kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка серии уроков по музыкальной литературе на тему: кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка серии уроков по музыкальной литературе на тему: кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка серии уроков по музыкальной литературе на тему: кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»»

Методическая разработка серии уроков

по музыкальной литературе на тему:

кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»


Важнейшие задачи совершенствования методов обучения музыкальной литературы в детской музыкальной школе следующие:


  1. Развитие познавательной самостоятельности, то есть умение самостоятельно добывать и усваивать знания.

  2. Воспитание творческой активности, то есть потребности умение делиться полученными знаниями с окружающими.


При таком подходе к обучению деятельность учителя состоит в том, что он, изучая с детьми новую тему ставит перед ними задачу ответить на поставленные вопросы, используя предложенную педагогом литературу.

Изучая с детьми биографию Прокофьева педагог может рассказать о жизни и творчестве композитора до предвоенного периода. А дальше предложить детям самим подготовить материал о деятельности композитора.

Таким образом, дети на следующий урок приносит материал о кантате "Александр Невский". При изучении темы кантата "Александр Невский" Сергея Прокофьева детям предлагается список литературы и вопросы, на которые они должны ответить, пользуясь этой литературой.
Вопросы:

  1. В какую эпоху жил Александр Невский?

  2. Почему Прокофьев обращается к этому сюжету и кто из художников ещё обращается к образу Александра Невского?

  3. Почему Прокофьев выбирает жанр кантаты для своего произведения?

  4. В чем заключается главная идея произведения?

  5. В чем связь далёких по времени эпох?

  6. Как Прокофьев охарактеризовал воинов дружины Александра Невского и рыцарей Тевтонского ордена?


При изучении этих вопросов они должны обратиться к истории, к событиям 13-го и 20-го веков.

Дети с помощью наводящих вопросов рассказывают, что сюжет произведения заимствован из 13-го века, а само произведение связано с событиями 20-го века, так как произведение создавалась в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал своё варварское вторжение в страны Европы, и угроза фашизма нависла над всем миром.
Из учебника музыкальной литературы дети узнают, что сначала к образу Александра Невского обратился в 1938-м году выдающийся советский кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн, а музыку к фильму писал Сергей Прокофьев. Уже в 1939-м году Прокофьев создает кантату как самостоятельное произведение.

Эти произведения прозвучали в предвоенные годы, как решительные предостережения, как грозное напоминание о том, Что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину.

Если дети сами не нашли репродукции триптиха П. Корина "Александр Невский", то педагог показывает их и называет автора, а учащимся задаёт вопросы:

  1. Почему Корин пишет триптих?

  2. Кто изображен на картинах?

Дети рассказывают, что в центре сам великий полководец и его войско, готовое к походу.

В "Северный балладе" – русский крестьянин, словно преграждающий своей рукой дорогу врагу, а рядом русская женщина с выражением непреклонный воли на лице. Таких женщин дети могли видеть в документальных и художественных фильмах о Великой Отечественной Войне. Это были плакаты "Родина–мать зовёт". Следует обратить внимание на природу, окружающих этих людей. В центральном полотне быстро движущиеся по небу серые мрачные тучи, а в "Северной балладе" - суровая русская природа.

Изучая третье полотно "Старинный сказ", учащиеся рассказывают, что на этом полотне изображен сказитель со сказительницей и ушкуйник с булавой. Сказители под струны гуслей ведут рассказ о делах давно минувших дней и готовы запечатлеть в своих песнях настоящие подвиги защитников Родины. А "ушкуйник" – это не то разбойник, не то богатырь, и на вопрос почему он изображен с булавой, дети выясняют, что на защиту Родины встали все русские люди. И здесь педагог может привести слова П. Корина, который говорил, что хочет воплотить в этом произведении "непокорный дух русского народа".

С этим высказыванием перекликается музыка II части кантаты. "Песнь об Александре Невском" служит в кантате "темой Родины", выражением её непобедимой мощи.

Слушая эту музыку, дети выясняют, что мелодия мужского хора близка русским былинам, что такое эпическое повествование о делах давно минувших дней могли бы рассказать сказитель со сказительницей с картины П. Корина. Следующий вопрос может быть о средней части, о чем повествует нам этот раздел и какими музыкальными средствами пользовались композиторы? "Ух, как бились бы мы…". Дети отвечают, что средняя часть изображает звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей. В оркестре барабаны, бубен, деревянные, духовые, тарелки. А гусельные переборы арф продолжают придавать музыке характер эпического рассказа. Педагог дополняет, что здесь переменный размер (2/4 и 3/4 – ритмического стихотворения).

На следующем уроке дети получают задание прочитать о крестоносцах. И преподаватель предлагает им список литературы, которые они могут взять в библиотеке:


  1. Энциклопедия для детей. История России. Издательство "Аванта" 1995 г.

  2. А. Югов "Александр Невский"

  3. Учебник "История Отечества" 1993 г.

  4. А. А. Обухова "Рассказы и чтения по русской истории" глава 5 "Воитель Невский", "Поворот истории", "Детство и юность Александра Невского", "Невская битва", "Ледовое побоище".


После прослушивания III части "Крестоносцы во Пскове" педагог задаёт вопрос: "Как звучит оркестр и что можно нарисовать в воображении?".

Дети говорят, что музыка тяжелая, диссонирующая, можно представить жёсткого врага. В оркестре в основном звучат медные духовые инструменты, но дети отметили, что средняя часть контрастна, что здесь звучит горестная русская распевная мелодия у струнной группы оркестра – это страдания псковичей.

Вместе с педагогом учащиеся определяют трёхчастную структуру и отмечают 3 темы крестоносцев:


  1. Католический хорал (смешанный хор на латинском языке)

  2. Грубо рычащий мотив низких басов.

  3. Грозный сигнал четырёх валторн – основанный на бездушных, обрубленных интонациях.


Здесь можно отметить, что композитор выбирает для характеристики врага медные инструменты и лишь один хоровой номер, хорал крестоносцев, который сначала звучит как "святое" пение, а при втором проведении – фанатически исступлённо. После прослушивания IV части "Вставайте, люди русские" дети рассказывают, что вначале звучит тревожный колокол набат.

Можно спросить какое значение имел колокол на Руси. И поговорить о том, что колокол с древних времён вещал о самых важных событиях в жизни человека.
На вопрос: "Какая из частей Коринского триптиха может проиллюстрировать IV часть мелодии", текст это героической песни призыва мог бы служить музыкальным сопровождением картине "Северная баллада". Эта героическая песня близка по духу солдатам, которые шли на бой с гитлеровскими фашистами в годы ВОВ. Из репродукторов звучали призывные возгласы этой Прокофьевской песни.

И при анализе средней части песни со слов "На Руси – Родине не бывать врагу" – дети отмечают, что это твёрдая уверенность в непобедимости русского народа.


Следующий урок посвящён главным событиям симфонической драмы, которые сосредоточились в V части "Ледовое побоище". Дети уже читали предложенную педагогом литературу об этих событиях и готовы слушать музыку.
Перед прослушиванием нужно вспомнить о том, что сначала всё-таки музыка писалась к фильму и, поэтому музыка Прокофьева здесь изобразительна в лучшем смысле этого слова.

Педагог предлагает детям слушать и попытаться увидеть услышанное и обратить внимание на уже знакомую музыку. После прослушивания дети вместе с педагогом отмечают, что в музыке можно услышать и карканье ворон, которые слетаются к поле брани, и дрожание мглистого предрассветного воздуха, и визг свиньи.

Дети рассказывают, что в момент наступления "псов – рыцарей" начинается механичным маршем – токкатой. Далее звучит уже знакомая по III части характеристика крестоносцев – хорал.

Ещё одна знакомая тема – это тема русских у трубы "Вставайте, люди русские!". И появляется новая тема – скомороший наигрыш на остинатном "гудошном" басу. На вопрос: "Почему характер русской темы приподнятый, а иногда и бесшабашно-весёлый, танцевальный?". Дети отвечают, что русские воины устремляются на вражеское полчище в гордом и радостном осознании своей правоты, защищая свою Родину.

Обобщая пройдённый материал, все вместе подводят итог:


  1. Прокофьев характеризует воинов дружины Александра Невского такими народными песенным и танцевальными жанрами как былина, героическая песня, лирическая мелодия, скомороший наигрыш, элементы плача. В оркестровой характеристике русского лагеря звучит струнная группа инструментов.

  2. Для характеристики немецких псов – рыцарей Прокофьев пользуются не только чисто музыкальными средствами, такими как резкие созвучия, тембры, ударно-шумовые эффекты, оркестровка, но и новыми в то время, средствами магнитофонной записи, микрофонами. Изобрел «перевернутую оркестровку»: громкие инструменты располагал вдалеке от микрофона, а тихие – вблизи. Получился «большой», «страшный» гобой и маленькая труба. И лишь одна хоровая характеристика врага – хорал.


Все это Прокофьев применяет с целью – вызвать у слушателя чувство ненависти и отвращения к силам зла.

По выражениям С.Эйзенштейна все это создает «незабываемый образ железной тупорылой свиньи и рыцарей тевтонского ордена, скачущего с неумолимой танковой колонны их омерзительных потомков»!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамлатова Татьяна Владимировна

Дата: 04.10.2017

Номер свидетельства: 430894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства