по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
и музыке Э. Грига
Цели: осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, изобразительное искусство, ритмика), воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
Задачи: 1. Формировать эстетические и нравственные переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе. Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором;
умение высказывать свое отношение к написанному автором; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
2. Продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига, прослушать и провести музыкальный анализ произведения «Концерт для фортепиано с оркестром» (мелодия из 1 части), сопоставив музыку с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и рассмотреть серию картин на темы «Осень»и «Норвежская природа» в изобразительном искусстве. Провести беседу на экологическую тему.
3. Повторить разученные песни, использовать музыкально-ритмические движения, творческие задания, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: 1. Развивать музыкальные способности и вокально-хоровые навыки, ритмическое чувство и творческие способности школьников, исполнительско-творческих умения и навыки.
2. Развивать познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока. Развивать правильность выполнения музыкально- ритмических движений.
Воспипитывающие:1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, уважение к труду писателя, музыканта и художника.
2. Воспитывать в школьниках эстетические и экологические чувства.
3. Воспитывать дружеские отношения и аккуратность при выполнении музыкально-ритмических движений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка в рассказах К.Паустовского. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 14»
«Волшебник и великий музыкант»
Конспект урока музыки в 5 классе
по учебнику В.В.Алеева, Т.И. Науменко,
в основу, которого положена концепция основного
(общего) образования Д.Б.Кабалевского
Автор-составитель
Анна Александровна Захарова,
учитель музыки
Полысаево
2013
Тема урока: «Волшебник и великий музыкант»
Интегрированный урок-исследование в 5-м классе
по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
и музыке Э. Грига
Цели: осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, изобразительное искусство, ритмика), воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
Задачи: 1. Формировать эстетические и нравственные переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе. Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором;
умение высказывать свое отношение к написанному автором; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
2. Продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига, прослушать и провести музыкальный анализ произведения «Концерт для фортепиано с оркестром» (мелодия из 1 части), сопоставив музыку с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и рассмотреть серию картин на темы «Осень»и «Норвежская природа» в изобразительном искусстве. Провести беседу на экологическую тему.
3. Повторить разученные песни, использовать музыкально-ритмические движения, творческие задания, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: 1. Развивать музыкальные способности и вокально-хоровые навыки, ритмическое чувство и творческие способности школьников, исполнительско-творческих умения и навыки.
2. Развивать познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока. Развивать правильность выполнения музыкально- ритмических движений.
Воспипитывающие:1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, уважение к труду писателя, музыканта и художника.
2. Воспитывать в школьниках эстетические и экологические чувства.
3. Воспитывать дружеские отношения и аккуратность при выполнении музыкально-ритмических движений.
Тип урока: Углубление знаний. Обобщение.
Методы: Беседа, исполнение, исследование, показ.
Оборудование: музыкальные инструменты: синтезатор, сборники произведений Э. Грига; магнитофон, аудиокассета; декорации, книги о К. Паустовском и Э. Григе; портреты К. Паустовского и Э. Грига; эмблемы для «биографов», «исполнителей», «музыковедов», - карточки с названием групп, плакаты: «Стихотворение И. Северянина «Григ».
Ход урока
1.. Музыкальное приветствие (слайд №1)
2. Повторение пройденного
-Назовите писателя следующего отрывка:
«Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.
- Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати.- Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах…Незнакомец продолжал играть…» (К.Паустовский «Старый повар»)
- Музыка какого композитора звучит в рассказе «Старый повар»? (Австрийского композитора В.А.Моцарта)
- Какое воздействие произвела музыка на старого повара?
( В.А.Моцарт своей музыкой помог старому повару забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминание, пробудил радостные и светлые чувства, т.е. доставил человеку счастье).
4. Знакомство с новой темой
- А вот К.Паустовский в своём рассказе «Фенино счастье» так объяснил понятие счастья: (слайд № 2)
Каждый понимает счастье по-своему.
У каждого оно своё. Но есть вещи, которые
одинаково у всех вызывают подъём и чувство
счастья.
- Какие?
- Ну, хотя бы музыка или картины.
К.Паустовский «Фенино счастье»
- Эти слова послужат эпиграфом урока. Счастье ..Счастье.. Для каждого человека это слово имеет определённый смысл. Испытываете ли вы эстетическое счастье от просмотра красивых картин, от чтения литературного произведения, от прослушивания музыкального произведения? (..если красивая картина, если приятная музыка, если интересная книга…)
- Писатель, художник, композитор своими произведениями искусства старается каждому человеку отдать частицу своей души, чтобы люди испытали эстетическое наслаждение от общения с прекрасным.
- Сегодня на уроке речь пойдёт о писателе Константине Паустовском(слайд №3) и композиторе, фамилию которого вы мне назовёте, прослушав музыкальные фрагменты его произведений…
Слушание музыкальных фрагментов: «В пещере горного короля», «Утро»
( Норвежский композитор Э.Григ) (слайд №4) Тема урока: «Эдвард Григ-«волшебник и великий музыкант».(слайд №5)
У: Уважаемые гости, и так, мы вместе с «биографами», «музыковедами» и «литераторами» отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки Константином Паустовским и Эдвардом Григом. А также проведем небольшое исследование, в котором выясним, являются ли события, описанные в рассказе К. Паустовского из жизни Э. Грига (слайд №6)
1) реальными,
2) вымышленными,
3) или же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.
На фоне музыки Э. Грига учитель читает отрывок из рассказа Е. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Звучит фрагмент лирической пьесы «Утро»
У: Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. (слайд №7) Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо.(слайд №8) Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
- «Биографы», конечно же, догадались, из какого произведения этот отрывок.
Д (дети): Это отрывок из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».(слайд №9)
У: Природу, какой страны описывает Паустовский?
Д: Паустовский описывает природу Норвегии.
У: Какими художественными средствами пользуется писатель, описывая природу родной для Грига Норвегии?
Д: Писатель использует выразительные средства языка: сравнение – «эхо, как птица-пересмешник», олицетворение – «туман шуршит», «капли твердили», чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы,эпитет - грибной воздух.
Словарные слова на доску выписать: сравнение, олицетворение, эпитет.
У: Спасибо, ребята. Вы убедили нас в том, что Паустовский действительно мастер слова.
У: А теперь вопрос «музыковедам». Вы узнали пьесу, которая сопровождала фрагмент текста?
Д: Это пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
У: Правильно.
У: Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа?
Д: Да, музыка созвучна.
У: Напоем мелодию пьесы «Утро».
5. Распевание. (слайд №10)
Д: Исполняют мелодию пьесы «Утро» со словами:
Солнышко входит, и небо светлеет,
Природа проснулась, и утро пришло.
(слайд №11), (слайд №12) Скороговорка:
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
- Челка пчелке ни к чему.
Ос-ос-ос - на поляне много ос.
Су-су-су - было холодно в лесу.
Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.
Повторить разученную песню «Под новый год как в сказке»
- Чтобы глубже понять, прочувствовать и проанализировать рассказ К. Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Эдварда Грига и его жизнь.
Вопрос к «биографам».
- В чем значение творчества Эдварда Грига? (слайд № 13)
«Биографы» №1: Э. Григ – великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки. Э. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру. Путь к Григу, путь к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной страны Норвегии.
Сценка (3 ученика)
«Литераторы №1,2,3». Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
- Как тебя зовут, девочка? - спросил Григ.
- Дагни, - вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.
- Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
«Я напишу музыку, - решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
У. Конечно, невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. Но подумайте, о чём могла быть эта музыка Э.Грига?
Д. (размышление)
Давайте послушаем «1-ую часть концерта для фортепиано с оркестром» Э.Грига. (слайд №14 ) Верны ли ваши размышления?
Слушание « Концерт для фортепиано с оркестром 1 часть»
У. Оказались ли вы правы? Что означает термин «концерт»? (слайд №15)
- Предлагаю для большего понимания музыки провести музыкальный анализ произведения.
Предлагается схема анализа музыкального произведения.(слайд №16, 17)
У. Послушайте, как К.Паустовский описывает те образы, которые представлял Э.Григ:
«Литераторы №4»: «Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата, поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни». Григ думал так и играл обо всём, что думал».
У. Что в понимании Э.Грига счастье?
Д. «Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант», т.е. счастье – это самоотдача.
У. Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение?
«Литераторы №5»: «Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье».
«Литераторы №6»: «Каждый слушал по-своему. Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.
«Литераторы №7»: «Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся золотыми ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов».
У. А почему этих слушателей Э.Григ ценил больше?
Д. Григ ценил их больше потому, что они были более искренними, отвлекались от своих таких важных занятий. Это природные слушатели, естественные. Каждый из них слушал музыку сердцем, ведь они не профессионалы.
У. В какое время года произошла встреча Э.Грига с девочкой? Как описывает норвежскую осень К.Паустовский?
«Литераторы №8». «Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах».
Картинная галерея (слайд № 18-28 )
У. Перейдём в картинную галерею. Рассмотрите картины. Какая картина не соответствует описанию норвежской природы? (берёзовая роща). В чём своеобразие природы Норвегии?
Д: Рассказы детей о своих впечатлениях.
У. Действительно, посмотрите, Э. Григ – музыкой, К. Паустовский - рассказом творят волшебство. А какое это волшебство?
Д. Они заставляют нас думать, размышлять, представлять красоту природы, наслаждаться ею и беречь её красоту.
У: Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви к природе. (слайд № 29)
- А среди вас есть защитники природы?
- Какие поступки вы совершили, чтобы сохранить природу своего города, своей страны?
- Эдвард Григ и Константин Паустовский очень любили природу, для них жизнь среди родной природы была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения.
У. И нам музыкально-двигательная минутка придаст сил.
Физминутка под песню «Новый год – весёлый праздник»
Вопросы к «биографам».
У: Как вы думаете, почему К. Паустовский описывает случай, связанный с маленькой девочкой?
- Почему герой рассказа «Корзина с еловыми шишками» Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?
- Было ли в жизни Э. Грига что-то подобное, что описывает К. Паустовский?
«Биографы №2»: «Григ очень любил детей. У него была дочь Александра. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года. Она была красивым, милым ребенком, развитым и умным; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать музыку Шумана, так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было».
У: Через всю жизнь пронес утрату Э. Григ в своем сердце. Любовь к ней он перенес на своих друзей – ребятишек.
«Биографы № 3»: «Для занятий музыкой в последние годы жизни Григ построил небольшой домик у озера специально для творческой работы, во время которой, никто не смел ему мешать. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».
Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.
У: Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, конечно, в каждой девочке он видел свою дочь. Это, безусловно, понимал и К. Паустовский.
У. А теперь вернемся к произведению Паустовского.
- Почему композитор обещал девочке сделать подарок только через несколько лет? Ответьте цитатой из книги.
«Литераторы № 9»: «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
У: Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных пьес обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям.
У.: Э. Григ посвящал свои произведения близким, любимым и дорогим ему людям: музыкантам, композиторам, друзьям!
- Почему именно Дагни захотел Григ посвятить свою музыку?
Д.: «Еще десять лет назад Григ почувствовал ее чистую добрую душу, ее музыкальность, любовь к природе».
- Какие чувства испытала Дагни, когда человек во фраке произнёс: «Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет!»
«Литераторы № 10»: «Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться».
«Литераторы №11» «Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!
Так, значит, это был он! Тот седой высокий человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!»
У.: Была ли счастлива Дагни? (Да).
- Что для вас означает слово «счастье»?
- В словаре С.И.Ожегова так даётся определение слову «счастье» : (слайд №30)
«Счастье» - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Успех, удача.
6. Итог урока
- К какому выводу мы пришли в процессе исследования?
- Какими являются события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига? (слайд № 31)
1) реальными - нет
2) вымышленными - нет
3) взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.
По вашим ответам понятно, что «музыковеды», «биографы и «литераторы», «исполнители» очень хорошо потрудились, готовясь к этому уроку: читали книги о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, высказывания великих писателей и музыкантов о них, слушали музыку.
- Приближается Новогодний праздник, и я думаю, что это самый счастливый праздник для всех ребят. Повторим песню об этом празднике.
Песня «Новый год»
У. Если урок вам понравился, и вам было интересно, возьмите со своего стола солнышко, чтобы оно вас всегда сопровождало, а если вы уходите с плохим настроением с урока, возьмите с собой тучку.
Литература:
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж,1998.
Ансерме Э. Беседы о музыке.- Л.,1985.
Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки.- Л.,1983.
Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое.- М.6 1976.
Казанцева Н. Природа в музыке. Искусство в школе.-2004.-№3,4.
Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.- М.,1999.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы: Пособие для учителя М.,Просвещение,2002.
Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах,- М.: Сов.композитор, 1986.
Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка»:1-3кл.- Тагонрог, 1998.
Самигулина В.М. Музыка. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко.- Волглград: Учитель, 2005.