методическая разработка Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс
Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс
календарно- тематическое планирование по музыке 1 класс разработано на основе программы Сергеевой, Критской.В планирование входят следующие разделы: пояснительная записка, цели,задачи, общая характеристика учебного предмета, основные виды музыкальной деятельности, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, личностные метапредметные предметные результаты освоения, содержание программного материала, учебно-тематический план и планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования (М. Просвещение, 2010), авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С Шмагиной «Музыка. 1 – 4 классы». М.: Просвещение 2013г. и основной образовательной программы школы.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива
Задачи: музыкального образования на основе целевой установки:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основные методические принципы: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Основные виды музыкальной деятельности
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам
музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем
многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Структура программы
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
В программе 2 класса семь разделов: «Россия – родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
Место учебного курса в учебном плане
«Музыка» как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана образовательной области «Искусство».
Рабочая программа предмета «Музыка» для обучающихся 1 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) на 2015 – 2016 г.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться,призван формировать у ребенка современную картину мира.
Требования к уровню подготовкиобучающихся:
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийсянаучится:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян, балалайка);
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов ( быстро- медленно) динамики (громко- тихо);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО предмета
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений: наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности,; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству; позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей. Регулятивные УУД: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ; осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию.
Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий
Познавательные УУД: умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям умение устанавливать простые аналогии между произведениями музыки и изобразительного искусства; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
Сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
Коммуникативные УУД: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни класса (школы, ).
Продуктивно сотрудничать со сверстниками при решение музыкально – творческих задач.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Обучающийся научится: определять характер и настроение музыки музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. балалайка); проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (воспринимать музыку различных жанров; воплощения различных художественных образов. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров. Обучающийся получит возможность научиться: владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов динамики определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Содержание программного материала 1 класс (35 часа)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов
Урок 1. И Муза вечная со мной!
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 2.. Хоровод муз.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Урок 3. Повсюду музыка слышна.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Урок 4. Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Песни, танцы и марши — основа многообразных жиз ненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Урок 5. Музыка осени.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
Урок 6. Сочини мелодию.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Урок 8. Музыкальная азбука.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ..
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.
Урок 9. Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
Урок 10. «Садко». Из русского былинного сказа.
Наблюдение народного творчества.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Урок 11. Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Урок 12. Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
Урок 13. Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии нафразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Урок 14-15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Раздел 2. «Музыка и ты» 19 часов
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов
Урок 17. Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Урок 18. Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Урок 19. Музыка утра.
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Урок 20. Музыка вечера.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Урок 21. Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
Урок23. Укаждого свой инструмент Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Урок 24. Музы не молчали.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
Урок 26. Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Урок 27. Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство
исполнителя-музыканта.
Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Урок 29. Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Урок 30. Дом, который звучит.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Урок 31-32. Опера-сказка.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Урок 33-34. «Ничего на свете лучше нету».
Музыка для детей: мультфильмы.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Урок 35-Афиша.. (Урок-концерт.)
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» 1 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тема полугодия:«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
16
1 четверть
1
«И Муза вечная со мной!»
1
2
Хоровод муз.
1
3
Повсюду музыка слышна.
1
4
Душа музыки - мелодия.)
1
5
Музыка осени.
1
6
Сочини мелодию.
1
7
«Азбука, азбука каждому нужна…».
1
8
Музыкальная азбука.
1
9
Музыкальные инструменты.
1
10
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
11
Музыкальные инструменты.
1
12
Звучащие картины.
1
13
Разыграй песню.
1
14
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
1
15
Родной обычай старины
1
Добрый праздник среди зимы.
1
Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».
19
17
Край, в котором ты живешь.
1
18
Художник, поэт, композитор.
1
19
Музыка утра.
1
20
Музыка вечера.
1
21
Музыкальные портреты.
1
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
23
У каждого свой музыкальный инструмент
1
24
Музы не молчали
1
25
Музыкальные инструменты.
