Учащиеся знакомятся с песнями разных народов живущих в Поволжском регионе, с мордовскими,татарскими,чувашскими,марийскими. Знакомятся с их национальной культурой,бытом,фольклором,обычаями,читают стихи на разных языках, исполняются песни
целью урока ставилась углубление знаний учащихся о разных культурах традициях поэтической и музыкальной культурах разных народов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Здравствуйте, ребята,! Сегодня мы начали урок с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Ответы учащихся.(о дружбе разных народов)и т.д.
Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край, будем слушать песни этих народов. А тема урока так и звучит – «Песни народов Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой?
Ответы учащихся.
Учитель: Ребята скажите какие народы живут в нашем любимом городе, и в Поволжском регионе?
Учитель: На уроках родной речи вы наверное уже знакомились со сказками,сказаниями разных народов нашей страны, а сегодня настала очередь песни. Мы с вами будем знакомится с песнями народов Поволжья.
Учитель: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.(на фоне звучит рус.нар. песня «Вниз по матушке по Волге»
Перед Волгой путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
Учитель показывает слайды.
Ребята посмотрите ,кого вы видите на слайде?
Ответы учащихся : люди в разных ,красивых национальных костюмах и т.д.
Учитель: Правильно. Перед вами разные народы ,населяющие наш край. Попробуйте их назвать.
Ответы учащихся. (Учащиеся перечисляют разные народные национальности.)
Учитель: Молодцы! Это русские и татары и мордва, чуваши и марийцы и люди других национальностей.У нас в школе и у вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?
Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, , музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, татарские костюмы и поделки. А как вы думаете татарские песни чем то отличаются от песен других народов ?
Ответы учащихся.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем татарскую песню «Родной край». В записи в исполнении татарских певцов звучит песня.
Учитель:В каком исполнении прозвучала эта песня?
Ответы учащихся : песня прозвучала в исполнении солиста и вокальной группы. Учитель: Какой характер песни?
Ответы учащихся : веселый, танцевальный и т.д
Учитель: Есть ли сходство с русской песней?
Ответы учащихся : Она отличается необычными интонациями.
Учитель: О чем рассказывает песня? У нас в классе есть ребята татарской национальности, может они нам помогут сказать ,какие знакомые слова прозвучали в этой песне.
Ответы учащихся:
Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.
Направляюсь в Родные края,родные края,родные края
В самые красивые и любимые края
До созревания лесной клубники
Спешу в березовый лес.
Ответы учащихся:( о своем родном крае)
Учитель: Ребята а может кто то из вас хочет рассказать стихи татарских поэтов или акапельно исполнить небольшую песню на татарском языке?
Ответы учащихся:( по желанию исполняются стихи песни )
Учитель: А теперь мы попробуем погостить у чувашского народа и познакомимся с его песнями и культурой.
Идет показ слайдов с изображением национальных костюмов ,разными поделками чувашского народа и т.д.
Звучит чувашская песня «Атте сурална куне».
Учитель: С песней какого народа вы услышали здесь сходство?
Ответы учащихся:(есть сходство с татарской песней , в интонациях)
Учитель: Характер песни ?
Ответы учащихся: танцевальный.
Учитель: какая мелодия?
Ответы учащихся: плавная ,неторопливая.
Учитель: А сейчас мы немного с вами попробем поводить хоровод.
Ответы учащихся:( по желанию учащихся могут прозвучать стихи на чувашском языке.
Учитель: Но с нами рядом живут и другие народы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение ,а вы внимательно послушайте и скажите о каком народе в нем говорится и куда мы сейчас отправимся.?
Читается стихотворение «Живи Мордовия моя!»
Я видел разные края,
Но сердцу здесь тепло:
Когда смотрю я на поля,
Что снегом замело,
Когда весеннею порой
С холмов бегут ручьи,
Когда над Мокшей и Сурой
Заплачут соловьи.
Живи, Мордовия моя!
Храни небесный свет:
Твои прекрасные поля
Осыпал лунный снег.
Живи, Мордовия моя!
Ответы учащихся.( о мордовском)
Показываются слайды с изображением народов в мордовских национальных костюмах.
Учащиеся слушают мордовскую песню «Весна в Мордовии»
Определяют характер песни ,лад,темп, определяют близость к той или другой музыки.
Учитель: и так наш урок подходит к концу,сегодня мы побывали в гостях у татарского, чувашского,мордовского народов .
А теперь давайте ответим на такие вопросы
Каков мир песни других народов?
О чем эти песни?
Есть ли общее между ними и русской песней?
Ответы учащихся.Да ,все они проникнуты любовью к своей родине .
Вместе с учителем исполняется авторская песня учителя музыки КуландинойН.А. «Песня о России».