель: сегодня мы познакомимся с вами ещё с одним народным танцем
Это французский танец Канкан — он алжирского происхождения с характерным па — высоким подниманием ноги, использовался во французской оперетте. Послушаем его и постараемся несложными движениями передать характер этого танца.
Слушание и выполнение двигательных упражнений под музыку.
Анализ:
- составление кластера: канкан – очень быстрая, очень весёлая, очень живая, полётная, бойкая, бодрая, яркая, энергичная, подвижная.
- В переводе слово канкан означает шум, гам. Соответствует наша музыкальная характеристика значению этого слова?
Вокально-хоровая работа над французской народной песней «Пастушья пенсня»
Рефлексия:С музыкой какой страны мы познакомились на уроке?Какая музыка по характеру звучала?Что можно делать под эту музыку?Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
Учитель:При входе в класс звучала музыка, которую написал французский композитор Ж.Бизе. Увертюра из оперы «Кармен». Под эту же музыку вы выйдете из класса. А при выходе прикрепите на доску ту цветную нотку, которая соответствует вашему настроению.
Выход из класса под музыку Ж.Бизе «Увертюра из оперы «Кармен»