1
26
Мамин праздник.
1
27
Музыкальные инструменты.
1
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
29
Музыка в цирке.
1
30
Дом, который звучит.
1
31-32
Опера-сказка.
2
33-34
«Ничего на свете лучше нету»
2
35
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
1
итого
35
Разделы программы 1 кл
1.
«Музыка вокруг нас»
I полугодие
16 часов
2.
«Музыка и ты»
II полугодие
19 часов
Итого:
35 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-класс
35-часов 1час в неделю
№ п/п
Кол-во час
ч
чч
Тема и
сосодержание урока
учебника)
тип и вид урока
Цель урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Форма организации
познават. деятельност.
Форма контроля
ИКТ
часов
и дата
провед
Содержание
урока
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)
личностные
результаты
(не оцениваются)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1ч
«И Муза вечная со мной!»
П.Чайковский
Фрагменты из
Балета «Щелкунчик»
«Песня про школу»
Как воспринимать музыку? Что такое музыка? Цели: дать понятие о звуке, о музыке как виде искусства; развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров
Композитор, исполнитель, слушатель, звуки шумовые и музыкальные
Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ
2
1ч
«Хоровод муз»
Р.н.п «Во поле береза стояла»
Танец «Сиртаки»
Что такое хоровод муз? Цель: раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира
Хор, хоровод; «Хора», «Сир-таки»
Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ
3
1ч
«Повсюду музыка слышна»
Песенки-считалки,
Песня-марш,
Колыбельная,
Песенки-заклички.
Как различать многообразие детских песен-попевок? Цель: показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке
Научатся: сочинять песен-ки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ
4
1ч
«Душа музыки – мелодия»
П.Чайковский
«Сладкая греза»,
«Марш деревянных солдатиков»,
«Вальс».
Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия - главная мысль музыкального произведения
Мелодия, песня, танец, марш
Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
5
1ч
«Музыка осени»
П.Чайковский
«Осенняя песнь».
Г.Свиридов
«Осень».
Как определить характер осенней музыки? Цели: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами
Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность
Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия — главная мысль музыкального произведения
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии
Мелодия, аккомпанемент, ритм
Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии,использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.
Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека
Устный опрос
признаки предмета и объединять их по общему признаку
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь
7
1ч
«Азбука, азбука каждому нужна...»
«Песни об Азбуке»
Как песня помогает человеку?
Цели: учить слушать песни; установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой
Песня, ноты
Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках
Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
8 ,
1ч
«Музыкальная азбука « Д.Кабалевский«Песни о школе»
Г.Струве
«Нотный бал»
Как ты понимаешь словосочетание «музыкальная азбука»?
Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма
Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач
Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
9
1ч
«Музыкал.
инструменты. Народные инструменты»
Музыкальные
Пьески в исполнении народных инструментов
Рожок, дудка,
Какие бывают музыкальные инструменты? Как звучат народные инструменты?
Цели: учить различать разные виды инструментов; познакомить с тембрами русских народных инструментов
Свирель, дудочка, рожок, гусли
Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения
Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности
Устный опрос
10
1ч
«Садко». Из русского былинного сказа»
Музыка из русского былинного сказа
Что такое опера? О чем поют гусли? Цели: учить определять звучание гуслей; познакомить с оперой-былиной «Садко»
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
11
1ч
«Музы-
кальные
инструменты»
Бах «шутка»
Глюк «Мелодия»
Д.Локшин «Полянка»
Какой инструмент изображает птичку? На каком инструменте играл гусляр Садко? Как звучит голос деревянного духового инструмента - флейты? Цель: сопоставить звучание народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов
Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Ло-кшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
12
1ч
«Звучащие картины»
Музыка в исполнении музыкальных инструментов
Арфы,свирелигуслей,флейты
Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких - профессиональная, сочиненная композиторами? Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образное мышление
Песня, опера, пьеса, флейта, арфа
Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
1
2
3
4
5
6
7
8
13
1ч
«Разыграй песню»
Л.Книппер
Песня «Почему медведь зимой спит»
В каких фразах песни одинаковая мелодия? С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий?
Цели: познакомить с приемами исполнительского развития в музыке; выявить этапы развития сюжета
Песня, куплет, мелодия
Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
14
1ч
«Пришло Рождество, начинается торжество»
Песня «Рождество Христово»,
«Ночь тиха над Палестиной»,
«Зимняя сказка
Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи? Цель: познакомить с народными праздниками, рождественскими песнями, духовной
жизнью людей
Народные праздники, рождественские песни
Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (па. примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
15
1ч
«Родной обычай старины»
Песни колядки
Сочини музыкальные пожелания тем людям, к которым ты идешь в гости. Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества
Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
1
16
1ч
«Добрый праздник среди зимы»
Фрагменты
Из балета «Щелкунчик»
«Марш»,
«Вальс снежных хлопьев»,
«Па-де-де»
Какому из фрагментов созвучны слова свет, радость, добро, любовь? На каких инструментах можно сыграть сопровождение к маршу у новогодней елки? Изобрази движениями рук «Вальс снежных хлопьев». Цели: выявить степень понимания роли музыки в жизни человека; познакомить с балетом «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Балет-сказка, марш, вальс, «Па-де-де»
Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕ-
НИЕ,
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
17
1ч
«Край, в котором ты живешь»
Д.Кабалевский песня «Наш край»
Струве
«Песня о России»
С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне? Цели: познакомить с песней, выявить этапы развития сюжета; показать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи
Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮДЕ-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛНИЕ
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
18
1ч
«Поэт, художник, композитор»
Какое время суток изобразил художник на своей картине? Какие краски он использовал для этого? Какое настроение передал поэт словами? Какими
Картина -художник, стихи -поэт, музыка - композитор
Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительно-
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и ха-
А.Шнитке
«Пастораль»
Г.Свиридов
«Пастораль»
«Песенка о солнышке, радуге и радости»
звуками нарисовали композиторы пробуждение нового дня? Какое из произведений искусства -картина или стихотворение - созвучны этой музыке?
Цель:закрепить и обобщить знания по теме
сти (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева)
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
рактера музыкального произведения
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛНИЕ
ИСПОЛНЕ-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
19
1ч
«Музыка утра»
П.Чайковский
«Утренняя молитва»
Э.Григ
«Утро»
Кабалевский
«Доброе утро»
Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?
Цели: выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес; дать понятие термина контраст
Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро»)
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
20
1ч
«Музыка вечер»
Гаврилин «Вечерняя» , С. Прокофьева «Вечер», В.Салманов «Вечер», А. Хачатурян «Вечерняя сказка»
Какие слова наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа? Передай красками настроение вечера. О чем рассказала тебе музыка? Цель: познакомить с понятием контраст, расширять художественные представления о жанре вечернего пейзажа в искусстве
Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
!
21
1ч
«Музыкаль-
ные портреты» С. Прокофьев «Болтунья», «Баба Яга»
Как музыка помогла тебе определить характер героя, его настроение? Какие слова помогут разгадать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений
Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
22
1ч
«Разыграй сказку».
«Баба Яга» - русская народная сказка
Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить сказку и игру?
Цели: познакомить с образами русского народного фольклора и народной игрой «Баба Яга»; находить характерные интонации героев
Игра-драматизация. Образы русского фольклора
Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
23
1ч
«У каждого свой музыкальный инструмент»
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
Какие инструменты ты услышал?
Цель:учить исполнять песню по ролям, сопровождая пение игрой на импровизированных музыкальных инструментах
Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью
Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
Как ты понимаешь слова подвиг, патриот, герой? Цель: вызвать чувство гордости и сопереживания за судьбу своей страны; сформировать понятия солист, хор, оркестр
Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь
Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов»)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
25
1ч
«Музыкаль-
ные инстру-
менты» «Сладкая греза» П. Чайковский «Менуэт» Л. Моцарт «Волынка» И.-С. Бах)
Сколько голосов ты слышишь в пьесе? Что изменилось в музыке? Какой инструмент исполняет пьесу?
Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы (на примере пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского, «Менуэта» Л. Моцарта, «Волынка» И.-С. Баха)
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
26
1ч
«Мамин праздник»
песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам»
Прочитай выразительно стихотворение. Как ты думаешь, какой инструмент мог бы украсить звучание колыбельной? Как должна звучать музыка? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?
Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина
Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям
Устный опрос
Цели: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
27
1ч
«Музыкал. инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент» «Кукушка» К. Дакен, песня«Тонкая рябина», вариации А. Иванова-Крамского)»
Сравни голоса инструментов (лютни и клавесина) с голосами уже знакомых тебе инструментов. Тембр какого современного инструмента напоминает тебе звуки лютни? Что изобразил композитор в музыке? Цель: познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов
Лютня, гитара, клавесин, фортепиано
Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского)
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
28
1ч
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке»
Музыка в исполнении
лютни.
Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Назови инструменты, изображенные на картинах. Цель: продолжить знакомство с музыкальными инструментами
Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их
Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
1
29
1ч
«Музыка в цирке «Выходной марш», «Галоп» и «Колыбельная» И. Дунаевского, «Клоуны»
Как стучат копыта? Изобрази цокот ударами кулачков. Подбери слова, которые передают характер звучания пьес. Цели: помочь почувствовать атмосферу циркового представления; осознать роль и значение музыки в цирке
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони»)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
30
1ч
«Дом, который звучит» Р.Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок»,
«Волк и семеро козлят»
В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать эта музыка?
Цель: учить определять понятия опера, балет; различать в музыке пе-сенность, танцевальность, маршевость
Песен- • ность, танцевальность, маршевость; опера, балет, солисты, музыкальный театр
Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха»)
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
31-32
2ч
«Опера-сказка.»
фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)
Что такое опера-сказка? Какое настроение передает музыка? Характер какого героя ты слышишь в этой музыке? Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку? Цель: учить определять виды музыки
Опера-сказка, балет, солисты, музыкальный театр
Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
33-34
2ч
«Ничего на свете лучше нету» фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова
Исполни понравившиеся тебе песни из этой музыкальной фантазии. Создай свой собственный рисованный мультфильм. Цель: познакомить с музыкой, написанной специально для мультфильма «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке братьев Гримм
Музыкальная фантазия, труба-ДУР
Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
35
1ч
«Афиша.
Программа»
(обобщение
изученного;
урок-концерт)
Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась лучше всего.
Цели: проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры
Афиша, программа, музыкальный спектакль
Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель — слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ,
НАБЛЮД-
НИЕ ЗА МУЗЫ
КОЙ,
РАЗМЫШЛЕНИЕ
ИСПОЛН-
НИЕ ПЕСНИ
Устный опрос
СД,
КОМПЬЮТЕР
ИЛЛЮСТРАЦИИ,
УЧЕБНИК ПО МУЗ.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебные пособия.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2009. – 317 с.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2009. – 232 с. (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.: ил.
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Музыка»
Поурочные разработки,. «Уроки музыки 1класс» Критская Е.Д. М.А.Давыдова
М.: Вако, 2013г.
. Поурочные разработки Уроки музыки 1-4 классы М.А.Давыдова М.Просвещение 2015г
Тетрадь на печатной «Музыка». 1 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина..- М.: «Просвещение», 2012.
Учебник «Музыка». 1 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.. - М.: «Просвещение»,2011.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 класс(СD)
2. Технические средства обучения.
Интерактивная доска
Мультемедийный проектор
Компьютер
Принтер
Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window