Методическая разработка открытого урока "Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в 1 классе с использованием игровых методов обучения"
Методическая разработка открытого урока "Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в 1 классе с использованием игровых методов обучения"
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в 1 классе с использованием игровых методов обучения" »
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств п.Карымское Забайкальского края
(ДШИ п.Карымское)
Методическая разработка открытого урока
«Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в 1 классе
с использованием игровых методов обучения»
Разработчик:
Федулина Олеся Олеговна
Преподаватель ДШИ п.Карымское
2015
Содержание
Тема, цель, задачи, форма, тип урока………………………………..3
Пояснительная записка к уроку………………………………………4
План урока……………………………………………………………...4
Ход урока (Организационный момент)………………………………5
Ход урока (Основная часть)…………...……………………………....5
Ход урока (Вывод. Подведение итогов)…...…………………………5
Список литературы……………………………………………………11
Тема урока: «Некоторые формы работы на уроке сольфеджио в 1 классе
с использованием игровых методов обучения».
Цель урока: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения игровых методов обучения.
Задачи:
Образовательная: формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».
Развивающая: развивать слуховое представление, вокально - интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.
Форма урока: групповая
Методы реализации поставленных задач:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
- Наглядный
- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
- Игровой.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Карточки с рисунками
Ритмические карточки
Шумовые инструменты
Ноутбук
Проектор
Фортепиано
Презентации
Пояснительная записка к уроку
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).
План урока:
Организационный момент (5 минут)
Основная часть (35 минут)
Вывод. Подведение итогов урока (5 минут)
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей песенкой «Пора начать урок» (видео - пособие Толмачевой М.С.).
Основная часть.
Преподаватель: А теперь давайте приготовим, наши карточки - помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.
П.:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…
Дети: скрипичный ключ – показывают карточку
П.:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.
Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.
Д.: басовый ключ – показывают карточку
П.:А теперь давайте споём песенку про эти музыкальные ключи.
(Звучит песенка «Ключи скрипичный и басовый» видео-пособие Толмачевой М.С., разработанное на основе песни Т.Сиротиной из сборника «Музыкальная азбука»)
П.:3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.
Всякий это слышит – стала нота выше!
Д.: Диез – показывают карточку
П.: 4.Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,
Называется он просто: понижающий …
Д.: бемоль
П.: А теперь я порошу вас по очереди подойти к инструменту и сыграть на фортепиано диезы и бемоли (до-диез, ре – бемоль, ре - диез, ми - бемоль, фа -диез, соль - бемоль, соль - диез, ля – бемоль, ля - диез, си – бемоль).
Дети по очереди выходят к инструменту находят и играют предложенные преподавателем диезы и бемоли.
П.: Давайтевспомним с вами песенку про диез и бемоль.
Исполняется песня «Знаки альтерации (диез и бемоль)» из сборника «Музыкальная азбука» Т. Сиротиной.
П.:5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)
6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)
А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Внимательно смотрим на экран поём и дирижируем в размере 2/4.
(Демонстрируются на проекторе песни «Осенняя песенка» и «Музыкальная шутка» видео - пособие Толмачевой М.С.).
Примечание: подобные видео – песенки можно использовать как чтение с листа на уроках сольфеджио. Например: «Водичка – водичка» видео-пособие Хрунык Ю.В.
П: Загадки про динамические оттенки
Если этот знак встречаем – тихо музыку играем (пиано)
Этот знак нам говорит - Громче музыка звучи! (фортэ)
Просмотр презентации «Динамические оттенки».
Далее преподаватель читает с динамическими оттенками «Сказку про кота», а дети показывают карточку с нужным динамическим оттенком.
«Сказка про кота». (Е. Королева)
Жил на свете кот Василий. Ленивый был кот. Острые зубы и толстый живот. ОЧЕНЬ ТИХО всегда он ходил. ГРОМКО, настойчиво кушать просил, Да НЕ ОЧЕНЬ ТИХО на печке сопел - Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой. ГРОМКО крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши ТИХО взмолились: -Ох, пожалей, пощади, сделай милость! тут ОЧЕНЬ ГРОМКО воскликнул кот: "Брысь!"- и врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.) Мыши ТИХО вышли из норки, ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки, потом НЕ ОЧЕНЬ ГРОМКО
смеялись над котом, они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул, к стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, до вечера ГРОМКО над ним потешались.
П.: Давайте вспомним с вами устойчивые и неустойчивые ступени.
