kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель" – взгляд нашего современника на Россию ХIХ века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • музыкальное и нравственное воспитание школьников;
  • интеграция литературы и музыки;

Задачи:

  1. Направить детей на осмысление музыкального образа в услышанной музыке.
  2. Развивать образное восприятие, детскую фантазию, самостоятельность мышления.
  3. Воспитывать чувство прекрасного через произведения музыкального искусства.

Тип урока: урок - лекция.

Форма воздействия: фронтальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель" – взгляд нашего современника на Россию ХIХ века». »

«Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель" – взгляд нашего современника на Россию ХIХ века».

Цели:

  • музыкальное и нравственное воспитание школьников;

  • интеграция литературы и музыки;

Задачи:

  1. Направить детей на осмысление музыкального образа в услышанной музыке.

  2. Развивать образное восприятие, детскую фантазию, самостоятельность мышления.

  3. Воспитывать чувство прекрасного через произведения музыкального искусства.

Тип урока: урок - лекция.

Форма воздействия: фронтальная.

Музыкальный материал:

  • музыкальная сюита Г.В. Свиридова «Метель»:

    • «Тройка»;

    • «Метель»;

    • «Венчание»;

    • «Весна, осень»;

    • «Пастораль»;

    • «Военный марш»;

    • «Романс».

Литературный материал: повесть А.С. Пушкина «Метель».

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, фортепиано.

Слайд 1

Наша встреча посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Что же объединяет этих двух великих людей? ...Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.

Слайды 2-3

Композитора очень привлёк простой, искренний сюжет повести и он написал ряд удивительных музыкальных пьес, объединив их общим замыслом, выстроил сюиту, то есть цикл произведений.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» - это взгляд нашего современника на Россию XIX века. Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Итак, послушайте рассказ:

Зима 1812 года. В поместье Ненарадово жил Гаврила Гаврилович – добрый помещик, который славился во всей округе гостеприимством и радушием. Была у него дочь 17-летняя барышня Марья Гавриловна или просто Машенька. Она считалась богатой невестою, была хорошо воспитана, добра и мила. Не избалованная большим обществом, светскими балами, жизнь её текла спокойно, заполненная чтением книг. Чистая душа, доброта и достоинство особенно привлекали в её характере. Машенька тайно была влюблена в юношу, который служил армейским прапорщиком, и в это время находился в отпуске в их деревне. Звали его Владимиром…

Любовь их была взаимна, но родители Маши, заметив симпатии молодых людей, запретили ей встречаться и даже думать о нём, так как считали Владимира недостойной партией для Марьи Гавриловны, потому что он был беден. Но молодые люди продолжали встречаться тайно, и даже переписывались. Переписываясь, они дошли до следующего рассуждения: Владимир предложил Машеньке тайно венчаться, уехать на некоторое время, а затем, вернувшись, броситься к ногам родителей, и таким образом вернуть их милость и прощение. Девушка долго колебалась, и, наконец, согласилась на побег.

И вот…

В назначенный день, вечером, под предлогом головной боли, Маша ушла в свою комнату и вместе со служанкой стала укладывать свои вещи. Затем написала длинное письмо к родителям, где прощалась с ними в самых трогательных выражениях, объясняла свой проступок тем, что сильно любила Владимира…Всё было готово!

Через несколько минут она должна была оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. Когда в доме всё утихло и заснуло, Маша, потеплее укутавшись шалью, вместе со служанкой вышли на заднее крыльцо дома. На дворе была метель, ветер дул навстречу, как будто хотел остановить девушку. В конце сада, на дороге их ждала тройка лошадей, их отправил Владимир для невесты. Кучер помог девушкам сесть в сани, уложил вещи, и тройка с бубенцами помчалась по ровному, заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание.

Слайд 4

Сейчас мы послушаем 1-ое произведение из сюиты Свиридова, называется «Тройка».

Слайд5

Здесь вы услышите перезвон колокольчиков и картины зимней русской природы, а главное: состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. В целом, это произведение носит тревожный характер.

Звучит «Тройка».

Слайд 6

Тройка лошадей благополучно доставила девушек в церковь, но Владимира там не оказалось. Что же случилось?

Юноша целый день был в разъезде: утром, побывав в церкви, договорился со священником, затем встретился с друзьями, уговорил их быть свидетелями на венчании, и ещё много приготовлений было у него в этот день. Вечером, отправив тройку лошадей для Маши, сам велел заложить маленькие сани и один, без кучера, отправился в село, где была церковь. Дорога была ему знакома, а езды всего 20 минут. Он выехал в поле, где уже неслась позёмка, дул ветер, и начиналась метель. Взяв направление к церкви, Владимир задумался, погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Замечтавшись, юноша не заметил, как сбился с дороги…

Горячее ожидание встречи, взволнованное биение сердца на фоне начинающейся метели – всё это вы услышите сейчас в изящном вальсе «Метель».

Слайды 7-8

Очнувшись от мечтаний, Владимир вдруг увидел, что дорогу всю замело, поднялся страшный ветер, всё исчезло в снежной мгле, сквозь которую летели хлопья снега. Он ехал по сугробам, поминутно опрокидывались сани, лошадь устало проваливалась в снег. Владимир пытался выехать на нужную дорогу, надеясь увидеть желанный огонёк церкви, но всё было напрасно. Вокруг не было видно ничего. Время шло, метель усилилась, и он с ужасом понял, что заблудился.

А в это время, в церкви уже все заждались жениха. Машенька томилась в ожидании, её тревожило, что метель не утихала, а Владимира всё не было. От тяжёлых предчувствий, тревог, барышне стало совсем плохо, она была уже в состоянии обморока. Служанка и друзья Владимира утешали её, как могли и все ждали ...

Всё это происходило поздно вечером в январе 1812 года – время историческое, когда шла война России с французской армией во главе с Наполеоном. И в эту же ночь, в самую бурю, мимо этой же церквушки, проезжал молодой офицер, дворянин Бурмин. Он спешил в свой полк, но в дороге его застала метель, и он с ямщиком, что бы переждать бурю, заехал в церковь. Как только Бурмин вошёл в церковь, слабо освещённую тремя свечами, к нему подошёл старый священник с вопросом: «Прикажете начинать?...»

Ничего не поняв, Бурмин рассеянно проговорил: «Начинайте, начинайте, батюшка ».

Священник вдруг повёл офицера к алтарю, перед налоем к нему подвели красивую барышню…Полутёмное помещение, торопливость окружающих людей, трогательно – милое, усталое лицо девушки, - всё это было загадочно и непонятно…

Началось венчание. Когда священник сказал: «Поцелуйтесь!», девушка вдруг ахнула, закричав: «Не он! Это не он!», и упала в обморок. Все испуганно оглянулись на молодого человека, и Бурмину ничего не оставалось, как быстро выйти, приказав ямщику «Трогай!»

Слайд 9

Сейчас вы услышите третью пьесу «Венчание». В начале, музыка передаёт томление и печаль Маши, затем торжественные аккорды символизируют обряд венчания. Заканчивается пьеса напряжённо, вопросом: « Что же дальше?»

А настоящий жених Владимир только под утро, когда рассвело, смог подъехать к церкви, усталый и несчастный. А каково известие ожидало его? От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него…

Не встретившись больше с Машей, Владимир навсегда покидает свою деревню и уезжает в армию. Машенька же, вернувшись домой после страшно – неожиданного потрясания, слегла и сильно заболела. Никто в доме не знал о предполагаемом побеге, тайна была сохранена всеми заговорщиками, но в бреду она сама беспрестанно высказывала свою тайну и родители, не отходившие от её постели, поняли, что Маша была сильно влюблена во Владимира, и что любовь, вероятно, была причиной болезни. Посоветовавшись, родители Маши решили, что бедность – не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и послали за Владимиром, что бы объявить согласие на брак. Но каково же было изумление добрых помещиков о том, что Владимир неожиданно уехал в армию, на войну…

Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Она сохраняла свою тайну в девичьем сердце. Так прошли весна, лето, наступила осень…

Слайды 10-12

Послушайте две пьесы из сюиты, которые так и называются: «Весна и осень».

Каждая из них точно характеризует время года и настроение девушки. Интересно, что Свиридов сочинил их в одноимённых тональностях. «Весна» - пробуждение природы написана в звонком ля мажоре. «Осень» - сожаление об уходящем годе – в грустном ля миноре. И конечно, мы услышим душевное одиночество и грусть Машеньки.

Прошли три года: за это время несколько событий произошло в жизни Маши. Первое: она узнаёт известие о гибели её друга Владимира, погиб на войне. Другая печаль посетила её: умер добрый Гаврила Гаврилыч – отец Маши, оставив её наследницей большого имения. После смерти батюшки, Марья Гавриловна с матерью переезжают в Московскую губернию, ближе к столице. Жизнь продолжается, лето сменяет осень, осень – зиму, меняются времена года, меняются и настроения.

Слайды 13-15

Следующим произведением будет «Пастораль» - картина русской природы с её раздольем, просторами, безмятежной сельской жизнью. Музыка этой пьесы как бы говорит: «Жизнь продолжается, несмотря ни на что!».

Между тем война с французами закончена, и русские полки с победой возвращаются из заграницы. Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове: Отечество. Народ бежал навстречу своим победителям, повсюду играла музыка, звучали военные марши.

Слайды 16-18

Бодро, радостно и восторженно звучит «Военный марш».

В это блистательное время Маша жила с матерью в губернии, где так же, как и в столице, с восторгом встречали возвращение войск, а появление гусаров в этих местах было настоящим торжеством!

Машеньке минуло двадцать лет, она по-прежнему была привлекательна, умна и приветлива. Потому была окружена многими поклонниками, но все должны были отступить, когда появился в её доме гусарский полковник Бурмин. Ему было около 26 лет, и приехал он в своё поместье, находившееся по соседству с деревней Марьи Гавриловны. Бурмин был, в самом деле, очень милый молодой человек – учтивый, остроумный, внимательный. Когда он появлялся в их доме, обыкновенная задумчивость Маши оживлялась. Ей было просто и хорошо с ним. Они подолгу беседовали, шутили, гуляли по саду. Незаметно их встречи, непринуждённые разговоры перешли в нежную дружбу и любовь. Но признаться в своём чувстве молодому офицеру что - то мешало. Для Маши это было загадкой: робость или гордость, что удерживало этого смелого благородного человека в признании любви?

Всем нравился полковник Бурмин, его живой ум, красота, выправка. И уже соседи поговаривали о свадьбе, а мать Маши, Прасковья Петровна, нарадоваться не могла, что дочь её наконец нашла себе достойного жениха.

Однажды, старушка сидела одна в гостиной, как вошёл Бурмин и сразу осведомился о Маше. «Она в саду, - отвечала она, - подите к ней». Найдя Машеньку у пруда, под ивою, с книгой в руках и в белом платье, Бурмин решил тотчас объясниться и объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, но одно обстоятельство сдерживает и терзает его. И он с волнением рассказал о странном венчании с незнакомой ему молодой девушкой, которое произошло поздно вечером, в метель, зимой 1812 года «Непонятная, непростительная ветреность, я не придал важности в моей преступной проказе.., я женат уже четвёртый год, и не знаю, кто моя жена и где она, не знаю, как зовут деревню, где я венчался»…Боясь взглянуть на Машу, Бурмин продолжал свой рассказ, а Марья Гавриловна, слушая его, вновь и вновь пережив ту страшную ночь и венчание в церкви, воскликнула: «Боже мой! Так это были вы?! И вы не узнаёте меня?»

Бурмин побледнел…Всмотрелся в милое, взволнованное лицо Маши и всё поняв, бросился к её ногам!!! Счастье и любовь вернулись к нашим героям.

А любовь, по выражению Пушкина, – мелодия.

Слайды 19-21

Весь этот разговор вы сейчас услышите в музыке «Романса» - последнем произведении сюиты. Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

Слайд22


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Антонова галина Ивановна

Дата: 19.07.2015

Номер свидетельства: 223112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства