kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка: "Работа над полифонией в младших классах".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Методическая разработка

Работа над полифонией в младших классах.

Автор – Щербакова Г. А.

Должность – преподаватель фортепиано.

Учебное заведение – МБУДО ДШИ № 10 г. Брянск.

Наименование материала – методическая разработка.

Тема – «Работа над полифонией в младших классах».

  1. Введение.

  2. Знакомство с пьесами полифонического характера.

  3. Полифонические пьесы эпохи барокко для учащихся младших классов ДШИ.

  4. Основные трудности в работе над полифонией.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.

Введение.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Современная фортепианная педагогика с большим доверием относится к музыкальному интеллекту детей. Опираясь на опыт Б. Бартока, К. Орфа, педагог открывает перед ребёнком интересный и сложный мир полифонической музыки уже с первого года обучения в музыкальной школе. Изучение многоголосной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста.

Главная задача – уметь слышать и исполнять многоголосную ткань, чтобы каждый голос имел свою тембровую окраску, свою фразировку, своё динамическое развитие, но вместе с тем, чтобы сохранилась целостность интерпретации произведения. Умение слышать и исполнять полифонию связано с воспитанием внутреннего слуха и полифонического мышления. Если ученик не слышит полифонической ткани, то его игра не будет художественно полноценной и мы не получим впечатления от живого звучания произведения. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального характера. Поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальным образам пьесы.

Полифонический репертуар для начинающих составляют лёгкие обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по содержанию. Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем её подхватывал хор, варьируя ту же мелодию. Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. На это хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию. Очень полезно выучить каждый голос наизусть. Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчётливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов. Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику.

Знакомство с пьесами полифонического характера.

Среди распространённых в практике пьес, подготавливающих ученика к исполнению имитационной полифонии, следует назвать такие, как «Зайчик» Орлянского и «На горе, горе» (украинская народная песня в обработке Н. Лысенко, переложение И. Берковича). Они отличаются исключительной доступностью полифонической образности. В первой пьесе средствами канона в октаву показаны два весёлых зайчика, догоняющих друг друга. Каждый из двух элементов канона приходит равномерно к мелодической вершине - звуку «ре» на крещендо и «убегает» от неё на диминуэндо. Во второй части пьесы происходит «беседа» тех же персонажей (переклички - имитации коротких мелодических попевок). Своими оттенками настроений и пианистическими приёмами отмечена и каждая из двух частей пьесы «На горе, горе». В первой части шуточные плясовые по характеру мелодические фразы, стремительно «взвивающиеся» к своим вершинам (звукам соль), исполняются единым взмаховым движением руки (такты 1-2, 7-8). Во второй части песни мелодия узкого позиционного диапазона, пронизанная «хороводными» интонациями, исполняется на легато. И здесь в партии левой руки должны хорошо прослушиваться эпизодические имитационные «вставки» коротких фигур восьмыми нотами (такты 11 и 17). Русская народная песня «Ах ты, зимушка, зима», изложенная в виде точного двухголосного канона в октаву, является трудной полифонической пьесой сборника. Сложность её изучения связана с фактурой безостановочного движения голосов. В игрываясь поначалу в каждый отдельный голос, ученик должен уловить протяжённость фраз по четыре такта и подчёркнуто ярко передать линии волнообразных динамических подъёмов и спадов звучания внутри фраз и цезуры между ними. Далее следует проиграть лишь одноголосные имитации, исполняя их поочерёдно в каждом голосе. Лишь после такой слуховой подготовки ученик приступает к игре обоих голосов в медленном темпе. В результате проработки данной пьесы предложенными способами у ученика воспитываются навыки звукового владения имитационной полифонией. Усложнение полифонической ткани произведения второго класса происходит за счёт расширения их жанровых рамок, выразительных возможностей интонационного и ритмического строя. Появляется новое в тематическом материале и приёмах его развития, и в связи с этим всё более необходимой становится работа над слуховым усвоением двухголосия. В «Каноне» Ю. Щуровского необходимо раскрыть ученику условность обозначенных в тексте лиг небольшой протяжённости, как бы искусственно членящих мелодию. Линию развития мелодии можно проследить по целостным шеститактовым построениям. Плавная мелодия приходит к кульминации на четвёртом такте, где наблюдается уровень динамической напряжённости с последующей её развязкой на заключительных двух тактах.

Параллельно с изучением имитационной полифонии учащиеся осваивают произведения контрастно-полифонического письма - мелодия в верхнем голосе и контрастирующего ей в интонационно - ритмическом отношении нижнего голоса. Работая над «Арией» Перселла ученик слышит выразительные особенности контрастного двухголосия. Следует направить внимание ученика на различия в характере обеих частей пьесы. При исполнении пьесы не следует формально прочитывать проставленные лиги. Линия большого мелодического дыхания сохраняет целостность пианистического движения, сочетающегося с незаметным мягким перенесением руки на границах больших построений. Нижний голос контрастный, исполняется на нон легато, прослушиваются интонационные и гармонические изгибы в легатном исполнении. Пьесы подголосочного склада можно найти во многих сборниках для начинающих. Это и «Школа игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева, «Я музыкантом стать хочу», «Путь к музицированию», «Пианист-фантазёр» и другие. К пьесам подголосочного склада даются творческие задания, например: подбери до конца нижний голос и определи тональность; сыграй один голос, а другой спой; присочини к мелодии второй голос и запиши подголосок; сочини продолжение верхнего голоса и другое.

Творческое музицирование необыкновенно полезно для детей. Оно активизирует мышление, воображение, чувства, повышает интерес к изучаемым произведениям. Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Двухголосная подголосочная полифония в пьесе «Пастухи играют на свирели» становится доступной ученику благодаря программному названию. Ребёнок легко представляет здесь два плана звучности: как бы игру взрослого пастуха и маленького пастушка – подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке. Эта задача обычно увлекает ученика и работа быстро спорится. Подобный способ освоения полифонических пьес повышает интерес к ним и пробуждает в сознании учащегося образное восприятие голосов.

Полифонические пьесы эпохи барокко для учащихся младших классов ДШИ.

Особенно важное значение приобретает изучение полифонических пьес эпохи барокко, среди которых первое место занимают сочинения И. С. Баха. В эту эпоху складывались риторические основы музыкального языка: музыкально - риторические фигуры, связанные с определённой смысловой символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания, усиления, различных форм движения и музыкальной структуры). Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох. Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И. С. Баха, а сборник «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» - первое знакомство с маленькими шедеврами, которые представляют собой небольшие танцевальные пьесы- полонезы, менуэты и марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений.

Очень полезно рассказать ребёнку о том, что две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» - это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И. С. Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. В сборник включены девять Менуэтов. Во время Баха Менуэт был распространённым, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на весёлых вечеринках и во время торжественных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках с буклями. Следует показать иллюстрации балов того времени, обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, определяющие стиль танцев (у женщин кринолины, необъятно широкие, требовавшие плавных движений, у мужчин - обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками, бантами у колен). Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов. Менуэт «ре минор» удобное знакомство учащихся с «Нотной тетрадью». Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученик определяет его характер: своей мелодичностью и напевностью он напоминает песню, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном и ровном движении. Затем обратить внимание ученика на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два певца: первый - высокий женский голос, а второй низкий мужской. Нужно вовлечь в обсуждение этого вопроса ученика, разбудить его творческую фантазию. Различие между голосами удобно сделать ясным для ученика путём образных сравнений. Торжественную, праздничную Маленькую прелюдию «До мажор» сравнить с увертюрой для оркестра, а задумчивую Маленькую прелюдию «Ми минор» сравнить с пьесой для небольшого камерного ансамбля. В Менуэте «Ре минор» певучее, выразительное звучание первого голоса напоминает пение скрипки. А тембр и регистр басового голоса приближается к звучанию виолончели. Затем разобрать форму пьесы (двухчастная) и её тональный план, фразировку и связанную с ней артикуляцию каждого голоса отдельно. В первой части нижний голос состоит из двух предложений, а первое предложение верхнего голоса распадается на две двутактные фразы: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный, как бы ответный характер.

Для уяснения вопросо - ответных соотношений можно предложить следующий приём: педагог и ученик располагаются за двумя роялями. Первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт - вопрос исполнением второго двутакта - ответа. Затем роли можно переменить: ученик будет «задавать» вопросы , учитель – отвечать. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему – чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, вслушаться и выбрать лучший вариант. Таким же способом можно поработать над Менуэтом № 4, где «вопросы» и «ответы» состоят из четырёхтактовых фраз. Затем весь первый голос играет ученик, выразительно интонируя «вопросы» и «ответы»; углубляется работа над выразительностью штрихов - здесь ученику могут помочь образные сравнения. Во втором такте мелодия «воспроизводит» поклон важный, глубокий, значительный, а в пятом – более легкие, грациозные поклоны. Необходимо определить кульминации обеих частей - как в первой части, так и главная кульминация всей пьесы во второй части почти сливаются с заключительным кадансом - это отличительная особенность стиля Баха, о которой должен знать ученик. Кадансам Баха свойственны значительность, динамический пафос. Очень редко пьеса у Баха заканчивается на пиано; то же можно сказать и о кадансах в середине произведения.

Основные трудности в работе над полифонией.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остаётся работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов - непременная черта любого полифонического произведения. Эта самостоятельность проявляется в различном характере звучания голосов, в разной, почти нигде не совпадающей фразировке, в несовпадении кульминаций, в разной ритмике, в несовпадении динамического развития.

Полифонии Баха свойственна полидинамика, следует избегать динамических преувеличений. Чувство меры по отношению ко всем динамическим изменениям в любом произведении Баха - качество, без которого нельзя стилистически верно передать его музыку. На материале пьес из «Нотной тетради» ученик усваивает новые для него черты музыки Баха, с которыми будет встречаться в произведениях разной степени сложности. Отличительная особенность баховского стиля – это «приём восьмушки», контраст в артикуляции соседних длительностей: мелкие длительности играются легато, а более крупные – нон легато или стаккато. Но пользоваться этим приёмом следует исходя из характера пьес.

При исполнении вокальных сочинений надо не упускать из вида, что знак фермата не означает в этих пьесах временной остановки, этот знак указывает на конец стиха.

Мелизмы важнейшее художественно - выразительное средство музыки. Исполнять мелизмы Бах рекомендует за счёт длительности основного звука; все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме перечёркнутого мордента и если перед звуком, на котором выставлена трель или неперечёркнутый мордент, уже стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука); вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан композитором - под знаком мелизма или над ним. Чтобы ученики не относились к мелизмам как к помехе в пьесе, нужно умело преподнести материал, пробудить интерес, любознательность. Ученик знакомится с мелодией, не обращая внимания вначале на выписанные морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без украшений, затем с украшениями и сравнивает. Детям больше нравится исполнение с мордентом. Украшения соединяют и объединяют мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. Исполнять мелизмы надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе.

Заключение.

Если пианист не обладает развитым слухом и необходимыми навыками исполнения, его игра не будет художественно полноценной. Большая часть музыки, написанная для фортепиано, полифонична. Изучение многоголосной музыки - основа основ воспитания и обучения пианиста. Главная задача – уметь слышать и исполнять многоголосную ткань, чтобы каждый голос имел свою тембровую окраску, свою фразировку, своё динамическое развитие, но вместе с тем, чтобы сохранялась целостность интерпретации произведения. Умение слышать и исполнять полифонию связано с воспитанием внутреннего слуха и полифонического мышления. Если ученик не слышит полифонической ткани, то его игра не будет художественно полноценной и мы не получим впечатления от живого звучания произведения.

Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального характера. Достижение определённого уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков. Перед педагогом всегда стоит серьёзная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.

Литература:

  1. Милич Б. Е. Воспитание ученика - пианиста.

2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство.

3. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом.

4. Гофман И. Фортепианная игра.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Щербакова Галина Алексеевна

Дата: 30.05.2018

Номер свидетельства: 471546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства