Методическая разработка учебного занятия "Разучивание и инсценировка кубанской песни"
Методическая разработка учебного занятия "Разучивание и инсценировка кубанской песни"
Методическая разработка учебного занятия "Разучивание и инсценировка кубанской песни".
Цели:
- создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей средствами музыки
- развитие у детей интереса к народному творчеству, привитие любви к Кубани и её талантливым людям
-создание бережного отношение к тому, что завоёвано дедами, уважительное отношение к людям старшего поколения
- развитие у детей правильных певческих навыков
Задачи :
1.Знакомство детей с характерными особенностями кубанского фольклора.
2.Разучивание с детьми кубанской песни. Формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, движения.
3.Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе пения и игры на детских музыкальных инструментах.
4.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, правдивости, гордости за свой край.
5.Воспитание любви к родному краю
6. Вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "Разучивание и инсценировка кубанской песни"»
Цели:
- создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей средствами музыки
- развитие у детей интереса к народному творчеству, привитие любви к Кубани и её талантливым людям
-создание бережного отношение к тому, что завоёвано дедами, уважительное отношение к людям старшего поколения
- развитие у детей правильных певческих навыков
Задачи :
1.Знакомство детей с характерными особенностями кубанского фольклора.
2.Разучивание с детьми кубанской песни. Формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, движения.
3.Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе пения и игры на детских музыкальных инструментах.
4.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, правдивости, гордости за свой край.
5.Воспитание любви к родному краю
6. Вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом.
Беседа. Песня – это бесценное богатство народа. По её историческим и походным образцам можно представить историю страны, региона, народа. По семейно-бытовым и лирическим песням, а также по песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей, их обычаи.
Эх, Кубань ты, неоглядная,
Золотых хлебов простор.
Ветерка струя прохладная
Потянула с дальних гор.
Ветерок погнал над нивами
В синем небе облака.
Над землею с переливами
Льется песня казака.
Хорош рассвет
Над Кубань-рекой,
Эх, в мире нет
Страны такой!
Мы – потомки тех славных казаков, которые начинали три века назад обживать кубанские земли, тоже любим на досуге вспомнить хорошие песни. Не зря же за народной песней закрепилось точное определение, что она душа народа.
I. Подготовительный этап - Знакомство с песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с песней « Кубанские казаки».
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение педагога , использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
II. Основной этап - Разучивание песни.
Подготовка голосового аппарата (применяется перед каждым разучиванием и исполнением песни).
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Методы и приемы работы: применение дыхательных упражнений: «Цветок», «Веселый животик», применение артикуляционной гимнастики «Мячик», «Обезьянка», «Лошадка»
Попевка «Эхо»
Пение (разучивание).
Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.
Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.
Применение метода звуковысотного показа рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всей группой), подгруппами( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования педагогом и детьми: вступление и снятие по руке. Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.
Впевание.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения; инсценируя, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами инсценировки, метод сравнения разных вариантов исполнения.
Физ.минутка «Петушок», «Малышок»
III. Заключительный этап - Исполнение песни.
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)
Задача: создание необходимого эмоционального настроя
Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова на исполнение песни.
Игра на музыкальных инструментах:
Вместе с детьми желательно выбрать (из имеющихся в кабинете) детские музыкальные инструменты, соответствующие содержанию песни в целом и отдельным ее фрагментам. Это поможет сделать свой интересный аккомпанемент к песне, чтобы она стала ярче и исполнялась, как раньше в народе, не только с движениями, но и с инструментальным сопровождением. Потом можно сравнить свой вариант подбора инструментов с вариантом в исполнении оркестра народных инструментов.
П.– Скажите, какие музыкальные инструменты нам нужны для музыкального сопровождения к песне (барабан, ксилофон, звоночек и т.п.)?
Д. – Песня в сопровождении ксилофона, барабана, треугольника, звоночка прозвучит более ярко, интересно, весело дружно.
Мелодия песни может быть исполнена подготовленным учеником на ксилофоне. Сильная доля – на барабане, слабая – звоночком. Во втором куплете барабан заменяется треугольником, а звоночек – спичечным коробком с песком.
Итоговое исполнение
В итоговом исполнении песни дети должны передать общее настроение данного произведения, его художественный образ, в процессе исполнения передать меняющиеся образы от куплета к куплету. Исполнение с использованием музыкально-ритмических движений, игры на детских инструментах (аккомпанемента), безусловно, помогут не только более эмоционально воспринять музыку, но и ощутить телом, все существом ритмическую сторону мелодии, метр, динамические оттенки, тембр и т.д.
Подведение итогов
П. – Итак, ребята, как называется произведение, которое мы с вами сегодня слушали и исполняли.
Д.- «Кубанские казаки».
П. _ С каким видом развития музыки мы сегодня познакомились?
Д. – Исполнительским.
Таким образом, такое разностороннее рассмотрение содержания музыкального произведения и средств его звукового воплощения в разнообразной активной музыкальной деятельности детей помогло им осознать, что такое исполнительское развитие музыки, пережить музыку, "ощутить" ее телом, выразить свое эмоциональное отношение к ней. При этом основательная работа над произведением не утомила детей.