Методический доклад "Сценическое движение как форма активизации образного постижения музыки"
Методический доклад "Сценическое движение как форма активизации образного постижения музыки"
Каждая образовательная область в обновляемой детской школе искусств вносит свой вклад в формировании человека, который будет жить, творить в одном тысячелетии. Образовательная область «Искусство» предоставляет обучающимся возможность осознать себя как духовно значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности и культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет целостно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Сценическое движение как форма активизации образного постижения музыки"»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Школа «Мир искусства»
Методический доклад на тему:
«Сценическое движение как форма активизации образного постижения музыки»
Выполнила: Федулина О.О.
Преподаватель ОМИ
2016
Каждая образовательная область в обновляемой детской школе искусств вносит свой вклад в формировании человека, который будет жить, творить в одном тысячелетии. Образовательная область «Искусство» предоставляет обучающимся возможность осознать себя как духовно значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности и культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет целостно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Вот уже на протяжении многих лет стоит очень важная проблема, которая всегда давала о себе знать во многих, самых разнообразных сферах жизни – это связь музыки и движения. Теоретические положения, объясняющие взаимодействие музыки и движения, разрабатывались искусствоведами, исходя из очевидного факта: пластическое движение заложено в самой природе музыки. Академик Б.В. Асафьев, рассматривая музыку как искусство интонируемого смысла, подчеркивал, что «музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой, пантомимикой тела человеческого». Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. «Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомическим движением», - писал известный музыковед, профессор В.В. Медушевский. Поэтому движение должно учавствовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании. Не использовать его возможности – большой просчет музыкальной педагогики.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Ценно в музыке для каждого из нас то, что затрагивает лично, трогает не только душу, но и тело, так как на действие музыки отвечает весь организм. Двигаться под музыку и чувствовать, ощущать, делиться своими ощущениями с другими не словами, а музыкой, жестом, взглядом, прикосновением – чудо этого эмоционального открытия имеет не много аналогов в нашей жизни, потому что это радость, и её нельзя не любить. Знание о музыке - это, прежде всего, телесное, чувственное и глубоко субъективное, личностное знание – ощущение. Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки. Во времена быстрых перемен, подобные нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веры в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.
Тесная связь музыки и движения была отмечена многими музыкантами, учеными, педагогами. «Простым взмахом руки – пишет Н.Н. Нейгауз, можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Да это и не противоречит самой природе музыки, в которой всегда подспудно чувствуется движение, жест». Данная проблема музыки и движения очень актуальна и важна на сегодняшнем этапе развития и формирования детей на хоровых занятиях. Музыкально-двигательные упражнения применяются хормейстерами на занятиях хором часто как физическая разрядка, снятие усталости у детей, а задача хоровых занятий с применением движения – воспитывать умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, осознанно исполнять, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей, исполнителей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников, творцов.
Художественные движения на хоровых занятиях способствуют достижению эффективной работы детей на уроках; именно с помощью художественных движений, пластического интонирования хоровые занятия становятся более полноценными, активизирующие восприятие детей, так как эта проблема занимает одно из центральных мест в музыкальной практике. Движение, жест, пластическое интонирование помогают достигать целей не «усвоить», «повторить», «закрепить», а «пережить», «оценить», «создать», «выразить». Во взаимодействии «учитель – ученик» деятельность основывается на многочисленных «со»: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество. При таких условиях учебно – воспитательный процесс или хоровое занятие будет эффективным. Надо чтобы ребенок сам свободно вошел в мир сокровищ человеческой культуры, чтобы его художественная деятельность наполнилась личностным смыслом, чтобы ребенок смог «открыть» себя в музыке. Вопрос этот в музыкальной практике до сих пор остается открытым.
Движения под музыку на хоровом занятии, движения, вызванные музыкой, способствуют развитию личностного отношения к хоровому искусству, помогают детям увереннее почувствовать себя в разнообразном мире музыки. Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать своё чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире. К каждому возрасту искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должна стать его собственным достоянием, его собственным языком. Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими умениями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле. Через искусство должна воспитываться воля детей, их воля к действию; где, слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение.
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств, прежде всего благодаря необычности, уникальности, высокой степени обобщенности своего языка.
Основой реалистического искусства является художественное, образное отражение окружающего мира.
В. Г. Белинский называл искусство мышлением в образах. Однако различные виды искусства имеют свои специфические средства воплощения. В живописи это краски, в литературе – слова, в музыке – звуки, движения.
Художественные движения, вводимые на хоровых занятиях, наряду с обучением музыки, изобразительному искусству, литературе, должны помочь более целостному восприятию детьми окружающего мира, выражению своих впечатлений в краске, звуке, движении.
Художественное движение как форма активизации образного постижения музыки – наиболее универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Художественное движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка развивает у ребенка мышление, память, фантазию, воображение. Все это, постепенно, воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.
На важность слияния движения и музыки указал ещё Р. Вагнер в статье «искусство будущего»: «Исходной точкой – подъема всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом». Необходимо воспитывать у ребенка музыкально-двигательную культуру, увлечь, заинтересовать музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному образу. Это будет способствовать гармоническому развитию души и тела ребенка. Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Давно доказанная тесная связь координированности и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности.
