kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель занятия по фортепиано на тему: "Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа способствует закреплению изученных теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель занятия по фортепиано на тему: "Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом"»

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по фортепиано

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


Предмет_Специальное фортепиано

Класс_4ый_________

Автор образовательной программы Колчева Нина Аркадьевна,

Тип программы Дополнительная образовательная программа по предмету Специальное фортепиано

Тема занятия «Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом»


Структура занятия:


1. Актуализация знаний

2. Этап целеполагания

3. Этап планирования

4. Учебные действия по реализации плана

5. Рефлексия (итог занятия)


Рекомендуемый материал:


- схема средств музыкальной выразительности;

- музыкальный материал: П. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька», А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш»;

- иллюстрации: В. Васнецов «Баба Яга», К. Маковский «Дервиш»;

- литературные произведения: русские народные сказки, стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».



  1. Актуализация знаний.


Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

- развитие внимания, памяти, познавательных процессов;

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.



Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует беседу об особенностях музыки, как одного из видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний уч-ся.

Проверяет пройденный материал: игра гамм, упражнений, пьес: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш».

Педагог обращает внимание на то, какие художественно- выразительные средства использованы в данных произведениях.

Даёт перспективу дальнейшей работы.

Просматривает схему средств музыкальной выразительности путем диалога с учителем, даёт им определение, анализирует, какими средствами выразительности музыка передаёт тот или иной образ.

Вспоминает аппликатуру гамм, показывает технические навыки владения мелкой и крупной техникой.

Вспоминает разучиваемые пьесы.

Учится концентрировать внимание.


  1. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.


Основные задачи педагога:

- Формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы;

- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний;

- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;



Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Включает учащегося в определение темы и цели урока.


Создаёт проблемную ситуацию: исполняет различные произведения (П. И. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька»), задает вопросы: «Что ты себе представляешь, когда слышишь эту музыку? Каким образом композитор передаёт тот или иной образ?» Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Какую роль играют средства музыкальной выразительности в передаче образа?»


Формулирует и проговаривает тему и цель урока.


Учится внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Рассматривает комплекс художественно-выразительных средств в произведениях: определяет лад, темп, динамику, штрихи и т.д., находит отличия в произведениях, приходит  к  проблеме, поставленной учителем.






  1. Этап планирования.


Основные задачи педагога.

- Формирование навыка планирования творческой деятельности;

- обеспечение закрепление учащимся знаний и способов действий для самостоятельной работы;

- организация творческого сотрудничества;

- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.


Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над гаммами и пьесами: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков«Дервиш». Обращает внимание на то, в каком характере написаны произведения, какие художественно- выразительные средства использованы композиторами.


Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над средствами музыкальной выразительности.


Даёт творческие задания: сочинить подтекстовку к произведениям, подобрать литературный и художественный материал, соответствующий образному строю произведений.


Показывает учителю готовность исполнять гаммы, произведения, обращает слуховое внимание на средства музыкальной выразительности, опираясь на имеющиеся знания.



Учится найти и применить способы работы над мелодией, аккомпанементом, штрихами, динамикой, темпом.


Осуществляет самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.







4 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи педагога:

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение);

- формирование умения обосновывать действия учащегося во время игры;

- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

- формирование умения самостоятельно реализовать план.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Проверяет работу учащегося.







Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?»














Предлагает проанализировать работу учащегося, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.


Учится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.


Исполняет гаммы и пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой.


Анализирует изменение художественного образа при изменении средств музыкальной выразительности. Учится давать логическое обоснование изменениям.

Отвечает на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Использует разнообразные формы творческой деятельности: сочиняет подтекстовку,

находит произведения живописи и литературы, созвучные произведениям: к «Бабе Яге» картина В. Васнецова «Баба Яга», русские народные сказки; к «Дервишу» картина К. Маковского «Дервиш», стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».




Учится осознавать роль применяемых средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом.






5 этап. Рефлексия (итог занятия).

Основные задачи педагога:

- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке;

- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;

- формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков


Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над закреплением темы.

Педагог проводит беседу с учащимся:

- Чему мы научились?

- Что больше всего понравилось делать?

- Легко ли было?

- Доволен ли собой учащийся?

Положительно оценивает деятельность учащегося

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащегося.




Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения.



Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку.

Учится определять степень своего продвижения к цели.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. 

Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков


Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Колчева Нина Аркадьевна

Дата: 06.08.2016

Номер свидетельства: 338755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства