kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по сочинению и импровизации на тему: "Импровизация в блюзе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача  занятий - научиться легко и свободно играть долгое время.

В конце разработке вы найдете ноты:

1. Аккомпанемент блюза

2. Способы импровизирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по сочинению и импровизации на тему: "Импровизация в блюзе"»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г.Саянска









Импровизация в блюзе


Методическая работа

(план урока)






Выполнила:

преподаватель

Хамлатова Т.В.








г. Саянск

2015г.




Сочинение музыки и импровизация – понятия творческие. Невозможно научиться вдохновению. Настоящим мастерством может стать только тот, кто владеет техникой ремесла, имеет определенную одаренность, обладает образным мышлением и многими другими качествами, необходимыми для творчества.

А может быть эти качества находятся у вас внутри и ждут времени, когда они смогут пробудиться и выразиться во вдохновенной импровизации.

Сегодня мы покажем вам, как можно играть блюз и расскажем об импровизации в блюзе.

Блюз (англ. - грусть). Блюз является одной из важнейших форм джаза. Берет свое начало от простых старинных песен, которые пели негры во время работы.

Кроме вокального, есть и инструментальный блюз. Он присутствует во всех стилях джазовой музыки, поэтому уместно говорить о блюзе не как о стиле, а как об элементе джаза.

Традиционный блюз состоит, как правило, из трех фраз по четыре такта (12 тактов).

Форма ААВ

1 строфа всегда начинается с Т-ой гармонии

2 – с S-ой,

3 – с D-ой

Перед вами вариант гармонической схемы блюза в F dur. Это «Си джем блюз» знаменитого Дюка Эллингтона, который часто исполняется практически всеми джазовыми музыкантами. Его гармония соответствует традиционному блюзу.

Задача начальных занятий состоит в том, чтобы научиться легко и свободно играть долгое время, поэтому сейчас для нас имеет значение только лад, подходящий ко всем аккордам произведения.

Освоив блюзовые звукоряды, вы сможете импровизировать на двенадцати тактовый блюзовый квадрат.

Вариант блюз гаммы. Проще – это минорная пентатоника с 6# ступенью.

Чтобы занятия были более результативными, необходимо играть в ансамбле, с «минус 1», в сопровождении на гитаре или фортепиано.

Джазовая манера игры отличается от академической. С блюзом тесно связано такое понятие как свинг - постоянные неуловимые отклонения мелодической линии от строгой пульсации аккомпанемента (опережение или запаздывание), что создает ощущение раскачки, качания, неустойчивости.

В линии баса играется постоянно пульсация четвертными, где на сильные доли берутся аккордовые звуки (А), на слабую, особенно на 4 долю можно брать хроматические восходящие или нисходящие к следующему аккорду. Также используются звукоряды аккордов без 4 ступени.

Необходимо обратить внимание на то, что аккордовые вставки берутся на 2-ю восьмую ритмической группы при каждой смене гармонии. Но нужно запомнить, что частое употребление аккордовых вставок будет назойливым.

Также можно играть вставки рифами (повторяющимися ритмомелодическими оборотами)


3. на листке (если бас гитара)


Работа над импровизацией по пентатонике и блюзовом ладу происходит так: сначала мы на этих ладах играем восходящие и нисходящие звукоряды непрерывными восьмыми на протяжении всего квадрата, т.е. 12 т, чтобы привыкнуть к новому звучанию, затем сочиняем новые фразы и развиваем их. Играем блюзовый лад с аккомпанементом.


  1. Начнем с импровизации на один звук блюзового лада («фа»). По своей сути это импровизация ритмическая, здесь очень важно почувствовать свинг, научиться «качаться», отклоняться от строгой пульсации баса.

  2. Затем попробуем добавить второй звук блюзового лада – «ляb»

  3. Теперь берем еще один звук – «сиb». Кстати, вот такое использование двух, трех звуков в начале импровизации, в джазе принято называть «медитацией». Здесь на трех звуках можно использовать ритмические группы из триолей.

  4. Кстати, пример импровизации не нужно заучивать наизусть. Достаточно ознакомиться с нотным текстом, темой, ее гармонией, а в своей игре опираться на конструкцию:

тема – обыгрывание – подъем – кульминация – спад – кода.

Эту конструкцию можно вместить в один квадрат, а можно растянуть на несколько. Ее также можно применить к любому другому произведению.

  1. Теперь добавим 4й звук, «си бекар», 4# ступень.

  2. Добавим 5й, «до».

  3. И последний, «миb»

А теперь, когда мы хорошо владеем всеми звуками блюз лада, можно говорить о более сложных вещах в импровизации и самом значительном и напряженном моменте в развитии любого музыкального произведения. Этот значительный момент является кульминацией. Это может быть выдерживаемый обязательно на forte звук, который выделяется своей высотой и продолжительностью звучания на tremollo.

Очень важно, чтобы кульминация была логически подготовлена всем предыдущим развитием. Особое значение здесь приобретает «подъем», как выход на кульминацию. «Подъем» должен создать нагнетание (постепенное или ускоренное) динамикой развития. Такой эффект возникает при использовании восходящего движения на creshendo . Место кульминации обычно приходится на окончание квадрата, но если импровизация предполагается на несколько квадратов, то иногда даже целый квадрат может стать кульминацией.

И, наконец, мы покажем вам несколько ритмических приемов, которые можно использовать для достижения кульминации и оживления ритмического движения.


1. Дубль (эффективен при сопоставлении контрастных построений). Широко используется прием перевода времени в дубль (фр. - двойной). Например: в 1т. – мелодия изложена более крупными длительностями, а во втором – триолями или .

2. «Перекрестное ударение» - тип ритмики, при котором ударные акцентированные доли в повторяющихся структурах не совпадают:



3. «Три на два»

Играя трехдольные построения мы мысленно переключаемся на размер ¾, хотя аккомпанемент четырехдольный.

Играйте от любых нот, придумывайте свои линии и обороты. Заведите отдельную тетрадь и записывайте в нее наиболее удачные фразы, сочиненные вами или понравившиеся в игре джазовых исполнителей, такая практика помогла многим музыкантам выработать свой собственный джазовый стиль.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Хамлатова Татьяна Владимировна

Дата: 05.10.2017

Номер свидетельства: 431022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства