Основной вид деятельности Запись терминов в терадь | Перед продолжением изучения темы нашего урока, давайте вспомним основные термины. Кто такие кюйши? Работа с терминами Кюйши — в буквальном смысле означает «исполнитель кюйев». Кюй — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая главным образом на домбыре. Кюй воплощает многолетнее народное творчество и отражает различные проявления природы в музыкальной форме. Кобыз - Смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами, распространенный у народов Средней Азии. ( можно добавить сообщение одного ученика о том, что представляет инструмент кобыз) КОБЫЗ Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этом у инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека . Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. У каждого народа такие смычковые имеют свое название, но они похожи строением, волосяными струнами, настройкой, способами игры. О древности говорит само строение инструментов. Кобыз выдалбливался из одного цельного куска дерева – можжевельника (арша), клена, сосны, березы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной (бас), средней (основание - кеуде) и нижней (аяк). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей(дека). На ней устанавливается подставка(тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Исполнитель обхватывает смычок сбоку своей ладонью. Шаманский инструмент выглядел в есьма необычно: головка венчалась перьями филина, была обвешена различными металлическими пластинками в виде роговых завитков, фигур птиц, которые звенели в такт музыке; на дне чаши помещалось зеркало. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз обладает необыкновенно богатым и красочным тембром. С кобызом связана философская легенда о Коркыте – создателе этого удивительного инструмента. |
Основной вид деятельности Сообщение информации учителем (прослушивание отрывка кюя…, какие ассоциации вызывает кюй ) | Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Таким был Ыкылас Дукенулы (слайд 5-фото) (1843-1916 гг.) Знаменитый казахский народный композитор, исполнитель кюев, кобызист Ыкылас Дукенулы родился в 1843 г. на территории ныне Жанааркинского района Жезказганской области. Отец Ыкыласа, Дукен, прославился как кюйши-виртуоз, что повлияло на то, что его сын рано определился как музыкант. С 7-8-ми лет Ыкылас умел исполнять на кобызе отцовские кюи, а в пятнадцать он уже выступал перед большой аудиторией. Известные акыны Жанак и Шоже дали высокую оценку его музыкальному исполнительскому умению, отметив необыкновенный талант юноши. Знаменитые Таттимбет и Тока также были высокого мнения о даровании юного композитора. Когда Ыкыласу исполнилось восемнадцать лет, он внес большие изменения в кюи отца, переработав их и подняв к высотам классической формы. Он был первым, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. В девятнадцать лет Ыкылас сочинил свой первый кюи, названный им "Ыкылас-кюй". Уже в этом сочинении можно увидеть элементы виртуозности. Ыкылас смог сочинить кюи, вкладывая в звучание струн кобыза свои самые сокровенные мысли. К кюям, сочиненным Ыкыласом в данный период творчества, относится также кюй "Қоныр". Первые оригинальные кюи Ыкыласа имеют тесную связь с музыкальным фольклором казахского народа. Они отличаются от других инструментальных произведений необычностью темпа, ритмического построения, в них видна многогранность тематического диапазона, идейного содержания. Автор старается правдиво, без прикрас отображать современную ему действительность, чувства и мысли народа. Ыкылас создавал как кюи героико-эпического плана, так и произведения (слайд 2-схема)философско-лирической направленности ("Аққу", "Жезкиик", "Жалғыз аяқ", "Қамбар-Назым", "Қазан").(6 слайд) Однажды Ыкылас поехал в Омск и встретился там с генерал-губернатором. Во время встречи Ыкылас попросил назначить его аульным старшиной и, к своему удивлению, получил эту должность. Однако вскоре его сместили с поста, но Ыкылас пережил это достаточно легко, продолжая сочинять кюи, в число которых входил и кюй "Жарым патша", посвященный генерал-губернатору. В его репертуаре присутствовали кюи социально-гражданского характера, в которых Ыкылас высмеивал волостных управителей, представителей царской власти ("Бестөре", "Ерден"). Одним из интереснейших кюев-легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза, и также несущих в себе яркую, жизнеутверждающую идею, является кюи "Аққу". Когда Ыкыласу было под пятьдесят, он переехал в Старший жуз. Здесь он распространял свои кюи, одновременно слушая кюи для кобыза и сыбызгы, а иной раз и перелагая их для кобыза. (7 слайд видео о степи, ,,кертолгау») На шестом десятке жизни Ыкылас совсем обеднел. Услышав об этом, его одноплеменники собрали ему помощь, т.к. Ыкылас до конца своих дней пользовался большим уважением народа. В 1916 г. Ыкылас скончался. Музыкальное наследие Ыкыласа очень богато. Его кюи использованы композиторами Казахстана в их произведениях, а также переложены для кобыза с фортепиано. Ыкылас - один из основателей кобызовой традиции. Его именем назван Музей народных музыкальных инструментов ,организован в 1980 году. Здание, в котором расположен музей (бывший Дом офицерского собрания), было построено в 1908 году. В фонде музея свыше 1000 единиц хранения, свыше 60-ти типов и разновидностей казахских народных музыкальных инструментов, которыми пользовались выдающиеся певцы-импровизаторы, поэты и композиторы Биржан-сал, Абай Кунанбаев, Ыкылас Дукенов, Кызыл жырау, Ахмет Жубанов, Кенен Азербаев и другие. В оформлении музея использованы мотивы казахских народных узоров (агаш — древо жизни, шынжара — бегущие волны, узилмес — вьющийся стебель. В Таразе установлен памятник Ыкыласу.(7 слайд) Среди учеников Ыкыласа были такие известные мастера народного творчества, как Сугур, Ашай, Айкен и другие.(8 слайд) |