воспитывающая - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах
Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала
Оборудование: магнитофон и аудиозаписи, компьютерная презентация, карточки-обозначения темпа,
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.
- Дайте определение ритму как музыкальному выразительному средству
- Только ли музыке принадлежит ритм?
(Нет, мы наблюдаем его повсюду. Ритм можно услышать, почувствовать, увидеть. Ритм-основа жизни)
- С каким выразительным средством ритм вступает в музыкальный диалог?
(Ритм и метр тесны взаимосвязаны в музыке.)
- Что означает метр в музыке?
Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности, и наша задача познакомиться с разновидностями этого средства и определить его назначение в музыке.
Тема урока звучит на итальянском языке. Запись темы урока в тетрадь.
Кто догадался, чему буден посвящён сегодня урок?
(если затруднения, то помочь музыкальными загадками, заглавные буквы ответов которых складываются в слово ТЕМП)
Т - как называется высокий мужской голос в музыке (тенор)
Е – как звучит сольная партия Осла в песне Бременских музыкантов? (е-е-е)
М – под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат? (марш)
П – слово книжное «вокал» как иначе б ты назвал? (пение)
2. Актуализация знаний.
У. Дайте определение термину «темп» (карточка на доске)
Темп принадлежит только музыке?
Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений.
( бег на спортивных соревнованиях,
движение секундной стрелки часов,
движение часовой стрелки,
движение планет…
Ознакомление с новым материалом.
Слово темп не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что оно означает скорость движения.
При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (от латинского tempus). (карточка на доске)
- Существует ли взаимосвязь между понятиями ТЕМП и ВРЕМЯ?
( ответы уч-ся: чем быстрее темп работы, тем меньше времени затратишь; берёшь максимальный темп, когда бежишь на время на уроке физкультуры...)
Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов.
- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?
(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).
В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.
ЗАДАНИЕ №1: разложить разновидности темпов в порядке нарастания (работа в парах с карточками)
ЗАДАНИЕ №2: разделить, обозначить границу между тремя основными группами темпов.
- На какие три группы будет разделение?
(проверяем: 1 парты – медленные темпы называют, 2 парты – умеренные темпы называют, 3 парты – быстрые темпы называют (по-итальянски с русским переводом)
Существуют дополняющие темповые обозначения (карточка на доске)
Карточку с соответствующим темпом поднимать и показывать.
Закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.
- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа?
(от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора…)
- Можно ли предположить заранее, каким должен быть темп музыкального произведения?
Попробуем объяснить, как должны звучать эти произведения?
ЗАДАНИЕ №3: Ребята (команды) вытягивают карточки и поясняют свой ответ.
Колыбельные – медленно, спокойно, певуче, широко…
Частушки – быстро, игриво, озорно, живо, задорно…
Марши – в умеренном темпе, в темпе шага…
И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия. (запись названия в тетрадь)
Краткая информационная справка: (с показом слайдов)
И.С.Бах – великий немецкий композитор, органист и клавесинист 18 века. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений Баха.
Прелюдия написана для органа. Орган называют «инструмент-оркестр», самый большой из всех музыкальных инструментов первоначально был церковным и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы.
Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.
Прослушивание фрагмента прелюдии.
- Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте)