- развитие внимания, памяти, познавательных процессов;
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Организует беседу об особенностях музыки, как одного из видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний уч-ся.
Проверяет пройденный материал: игра гамм, упражнений, пьес: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш».
Педагог обращает внимание на то, какие художественно- выразительные средства использованы в данных произведениях.
Даёт перспективу дальнейшей работы.
Просматривает схему средств музыкальной выразительности путем диалога с учителем, даёт им определение, анализирует, какими средствами выразительности музыка передаёт тот или иной образ.
Вспоминает аппликатуру гамм, показывает технические навыки владения мелкой и крупной техникой.
Вспоминает разучиваемые пьесы.
Учится концентрировать внимание.
Этап целеполагания –постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.
Основные задачи педагога:
- Формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы;
- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний;
- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Включает учащегося в определение темы и цели урока.
Создаёт проблемную ситуацию: исполняет различные произведения (П. И. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька»), задает вопросы: «Что ты себе представляешь, когда слышишь эту музыку? Каким образом композитор передаёт тот или иной образ?» Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Какую роль играют средства музыкальной выразительности в передаче образа?»
Формулирует и проговаривает тему и цель урока.
Учится внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Рассматривает комплекс художественно-выразительных средств в произведениях: определяет лад, темп, динамику, штрихи и т.д., находит отличия в произведениях, приходит к проблеме, поставленной учителем.
Этап планирования.
Основные задачи педагога.
- Формирование навыка планирования творческой деятельности;
- обеспечение закрепление учащимся знаний и способов действий для самостоятельной работы;
- организация творческого сотрудничества;
- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Организует работу над гаммами и пьесами: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков«Дервиш». Обращает внимание на то, в каком характере написаны произведения, какие художественно- выразительные средства использованы композиторами.
Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над средствами музыкальной выразительности.
Даёт творческие задания: сочинить подтекстовку к произведениям, подобрать литературный и художественный материал, соответствующий образному строю произведений.
Показывает учителю готовность исполнять гаммы, произведения, обращает слуховое внимание на средства музыкальной выразительности, опираясь на имеющиеся знания.
Учится найти и применить способы работы над мелодией, аккомпанементом, штрихами, динамикой, темпом.
Осуществляет самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.
4 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи педагога:
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение);
- формирование умения обосновывать действия учащегося во время игры;
- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;
- формирование умения самостоятельно реализовать план.
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Проверяет работу учащегося.
Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?»
Предлагает проанализировать работу учащегося, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.
Учится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.
Исполняет гаммы и пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой.
Анализирует изменение художественного образа при изменении средств музыкальной выразительности. Учится давать логическое обоснование изменениям.
Отвечает на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.
Использует разнообразные формы творческой деятельности: сочиняет подтекстовку,
находит произведения живописи и литературы, созвучные произведениям: к «Бабе Яге» картина В. Васнецова «Баба Яга», русские народные сказки; к «Дервишу» картина К. Маковского «Дервиш», стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».
Учится осознавать роль применяемых средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом.
5 этап. Рефлексия (итог занятия).
Основные задачи педагога:
- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке;
- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;
- формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Организует работу над закреплением темы.
Педагог проводит беседу с учащимся:
- Чему мы научились?
- Что больше всего понравилось делать?
- Легко ли было?
- Доволен ли собой учащийся?
Положительно оценивает деятельность учащегося
Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащегося.
Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения.
Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку.
Учится определять степень своего продвижения к цели.
Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков
Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.