Но не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении, тело ребенка не всегда его слушается. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Здесь, осознанное движение, рожденное как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержание музыки, а значит, и её воздействие на детей. По мнению Б.М. Теплова, «Эмоциональная отзывчивость человека на музыку есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств и окружающего мира». При этом Б.М. Теплов указывает на то, что чувства, эмоции, настроения ребенка, человека, вызываемые и выражаемые музыкой или посредством музыки, определяются как качественно многообразные, не сводимые к сочетанию состояний удовольствия и неудовольствия.
Эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку через художественное движение на занятии влияет не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но также на интеллектуальное развитие. Восприятие и осознание помогает воспитать в учащемся умение целостно и в то же время дифференцированно воспринимать музыкальную ткань в её выразительно – смысловом значении; приобщать детей к искусству в собственной практике и в процессе восприятия произведений – что является ядром работы по развитию эстетического отношения.
Эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, а свобода и непосредственность в выполнении художественных движений – основная особенность в образном постижении музыки. Важнейшим фактором в художественном движении является эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям определенную окраску и выразительность. Движения основываются и вытекают из музыки, с ней согласовываются, отражая не только её общий характер, но и конкретные средства музыкальной выразительности. При этом музыка не просто информирует слушателя о выражаемом чувстве, но и погружает его в соответствующее эмоциональное состояние. Физиологические предпосылки такого заражающего действия музыки заключены в том, что мысленный образ движений вызывает те же телесные реакции, что и реальные движения.
Художественное движение наряду с обучением музыке, является средством музыкального воспитания, средством образного постижения музыки. Художественные движения на хоровых занятиях необходимо не только как для гармоничного развития личности, но и образного постижения музыки. Чтобы учащийся слушая и исполняя хоровое произведение – прочувствовал, сопереживал, смог его ощутить, понять всем телом, движением, жестом, взмахом руки.
Художественные движения должны составлять основу на хоровом занятии. Они подводят учащихся к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через художественное движение, анализировать форму произведений. Здесь тесно прослеживается связь движений с теорией музыки и сольфеджио, игрой на музыкальных инструментах. Выразительность художественного движения направлена на активизацию образного постижения музыки, на совершенствование культуры последующих движений, которые со временем становятся более свободными, ритмичными, выразительными, координированными, пластичными.
Значительное место должно отводиться развитию художественно – творческих способностей учащихся, воображения, инициативы, самостоятельности, образному постижению музыки. Важен правильный подбор музыкальных произведений для разучивания, работы и исполнения, от этого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса.
Благодаря яркой музыке обогащается эмоциональная сфера учащихся, расширяется музыкальный кругозор, повышается общая музыкальная культура. В основе каждого хорового занятия должна, несомненно, лежать музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому, основным из принципов занятия является закон от музыки к движению. Художественные движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства, активизации образного постижения музыки.
Воспринимая музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют её общий характер, улавливают её настроение. Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечет за собой и изменение характера движений. На хоровых занятиях с художественными движениями, содержание и характер движений всецело вытекает из содержания и формы, образа музыки. Успех работы заключается в умении детьми переживать содержание музыки всем телом и душой.
Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся учащихся, так как них яснее всего видно, что дают им музыка и движение. Детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Обычно, музыка вызывает у учащихся яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять её в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться. Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают её эмоциональное воздействие. Постепенно, творческие умения, которые дети приобретают, нарабатывают, развивают и обогащают их двигательную реакцию: учащиеся начинают отвечать на музыку движениями более точно, и детализировано предающими их индивидуальное восприятие, их индивидуального образного постижения музыки. Хормейстер должен тактично направить внимание учащихся на восприятие подлинного характера исполняемого произведения. Выражение музыки через художественное движение, понимание её, усиливает эмоционально – моторную реакцию учащихся, придает ей конкретно – образный смысл. Необходимо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения, развивать умение вслушиваться в исполняемое произведение, постигать его язык. Вся работа должна помогать воспитывать любовь к самому творческому процессу, откликаться на её содержание.
Важно развивать у учащихся чуткость к элементам музыкальной выразительности (динамика, ритм, регистровая окраска и т.д.), что является ведущим и определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения. Художественное движение развивает у учащихся и музыкально – образное мышление.
Художественные движения помогают ярче и глубже пережить музыкальный образ, понимать и ощущать не только слуховым, душевным, но и физическим фактом, а не пассивное исполнение и слушание, «разговоры о музыке». «Детям нужно активное музицирование, а не пассивное исполнение музыки» - подчеркивает Т. Тютюнникова.
Процесс художественного движения на уроке эстетических переживаний, связанный с тем, как учащийся воспринимает произведение, которое исполняет, идет через осознание собственных, непосредственно возникающих выразительных движений, как в процессе исполнения, так и слушания произведений.
Самые простые, скромные движения – «детские мысли»- являются важным толчком образного постижения музыки, создание атмосферы заинтересованности музыкой, атмосферы радости на хоровых занятиях, развитие творческих способностей.
К проблеме взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем постоянно обращались и обращаются специалисты разных областей знаний – музыканты, педагоги, ритмисты, балетмейстеры.
Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает не себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки)».
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог 20 века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.
Отечественные исследователи этой проблемы – Н.Г. Александрова, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер, В.Е. Яновская разрабатывали методические основы музыкально – ритмического воспитания в 20-30 годы, на этой базе сложились различные методики музыкально – ритмического воспитания дошкольников, учащихся музыкальных школ, студий и кружков общеэстетического образования, система дополнительного образования.
Если обратиться к практике музыкальных школ и детских школ искусств, то методическое решение проблемы музыкально – ритмических движений на хоровых занятиях в разные годы решалась по-разному. Хормейстеры использовали в своей работе, особенно с младшими школьниками, отдельные методы и приемы, разработанные как отечественными ритмистами, так и зарубежными педагогами исследователями – К. Орфом, З. Кодаем и др. Например, система К. Орфа привлекает тем, что царит особая атмосфера на уроке, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают почти все дети. Один из способов создания такой атмосферы – широкое применение коммуникативно – двигательных игр, которые могут проходить как с музыкой, так и без неё. Подобная атмосфера жила на любом уроке, но на хоровом занятии просто бесценна.
Музыкально – двигательные упражнения на уроке хора часто применяются как снятие усталости у детей, физическая разрядка. Прохлопывание ритмических рисунков (например, по карточкам в системе относительной сольмизации), не всегда сочетается с музыкой, а проходит на уроках как изолированный от музыки вид деятельности учащихся. Из-за ограниченного пространства классных комнат танцевальные движения используются на уроках хора так же эпизодически. Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на хоровых занятиях отводится незначительное время, используются лишь их отдельные элементы.
Если рассматривать урок хора как урок искусства и исходить из целевой установки массового музыкального воспитания и образования, формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры, то акцент в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения необходимо поставить на развитие природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.
Современная практика преподавания хора характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования. У преподавателя есть возможность выбора программ, методик. Одной из таких является программа, построенная по принципу развивающего обучения «Музыкальное искусство» под редакцией Л.В. Школяр и научным руководством В.В. Давыдова. Ведущей позицией этой программы является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства, которая помогает ребенку познать мир и самого себя в этом мире. Специфика музыкальных занятий данной программы заключается в овладении учащимися общими способами постижения музыкального искусства, что может быть выражено в конкретной педагогической формуле «научить учиться у искусству; самому учиться у искусства».
Любая форма приобщения к искусству, чтобы вообще являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу, должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия. Это касается и исполнение музыки художественным движением. Главным для преподавателя становится не столько обучение детей, сколько наблюдение за их развитием в соприкосновенности с музыкой и окружающим миром.
Необходима та естественность, когда преподаватель проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства. Для этого необходимо заинтересовать ребенка музыкой и быть уверенным в том, что каждый ребенок – художник и, обязательно, талантливый. Совсем не обязательно заниматься с учащимися «чистой наукой», изыскивать способы и методы как донести существо музыки, ее образ до детского сознания – эти законы, как т прочие знания, естественным путем усваиваются через чувства, эмоции, движения. Именно чувства, то, как ребенок воспринимает музыкальный образ, как проживает – это и есть отправная точка начала музыкального мышления ребенка.
Активно используется исполнение музыки художественным движением (пластичное интонирование) в программе «К вершинам музыкального искусства», авторы М. Красильникова, Е. Критская, А. Заруба.
Если рассматривать хоровое занятие как искусство и исходить из целевой установки массового музыкального воспитания и образования, формирования музыкальной культуры, то акцент в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения необходимо поставить на развитие природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения. Как любой из видов музыкальной деятельности детей пластическое, ритмическое, художественное движение – воспроизведение музыки начинается со вслушивания в неё. Вот об этом говорится в статье Е. Д. Критской и И. В. Кадобновой «Музыка в движении».
Руководитель хора может работать по открытой системе, способной впитать любые новые методические приемы, если они не противоречат главному – подходу к музыке как к живому, образному искусству. Такие приемы увидела на уроках доктора Иерусалимской академии музыки и танца имени Рубина Вероники Коэн Т.Е. Вендрова и поделилась с педагогами в статье «Пластическое интонирование» музыки в методике В. Коэн. Методика В. Коэн под названием «Пластическое интонирование» находит свое применение в практике многих педагогов, но и многие, к сожалению, не применяют её, ссылаясь на слабые знания, нехватки времени на уроке.
Исполнение музыки художественным движением позволяет детям глубже проникнуть в смысл музыкального произведения, «прожить», прочувствовать музыкальный образ, понять, оценить, выразить свое отношение к музыке через жест, мимику, пантомимику.
Для педагога использование движений на уроке дает возможность наблюдать за развитием ребенка в процессе восприятия музыкального образа.
Список литературы:
Баринова М. О развитии творческих способностей ученика, - М.: 1966
Баранова С.П. Педагогика. – М.:1986
Баренбойм Л. Путь к музицированию Л-М.:1973
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1983
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: 2000
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997
Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: 2001
Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.: 1975
Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М.: Знания, 1991