Д.: Устойчивые – это I, III, V ступени, а неустойчивые – II, IV, VI, VII ступени.
Выбрать из предложенных карточек, только устойчивые ступени и только неустойчивые ступени и прикрепить их магнитом к доске. Вспомнить, что 1 ступень называется тоника.
(Исполняют - «Песенка устойчивых ступеней» из сборника «Музыкальная азбука» Т.Сиротиной).
Музыкальный диктант «Колобок»
Звучит презентация с диктантом «Колобок». Задача ребят - настроиться по устойчивым ступеням и спеть ноты, вместе с колобком тактируя. А затем выложить этот диктант на своих нотоносцах нотами.
П.: А какие длительности мы уже знаем? Давайте вспомним.
Детям предлагается найти в карточках четвертную, восьмые, половинную, шестнадцатые длительности и прикрепить их магнитом к доске.
Ритмические упражнения. Игра на шумовых инструментах.
На проекторе демонстрируются следующие ритмические упражнения:
«Дождик» - видеопроект Есиповой Л.М., автор песни Пархоменко Т.
«Песенка – капель» - видеопроект Цвыровой Г., автор музыки - В. Алексеева, автор слов – Филатова М.
«Маленькие ёжики» - видеопроект Есиповой Л.М., автор песни Раздобарина Л.Р.
«Дили – бом» - видеопроект Толмачевой М.С.
Задача детей – максимально точно воспроизвести ритм упражнений на шумовых инструментах.
Интервалы. Сказка про интервалы.
С чего предпочтительнее начинать? Со знакомства с интервалами, это – первый этап. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Чаще всего это какое - то животное, зверушка, известная ребёнку. Я пытаюсь всеми возможными способами описать, обозначить, показать, обыграть тот образ, с которым у ребёнка впоследствии будет связан интервал. Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет по крайней мере два имени – «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомятся с соответствующими каждому интервалу образами и слышат, как их характер выражается в звучании. В итоге они учатся узнавать, различать и сравнивать созвучия.
Учитель во время демонстрации презентации про интервалы, рассказывает сказку, про то, как четверо друзей ёжику помогли.
Методические рекомендации:
Читая сказку во время просмотра презентации, озвучивать интервал (на инструменте или пропевая).
После завершения сказки провести занимательный слуховой анализ.Преподаватель играет интервалы, а дети показывают картинку с соответствующим персонажем сказки, на которой написано академическое название интервала.
Сказка про то, как четверо друзей ёжику помогли.
В далёкой, жаркой африканской саванне жили-были друзья: высокая Жирафа (8), антилопы – (6) - и храбрая Зебра (4).Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно – поход к дальнему озеру (5) на водопой. Там они всегда болтали о том, о сём с птицей (3), которую все звали Тари. Тари много знала, так как летала за озеро и даже была в лесу за рекой, а может и дальше.
И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимой пальмой. Они обсуждали то, что им сегодня рассказала Тари: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил (7).
Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону.
Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из огромного дупла старого дерева. Внезапно оттуда выскочил странный зверёк, он свернулся комочком, покатился и замер (2). Раньше друзья никогда не видели такого зверя.
Долго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Ёжик – Колючка. Колючка поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь в саванне и набрёл на это огромное дерево. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Ёжик этого не знал.
Не знали и друзья, как помочь ёжику. Тогда решили они пойти за советом к птичке Тари.
Все вместе: Жирафа, антилопа, зебра и ёжик Колючка, отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомую птичку и рассказали ей всё как есть. Немного подумав, Тари полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила. Она быстро нашла его, так как он так громко ревел (7), что его нашёл бы даже слепой…Мудрая птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Тари предложила крокодилу свою помощь – удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано – сделано. Тари быстро справилась со своей задачей.
После этого Тари слетала за друзьями, которые без труда смогли помочь ёжику перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как четверо друзей помогли ёжику вернуться домой.
Слуховой анализ.
- А теперь давайте вспомним – как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы, которые написаны на обратной стороне.
Вывод. Подведение итогов.
П.: Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.
Домашнее задание.
Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание – выучить названия интервалов.
Преподаватель: Вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! До свидания!
Учащиеся: До свидания!
Список литературы
1. Сиротина Т. Музыкальная азбука. – М., Музыка, 2004г.
2. Поплянова Е. А мы на уроке играем. – М., Новая школа, 1994 г.
3. Видео - пособия Толмачевой М.С., Хрунык Ю.В., Есиповой Л.М., Цвыровой Г.