kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему: "От адажио к престо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему: "От адажио к престо"»

Урок музыки в 6 классе

Тема: «От адажио к престо»

Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности

Задачи:

обучающая – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, воображение, восприятие, умение сравнивать, выделять;

воспитывающая - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах

Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала

Оборудование: магнитофон и аудиозаписи, компьютерная презентация, карточки-обозначения темпа,

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.

- Дайте определение ритму как музыкальному выразительному средству

- Только ли музыке принадлежит ритм?

(Нет, мы наблюдаем его повсюду. Ритм можно услышать, почувствовать, увидеть. Ритм-основа жизни)

- С каким выразительным средством ритм вступает в музыкальный диалог?

(Ритм и метр тесны взаимосвязаны в музыке.)

- Что означает метр в музыке?


Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности, и наша задача познакомиться с разновидностями этого средства и определить его назначение в музыке.

Тема урока звучит на итальянском языке. Запись темы урока в тетрадь.

Кто догадался, чему буден посвящён сегодня урок?

(если затруднения, то помочь музыкальными загадками, заглавные буквы ответов которых складываются в слово ТЕМП)

Т - как называется высокий мужской голос в музыке (тенор)

Е – как звучит сольная партия Осла в песне Бременских музыкантов? (е-е-е)

М – под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат? (марш)

П – слово книжное «вокал» как иначе б ты назвал? (пение)


2. Актуализация знаний.

У. Дайте определение термину «темп» (карточка на доске)

Темп принадлежит только музыке?

Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений.

( бег на спортивных соревнованиях,

движение секундной стрелки часов,

движение часовой стрелки,

движение планет…


  1. Ознакомление с новым материалом.


Слово темп не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что оно означает скорость движения.

При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (от латинского tempus). (карточка на доске)


- Существует ли взаимосвязь между понятиями ТЕМП и ВРЕМЯ?

( ответы уч-ся: чем быстрее темп работы, тем меньше времени затратишь; берёшь максимальный темп, когда бежишь на время на уроке физкультуры...)


Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов.

- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?

(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).

В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.

ЗАДАНИЕ №1: разложить разновидности темпов в порядке нарастания (работа в парах с карточками)

ЗАДАНИЕ №2: разделить, обозначить границу между тремя основными группами темпов.

- На какие три группы будет разделение?

(проверяем: 1 парты – медленные темпы называют, 2 парты – умеренные темпы называют, 3 парты – быстрые темпы называют (по-итальянски с русским переводом)

Существуют дополняющие темповые обозначения (карточка на доске)


  1. Первичное закрепление (проверка понимания)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА – прослушивание фрагментов 5-6ти произведений.

Карточку с соответствующим темпом поднимать и показывать.


  1. Закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.

- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа?

(от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора…)

- Можно ли предположить заранее, каким должен быть темп музыкального произведения?

Попробуем объяснить, как должны звучать эти произведения?


ЗАДАНИЕ №3: Ребята (команды) вытягивают карточки и поясняют свой ответ.

Колыбельные – медленно, спокойно, певуче, широко…

Частушки – быстро, игриво, озорно, живо, задорно…

Марши – в умеренном темпе, в темпе шага…


И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия. (запись названия в тетрадь)


Краткая информационная справка: (с показом слайдов)

И.С.Бах – великий немецкий композитор, органист и клавесинист 18 века. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений Баха.

Прелюдия написана для органа. Орган называют «инструмент-оркестр», самый большой из всех музыкальных инструментов первоначально был церковным и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы.

Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.

Прослушивание фрагмента прелюдии.

- Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте)

- Почему? Каково содержание, настроение, характер?

(музыка звучала строгая, сдержанная, как будто человек думает, размышляет)


- В каком темпе должно звучать произведение под названием «Неаполитанская тарантелла»?

- Что такое тарантелла?

(тарантелла – жизнерадостный и зажигательный народный итальянский танец)


Дж.Россини. Неаполитанская тарантелла.

- Каков характер музыки?

- Какие темповые обозначения вы определили?

- Изменился ли бы характер тарантеллы в темпе анданте или модерато?

(это произведение мы уже не смогли бы назвать тарантеллой)


- Какой темп поможет передать наше настроение в песне «Родные места»? (анданте)

Исполнение песни «Родные места» с показом презентации?


6. Подведение итогов урока.

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного и спокойного к очень быстрому)

- Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот?

(если успеем или в д/з)


Благодарю за активную работу на уроке учащихся ……

Спасибо за информационную справку и презентацию к песне ……

Ваши дневники в открытом виде, пожалуйста, после звонка.


7.Домашнее задание.

Знать основные обозначения темпов на итальянском языке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему: "От адажио к престо"

Автор: Фролова Татьяна Александровна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства