kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

П. И. Чайковский "По страницам "Детского альбома".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Методическая разработка

П. И. Чайковский.

«По страницам «Детского альбома».

Автор – Щербакова Г. А.

Должность – преподаватель фортепиано.

Учебное заведение – МБУДО ДШИ № 10 г. Брянск.

Наименование материала – методическая разработка.

Тема – П. И. Чайковский. «По страницам «Детского альбома».

1. Введение.

2. История создания.

3. Образы и характеры цикла.

4. Основные проблемы в работе над пьесами.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение.

«Детский альбом» Чайковского – это воспоминание автора о том, что самому было интересно в детстве, что занимало и увлекало. Линия занимательности составляет главное в «Детском альбоме». Только вместо картинок - лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент и петь, и беседовать, и веселиться, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки. Чайковский раскрыл ярко и изобразительно образы далеких стран: славян, французов, немцев и картины уличного, заражающего солнечной энергией быта чудесной Италии. Красиво и привлекательно для детского воображения сплелись в музыке «Альбома» и картины детского быта, и окружающая действительность народных сцен, и сфера сказочности, и занимательные игры, и песенные иллюстрации жизни далёких стран.

История создания.

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч.89, написан П.И.Чайковским в мае 1878 года, посвящён любимому племяннику Володе Давыдову и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. «Детский альбом» первый в России классический сборник для детей. Широко известна любовь Чайковского к детям. Он мог часами с ними возиться, принимать участие в играх, наслаждаться их непосредственностью. Дети платили композитору искренней привязанностью и любовью. Обращаясь к миру ребёнка, Чайковский не снижает к себе высокой художественной требовательности, не облегчает содержание произведений. Любя детей и отлично зная их психологию, вкусы и запросы, он не ограничивается традиционными образами кукол и игрушек. Светлый, радостный мир ребёнка нашёл отражение в творчестве Чайковского. Композитор стремится раскрыть жизнь во всём её многообразии, не приукрашивая её, не избегая её тяжёлых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всём правду и, играя в свои игры хотят ,чтобы всё в них было «настоящее»,композитор стремится дать в своих пьесах подлинную частичку жизни. Миниатюры альбома воплощают настоящие человеческие переживания. Прекрасно понимая роль народного элемента в воспитании ребёнка, композитор создаёт пьесы, в основу которых положены народные песни и танцы. Это пример того, как можно писать для детей просто, увлекательно и содержательно, как надо приобщать ребёнка к большому искренно правдивому искусству, как пробуждать любовь к народной музыке, не только своей, отечественной, но и к иноземной. С необыкновенной чуткостью и пониманием детской психологии композитор отразил жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала.

Образы и характеры цикла.

Программное содержание цикла выстроено композитором в определённой последовательности: утро, день, вечер детского дня с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью. Но вторая версия символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышление о религии и боге. Радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить душевное равновесие. Возвращение домой, размышление о смысле жизни и, наконец – покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанные единой тематикой. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы - «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей - «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы персонажи русских народных сказок - «Нянина сказка», «Баба яга», русского народного творчества - «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов - «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». В цикле имеются элементы выразительности - «Шарманщик поёт» и звукоподражания - «Песня жаворонка». Чайковский, не прибегая к упрощенству, рисует богатый внутренний мир ребёнка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая грёза» и «В церкви». В основе песен различных народов – подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и «Итальянская песенка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поёт». Тем «Старинной французской песенки» также подлинная, была использована в опере «Орлеанская дева».

Утренний цикл открывает произведение под названием «Утренняя молитва». С неё начинается и заканчивается день взрослых и детей. В музыкальной пьесе использована мелодика настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребёнка с богом.

«Зимнее утро» - встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное холодное утро сменяется жалобными интонациями.

«Игра в лошадки» - озорная мелодия передаёт веселье проснувшегося ребёнка, его желание играть и бегать. Цокот копыт игрушечной лошадки, сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли своё отражение в богатой гармонии пьесы. Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо, задорно мальчишеское, с упрямым « остинатным» ритмом.

«Мама» - ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребёнка и мамы. Можно предполагать, что между игрой в лошадки и выступлением деревянных солдатиков произошли какие-то нелады у играющих, и Чайковский вызывает ласковый, примиряющий образ мамы. Душевные переживания находят своё отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передаёт общение с мамой музыка.

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. Этот цикл имеет чёткое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни и танцы разных стран.

«Марш деревянных солдатиков» - чёткость, лёгкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков рисует композитор строгим ритмом.

После марша Чайковский помещает значительный эпизод с куклами, где явно обнаруживается психика женского населения детской или сада. Это лирика скорбная, теневая: «Болезнь куклы», «Похороны куклы». Эпизод рассеяния - искристый, забавно оживленный «Вальс» с ритмическими перебоями и очаровательное изобразительное скерцо «Новая кукла».

Дневные забавы полны живой наблюдательности, метких зарисовок и капризной ребячьей ритмики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью. В порыве благодарности кинуться маме на шею («Новая кукла») так естественно, когда в восторженных шалостях вальса (даже видно, как ребята, танцуя, оживлённо перебивают друг друга, пара сцепляясь с парой) уже забыт был элегический похоронный марш ( Похороны куклы).

«Болезнь куклы» - переживание девочки об её заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами – вздохами.

«Похороны куклы» - первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слёзы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребёнка.

«Вальс» - детские переживания быстро сменяются весёлым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника , всеобщей радости передаёт Чайковский в этой пьесе. Лёгкие аккорды, напевная мелодия увлекает в кружении танца.

«Новая кукла» - радостью и счастьем проникнута пьеса. Живой бег, взволнованное биение сердца передаёт музыка этого произведения. Стремительная мелодия вобрала в себе восторг, изумление, радость.

В дневной цикл вошли русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. В песнях и танцах передаётся непоседливость детского возраста.

«Мазурка»- быстрый польский танец, который пользовался популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута музыка.

«Детский альбом» - это насыщенность внутренних переживаний и действий ребёнка. Даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня»- мелодия песни – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применял их в своих обработках.

«Мужик на гармонике играет» - образная сценка из народной жизни. Создаёт впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» - это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» - задорный чешский танец, легка и грациозна. Это образ девочки в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.



Песни дальних стран.

Этот раздел посвящён песням дальнего зарубежья. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции, Италии, Турции, Швейцарии.

«Итальянская песенка» - в ней Чайковский средствами музыкальной выразительности передаёт аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. В ней нет плавности вальса, а есть южная оживлённость и порыв.

«Старинная французская песенка» - эта пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную. Грустный народный мотив звучит в пьесе.

«Немецкая песенка» - галантная и весёлая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки.

«Неаполитанская песенка» - звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забот.

«Нянина сказка» - сказочный образ, проникнутый паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходит в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» - в этой пьесе передаётся мечтательность и детская фантазия. Резкая и отрывистая мелодия миниатюры - это полёт в ступе под свист ветра.

«Сладкая грёза» - спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребёнок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках. Нежная лирика «Сладкой грёзы» перекликается с образом данным в пьесе «Мама». Ведь так и бывает, что когда под вечер уже клонит ко сну и в этом не хочется сознаться, непременно нужно, чтобы мама находилась возле и рассказала или спела что-нибудь обещающее, что-то очень приятное.

«Песня жаворонка» - небольшое оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. И пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поёт» - протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребёнка.

«В церкви» - начинает и заканчивает цикл молитва. Это подведение итогов дня или настрой на хорошие поступки. В молитвах благодарили бога за проведённый день, просили милости и помощи в трудностях.

Основные проблемы в работе над пьесами.

П. И. Чайковский никогда не преподавал детям, мало соприкасался с вопросами обучения игре на фортепиано, но проявил превосходное знание фортепианного изложения, доступного детским рукам. Во всём сборнике нет ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьесе мы не найдём одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр не используется, а звуки в высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». Фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция, динамика, орнаментика, аппликатура и педализация «Детского альбома» подчас и сложны, но учитывают уровень развития детей, их исполнительские возможности.

Певучий характер в партии правой руки поддерживается аккордовым сопровождением, что чётко выявляет гармоническую основу. Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких песенок, как «Вальс», «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поёт», «Неаполитанская песенка».

Другой тип фортепианного изложения – почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках. Плотная аккордовая ткань встречается в пьеске «Мужик на гармонике играет», где имитируется звучание гармоники приёмом использования доминантсептаккорда в тесном расположении, пронзительно звучащего в среднем регистре фортепиано. Аккордовый рисунок встречается в пьесах «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Нянина сказка».

Особо следует отметить артикуляцию и динамику. Композитор находит точные интонации, которые передают иногда даже еле заметные, тончайшие оттенки выразительности человеческой речи.

Так же тщательно обозначена и динамика. Композитор пользуется как постепенным её развитием, так и внезапными сменами тонких градаций звучностей. Основная шкала динамики ррр-f.

Пьесы фортепианного цикла Чайковского являются бесценным педагогическим и художественным материалом. Для создания образов исполнителю придётся пользоваться всем арсеналом музыкальных средств выразительности. При выборе интерпретации «Детского альбома» педагогу необходимо отталкиваться от музыкальных способностей ученика, исходить из тех целей, которые поставлены перед ребёнком. Здесь необходимо учитывать и степень сформированности мировоззрения ребёнка, и индивидуальные особенности психофизиологического склада, его вкус и общее культурное развитие.

Заключение.

П. И. Чайковский стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнительства. Это технически не сложные пьесы, доступные пониманию ребёнка. Каждая пьеса – цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребёнок решает разные художественно - исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти – радостным мажором. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию. Простота и насыщенность детской жизни находит своё отражение в цикле «Детский альбом».

Список литературы:

1. А. Д. Алексеев «История фортепианного искусства».

2. Б.В. Асафьев «Русская музыка о детях и для детей».

3. Г.Г. Нейгауз «Записки педагога».

4. П. И. Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Щербакова Галина Алексеевна

Дата: 13.05.2018

Номер свидетельства: 469419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства