kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыка степи – Ыкылас Дукенов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах.

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Таким был Ыкылас Дукенулы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музыка степи – Ыкылас Дукенов"»

Предмет Класс

Музыка, 5 класс

Тема урока

урока по теме

Музыка степи – Ыкылас Дукенов

Актуальность использования ИКТ

Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством использования средств ИКТ. Обеспечение наглядности, освоение материала урока.  


ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая

-актуализировать знания о музыкальных произведениях Ыкыласа Дукенова,

проанализировать этапы становлиния творчества Ыкыласа Дукенова

исследовать, что вдохновляет знаменитого казахского композитора на создание кюев.



Развивающая

формирование умений размышлять, развитие эмоциональной сферы обучающихся; развивать познавательный интерес к наследию предков





Воспитательная

развитие духовных запросов и эстетических вкусов пятиклассников, воспитание уважения к духовному наследию предков. 



ВИД ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ СРЕДСТВ

компьютер, ресурсы сети Интернет 

НЕОБХОДИМОЕ АППАРАТНОЕ И ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

мультимедийный компьютер


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

www.people.su,

Искусство Казахстана Category navigation

Википедия

http://www.asylmura.kz/diski/kobyz/01.mp3

http://musicheritage.nlrk.kz/index.php/ru/page/show/105


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП организационный  

Задача этапа

Длительность

Музыкальное приветствие ручными знаками.

Исполнение гимна РК. (1 слайд)

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Этапа 4 мин


Содержание

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; визуальная проверка готовности учащихся и классной комнаты к уроку; организация внимания и внутренней готовности

ЭТАП подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Задача этапа

Длительность

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Этапа 5 мин


Содержание

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала, показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы(2 слайд)

Основной вид деятельности

Запись терминов в терадь

Перед продолжением изучения темы нашего урока, давайте вспомним основные термины. Кто такие кюйши?

Работа с терминами

Кюйши — в буквальном смысле означает «исполнитель кюйев».

Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая главным образом на домбыре. Кюй воплощает многолетнее народное творчество и отражает различные проявления природы в музыкальной форме.

Кобыз - Смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами, распространенный у народов Средней Азии.

( можно добавить сообщение одного ученика о том, что представляет инструмент кобыз)

КОБЫЗ Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этом у инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека . Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. У каждого народа такие смычковые имеют свое название, но они похожи строением, волосяными струнами, настройкой, способами игры. О древности говорит само строение инструментов. Кобыз выдалбливался из одного цельного куска дерева – можжевельника (арша), клена, сосны, березы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной (бас), средней (основание - кеуде) и нижней (аяк). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей(дека). На ней устанавливается подставка(тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Исполнитель обхватывает смычок сбоку своей ладонью. Шаманский инструмент выглядел в есьма необычно: головка венчалась перьями филина, была обвешена различными металлическими пластинками в виде роговых завитков, фигур птиц, которые звенели в такт музыке; на дне чаши помещалось зеркало. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз обладает необыкновенно богатым и красочным тембром. С кобызом связана философская легенда о Коркыте – создателе этого удивительного инструмента.


ЭТАП усвоения нового материала

Задача этапа

Длительность

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях основной идеи изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, первичных навыков их практического применения .

Этапа 16 мин


Содержание

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.

Основной вид деятельности

Сообщение информации учителем

(прослушивание отрывка кюя…, какие ассоциации вызывает кюй )

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах.

В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Таким был Ыкылас Дукенулы (слайд 5-фото)


(1843-1916 гг.)



Знаменитый казахский народный композитор, исполнитель кюев, кобызист Ыкылас Дукенулы родился в 1843 г. на территории ныне Жанааркинского района Жезказганской области.


Отец Ыкыласа, Дукен, прославился как кюйши-виртуоз, что повлияло на то, что его сын рано определился как музыкант. С 7-8-ми лет Ыкылас умел исполнять на кобызе отцовские кюи, а в пятнадцать он уже выступал перед большой аудиторией. Известные акыны Жанак и Шоже дали высокую оценку его музыкальному исполнительскому умению, отметив необыкновенный талант юноши. Знаменитые Таттимбет и Тока также были высокого мнения о даровании юного композитора.


Когда Ыкыласу исполнилось восемнадцать лет, он внес большие изменения в кюи отца, переработав их и подняв к высотам классической формы. Он был первым, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. В девятнадцать лет Ыкылас сочинил свой первый кюи, названный им "Ыкылас-кюй". Уже в этом сочинении можно увидеть элементы виртуозности. Ыкылас смог сочинить кюи, вкладывая в звучание струн кобыза свои самые сокровенные мысли. К кюям, сочиненным Ыкыласом в данный период творчества, относится также кюй "Қоныр".


Первые оригинальные кюи Ыкыласа имеют тесную связь с музыкальным фольклором казахского народа. Они отличаются от других инструментальных произведений необычностью темпа, ритмического построения, в них видна многогранность тематического диапазона, идейного содержания. Автор старается правдиво, без прикрас отображать современную ему действительность, чувства и мысли народа.

Ыкылас создавал как кюи героико-эпического плана, так и произведения (слайд 2-схема)философско-лирической направленности ("Аққу", "Жезкиик", "Жалғыз аяқ", "Қамбар-Назым", "Қазан").(6 слайд)

Однажды Ыкылас поехал в Омск и встретился там с генерал-губернатором. Во время встречи Ыкылас попросил назначить его аульным старшиной и, к своему удивлению, получил эту должность. Однако вскоре его сместили с поста, но Ыкылас пережил это достаточно легко, продолжая сочинять кюи, в число которых входил и кюй "Жарым патша", посвященный генерал-губернатору.

В его репертуаре присутствовали кюи социально-гражданского характера, в которых Ыкылас высмеивал волостных управителей, представителей царской власти ("Бестөре", "Ерден").

Одним из интереснейших кюев-легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза, и также несущих в себе яркую, жизнеутверждающую идею, является кюи "Аққу".


Когда Ыкыласу было под пятьдесят, он переехал в Старший жуз. Здесь он распространял свои кюи, одновременно слушая кюи для кобыза и сыбызгы, а иной раз и перелагая их для кобыза. (7 слайд видео о степи, ,,кертолгау»)

На шестом десятке жизни Ыкылас совсем обеднел. Услышав об этом, его одноплеменники собрали ему помощь, т.к. Ыкылас до конца своих дней пользовался большим уважением народа. В 1916 г. Ыкылас скончался.

Музыкальное наследие Ыкыласа очень богато. Его кюи использованы композиторами Казахстана в их произведениях, а также переложены для кобыза с фортепиано. Ыкылас - один из основателей кобызовой традиции. Его именем назван Музей народных музыкальных инструментов ,организован в 1980 году. Здание, в котором расположен музей (бывший Дом офицерского собрания), было построено в 1908 году. В фонде музея свыше 1000 единиц хранения, свыше 60-ти типов и разновидностей казахских народных музыкальных инструментов, которыми пользовались выдающиеся певцы-импровизаторы, поэты и композиторы Биржан-сал, Абай Кунанбаев, Ыкылас Дукенов, Кызыл жырау, Ахмет Жубанов, Кенен Азербаев и другие. В оформлении музея использованы мотивы казахских народных узоров (агаш — древо жизни, шынжара — бегущие волны, узилмес — вьющийся стебель. В Таразе установлен памятник Ыкыласу.(7 слайд)

Среди учеников Ыкыласа были такие известные мастера народного творчества, как Сугур, Ашай, Айкен и другие.(8 слайд)


ЭТАП закрепления нового материала

Задача этапа

Длительность

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Этапа 10 мин


Содержание

Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа учащегося.

Основной вид

Какие термины нам необходимы при изучении сегодняшней темы?

Назовите непревзойденным мастером кюя, 19 века

С какого возраста Ыкылас умел исполнять на кобызе отцовские кюи?

Какие изменения внес Ыкылас, когда ему исполнилось восемнадцать лет, в кюи?

Назовите первый кюй который сочинил Ыкылас?

Чем отличаются первые оригинальные кюи Ыкыласа?

Назовите кюи героико-эпического плана?

Назовите кюи социально-гражданского характера?

Назовите одно- из интереснейших кюев-легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза, и несущиго в себе яркую, жизнеутверждающую идею)

ЭТАП информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задача этапа

Длительность

Исполнение песни «Всегда нужны учителя», «Три кита»

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Этапа 8 мин

Исп..ИКТ мин

Содержание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения, подведение итогов урока.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ (форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя на данном этапе)


ЭТАП подведения итогов урока

Задача этапа

Длительность

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Этапа 2 мин

Исп..ИКТ мин

Содержание

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. аргументация выставленных оценок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Основной вид деятельности





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Музыка степи – Ыкылас Дукенов"

Автор: Ли Дмитрий Игоревич

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства