Методическая разработка урока "Работа над художественным образом в среднем хоре"
Методическая разработка урока "Работа над художественным образом в среднем хоре"
Цели и задачи данной методической разработки - это формирование у обучающихся основных певческих навыков, таких, как высокая вокальная позиция, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, певческое дыхание и опора звука, воспитание и развитие вокального и гармонического слуха и музыкальной восприимчивости, а также воспитание патриотического чувства, включая в репертуар хора произведения о родном городе, авторами которых являются наши земляки. Очень важно уделять внимание развитию у обучающихся умения петь в единой певческой манере и на воспитание организованности в момент коллективного музицирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Работа над художественным образом в среднем хоре" »
Методическая разработка урока «Работа над художественным образом в среднем хоре»
педагога МБОУДОД «Детская школа искусств №7» города Смоленска Проскуряковой Людмилы Ивановны.
Преподаватель: Проскурякова Людмила Ивановна
Концертмейстер: Гончарова Ирина Валентиновна
Дата проведения: 20 февраля 2015 года
Класс: 3 (количество обучающихся -21).
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Работа над художественным образом в среднем хоре.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, освоение и закрепление умений и навыков.
Цель урока: формирование у обучающихся основных певческих навыков.
Задачи :
Образовательные
формирование у обучающихся основных певческих навыков, таких, как
певческая установка;
певческое дыхание и опора звука;
высокая вокальная позиция;
точное интонирование;
ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
использование различных видов звуковедения;
дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений; продолжение развития гармонического слуха; развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;
воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
воспитание у обучающихся патриотического чувства, любви к родному городу.
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного обучающимися).
Методические приёмы:
Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
вариативность заданий при повторении упражнений;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
Оборудование:
фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
План урока
I.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Дыхательная разминка
2. Вокальные упражнения
3. Работа над произведением.
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Вступительная часть
Работа над различными вокальными упражнениями проводится параллельно, так как все они тесно связаны между собой. Каждое вокальное упражнение формирует какие-то определённые навыки, но , выполняя одно из них, нельзя выпускать из внимания остальные. Обучающимся часто бывает сложно усвоить, что для достижения хорошего результата необходимо использовать все знания, умения и навыки, полученные ими на уроках.
На первом этапе обучающийся должен запомнить и усвоить основные моменты предлагаемых педагогом приемов. На следующих этапах обучения певческие навыки постоянно закрепляются, развиваются и совершенствуются. Происходит кропотливая систематическая работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Петь следует на умеренном звучании, не форсируя звук. Большое внимание следует уделять свободе при пении и качественному звучанию, сохранять ровность силы звучания. Для воспитания ровности силы звучания полезно использовать упражнения на одном звуке, на разных звуках, на целой фразе, уравнивая все звуки по качеству звучания.
При многократном повторении всех упражнений у обучающихся тренируются соответственные мышечные системы голосового аппарата и упражнения уже выполняются ими автоматически.
Основная часть
Дыхательная разминка, вокальные упражнения
Начнем с вокальных упражнений, которые я использую на каждом уроке. Они необходимы для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков.
1. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Плечи не поднимаются, а живот на вдох надувается, как воздушный шарик, а на выдох « прилипает к спине».
2. На 1 вдох носом 2 выдоха ртом. Все выполняем, как в первом упражнении.
3. Выдыхаем на звук «с», дозируя выдох.
4. Выдыхаем на звук «з».Следим за ровностью звука чтобы не было толчков.
5. Упражнение для работы диафрагмы. Произносим звук « ф» несколько раз подряд, делая на каждый звук «ф» толчок животом.
6. С закрытым ртом поем ступени 1-2-3-4-5, формируя при этом зевок.
7. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука. 1-3-2-4-3-5-4-2-1 на разные слоги.
8. В следующем упражнении надо чередовать staccato и legato. Штрих staccato: высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона. До-ре-до-ми-до-фа-до-соль-до-ля-до-си-до-до.
9. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.
Ступени 1-2-3-4-5-4-3-2-1-2-3-4-5-4-3-2-1 на слоги да-дэ-ди-до-да-дэ-ди-до-да-дэ-ди-до-да-дэ-ди-до-ду. Необходимо петь упражнение в высокой позиции на одном дыхании.
Работа над произведением
Следующий этап нашего урока – это продолжение работы над произведением «Смоленск – мой город древний», музыка Н. Захаревича на стихи Н. Жигаревой. И музыка, и стихи написаны смоленскими авторами.
Начиная работать с партитурой, я, прежде всего, анализирую ее с точки зрения формы, потому что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деления на периоды, предложения, фразы, мотивы. Очень важно определить их внутреннее развитие и соподчиненность, так как, от этого зависит не только раскрытие художественного образа, но и охват всей музыкальной формы произведения. Умение выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются такие средства, как агогика, динамика, дыхание, тембр. (С помощью педагога обучающиеся вспоминают, что означают эти средства и как используются).
Музыкальная фразировка в нашем произведении полностью соответствует поэтическому тексту.
Исполняя произведение, мы движемся к выделенным в тексте словам (в тексте отмечены логические ударения) и пропеваем их более плотно, объемно и выразительно, при этом строго соблюдая цезуры.
1.Смоленск, ты в грозовые дни не раз спасал Россию.
Стоял преградой на пути врага./
В огне боев сгорал, но вновь под небом синим
Льют вечный свет златые купола./
Припев:
Ах, как же ты хорош, мой город древний,
В лучах закатных и в рассветный час!/
И звон колоколов седых напевный
О прошлом и о будущем ведет рассказ./
2.Смоленск, ты город-памятник, седой, благословенный
России дал достойных сыновей./
И слава о тебе светла, звонка, бессмертна
Во веки будет жить в сердцах людей./
Припев.
3.Смоленск, ты красотой своей по всей России славен
И расцветаешь с каждым новым днем./
Ты в ленточках проспектов, в кружеве окраин
Вознесся птицей вольной над Днепром./
Припев.
Иногда при окончании музыкальных фраз наступают короткие паузы-цезуры, где возможна смена дыхания во всем хоре, а также в его отдельных партиях. Поэтому при определении моментов дыхания надо учитывать, чтобы эти моменты совпадали с цезурами музыкального и литературного текста. Нужно обратить на это особое внимание, так как от правильности расстановки таких цезур в большой степени зависит выразительность литературных фраз и качества звука.
Так как на данном уроке мы работаем над художественным образом произведения, мы сначала в каждом куплете прорабатываем текст, проговаривая нараспев каждую фразу, затем пропевая куплет, обращая внимание на динамику, звуковедение, дикцию, дыхание и на указанные в тексте цезуры. Полезно распределить обучающихся на дуэты и попросить пропеть цепочкой, чтобы каждому дуэту досталась определенная часть произведения по знаку педагога. Таким образом, каждый обучающийся почувствует себя солистом в своей партии, а, значит, ему придется сконцентрировать все свое внимание на использовании всех приобретенных им навыков. После этого необходимо соединить все куплеты, отработав переходы от куплета к куплету, обращая внимание на одновременные вступления и на динамический ансамбль, постараться осознанно донести до слушателя содержание произведения.
Заключительная часть
В конце урока необходимо оценить результаты проделанной работы и предложить обучающимся повторить к следующему уроку свои вокальные партии, которые они также должны уметь исполнять на фортепиано наизусть.