Цели урока: 1.Образовательная – систематизировать знания обучающихся по теме опера, познакомить с историей театра – Метрополитен-опера. 2.Развивающая - развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность. 3. Воспитательная - расширить кругозор учащихся о мировых оперных театрах, воспитывать интерес учащихся к оперной музыке.
Вырабатываемые умения и навыки: Учащиеся должны знать: - жанр оперу; - Метрополитен-опера – ведущий театр в США; - историю создания театра; - выдающихся оперных певцов, исполняющих арии в «Метрополетен – опере». Учащиеся должны уметь: - уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке). - проявлять музыкальную воспитанность, использовать элементарные музыкальные термины в разговоре о музыке, в общении на уроке; - выразительно исполнять песни в соответствии с их характером на казахском и русском языках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Воспитательная - расширить кругозор учащихся о мировых оперных театрах, воспитывать интерес учащихся к оперной музыке.
Вырабатываемые умения и навыки:
Учащиеся должны знать:
- жанр оперу;
- Метрополитен-опера – ведущий театр в США;
- историю создания театра;
- выдающихся оперных певцов, исполняющих арии в «Метрополетен – опере».
Учащиеся должны уметь:
- уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).
- проявлять музыкальную воспитанность, использовать элементарные музыкальные термины в разговоре о музыке, в общении на уроке; - выразительно исполнять песни в соответствии с их характером на казахском и русском языках.
Оборудование и материалы:
фор –но, музыкальный центр, фортепиано, демонстрация иллюстраций театра «Метрополетен - опера».
Музыкальный материал:
фрагменты звучания голосов оперных певцов;
итальянская песня «О, соле мио» - Солнце мое;
слушание фрагментов из оперы «Кыз Жибек»;
слушание «Колыбельной Клары» из оперы Дж. Гершвина – «Порги и Бесс».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие.
Добрый день, рада вас всех сегодня видеть и слышать на уроке музыке.
Слайд № 1 (картинка с оперой).
Взгляните на слайд, скажите к какому музыкальному жанру относится действие данных людей?
Ответ: к опере.
А почему Вы так решили:
Ответы детей.
Правильно, этот музыкальный жанр называется опера.
Ребята, тема нашей четверти – знакомство с лучшими оперными театрами мира. И мы действительно, как путешественники, любители музыкального искусства каждый урок отправляемся в путешествие по разным странам, в которых есть оперные театры. Сейчас мы закрепим с вами те, знания, которые вы получили на уроках музыки.
Опрос по теме: «Опера».
На слайдах:
1 Выбери один правильный ответ:
(слайды)Родиной оперы является:
А) Германия (г. Берлин)
Б) Италия (г. Флоренция)
В) Франция (г. Париж)
2. Опера родилась:
А) в 20 веке
Б) в 19 веке
В) в 16 веке
3. Опера – это
А) музыкальный спектакль, актеры в котором поют и танцуют
Б) музыкальный спектакль, актеры в котором говорят.
В) музыкальный спектакль, актеры в котором танцуют.
4. Для постановки оперного спектакля необходимы:
А) либретто, музыка, певцы
Б) либретто, музыка, учителя
В) либретто, музыка, врачи
4.Что такое либретто?
А) музыкальная передача
Б) интересная книга
В) краткое содержание спектакля
5. Начало в опере называется:
1. пролог
2. эпилог
3. картины
6. Как называются женские голоса в опере?
А) Контральто – низкий голос.
Б) Меццо – сопрано – средний голос.
В) Колоратурное сопрано – высокий голос).
7. Как называются мужские голоса в опере?
А) Бас – самый низкий голос.
Б) Баритон – поет немного выше.
В) Тенор – поет выше баритона.
8. В каких городах Казахстана есть оперные театры?
А) Костанай, Караганда
Б) Алматы, Астана
В) Семей, Рудный
8. Определите по звучанию название оперных голосов (обучающиеся слушают в записи звучание голосов и определяют их названия).
(Мужские:
А) Бас
Б) Баритон
В) Тенор
Женские голоса:
А) Контральто
Б) Меццо – сопрано
В) Колоратурное сопрано
Учитель:
Ребята, вы уже знаете, что одним из знаменитых оперных театров мира является Ла – Скала? Какую роль в становлении этого театра сыграл Итальянский композитор Джузеппе Верди?
Расскажите все, что Вам известно о театре Ла – Скала.
(дети рассказывают о театре Ла – Скала).
Просмотр слайдов о Театре Ла – скала.
Слушание фрагмента итальянской песни «О, соле, мио» («Солнце мое).
Беседа о характере звучания песни и ее исполнении.
Творческое задание:
Вы знаете, что постановка оперного спектакля требует работы людей многих профессий. В тетради: с помощью небольших рисунков, нарисуйте или зашифруйте те профессии, без которых не обходится не один оперный спектакль. На эту работу вам отводится 2 минуты.
Вы зашифровали профессии всех людей, без которых не обходится постановка оперного спектакля. Сейчас меняетесь тетрадями и подписываете под рисунками профессии, которые вы угадали у своего соседа. Вам отводится 2 минуты.
Дети меняются тетрадями и просматривают подписи под рисунками.
Учитель задает вопрос: «Перечислите профессии людей, которые принимают участие в создании оперного спектакля?».
(дети перечисляют профессии людей).
Учитель: Сейчас ребята мы с вами представим, что находимся в оперном зале. И перед началом оперного спектакля мы должны встретить артистов.
Игра аплодисменты.
4.Сообщение темы, формулирование цели урока совместно с обучающимися.
Запись в тетради темы урока.
Демонстрация иллюстраций театра.
В США – более 30 оперных театров, н самым известным является
Метропо́литен-опера— музыкальный театр в Линкольн-центре в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк. Сокращенно его часто называют Мет (англ. Met). Был основан в 1880 году. В переводе с английского слово «метрополетен» означает – «столичный»., ведь Нью – Йорк был когда – то столицей США. Здание театра большое, красивое, его стены украшены фресками известного художника Марка Шагала. В этом оперном театре звучит музыка самых разных композиторов: немецких, итальянских, французских, русских. Сейчас театр принадлежит к самым известным оперным сценам мира. Каждый сезон театр показывает более 200 спектаклей, которые посещает более 800 тыс. человек. В Метрополитен-опера работает около 860 штатных сотрудников, из них 100 постоянных членов оркестра, 80 постоянных членов хора и 16 солистов балета. Каждая из этих групп увеличивается в зависимости от потребностей постановок. Ведущие солисты и дирижеры приглашаются на сезоны или на определенные спектакли. Субсидируется богатыми фирмами, частными лицами. Уже в тридцатые-сороковые годы XX века театр заявил о себе как о ведущей оперной сцене мира. В театре пели знаменитые исполнители: Фёдор Шаляпин,
(слушание фрагмента голоса Федора Шаляпина)
Мария Каллас (слушание фрагмента голоса Марии Каллас) . Театр открыт семь месяцев в году: с сентября по апрель. Спектакли идут ежедневно. С мая по июнь театр выезжает на гастроли. Кроме того, в июле театр дает бесплатные спектакли в парках Нью-Йорка, собирающие огромное количество зрителей. Оркестр и хор театра работают на постоянной основе, а солисты и дирижёры приглашаются по контракту на сезон или на определенные спектакли. Оперы традиционно исполняются на языке оригинала. Основу репертуара составляет мировая классика, в том числе и русских композиторов. С 2006 года Метрополитен-опера транслирует свои постановки в режиме реального времени в Интернете на своём официальном сайте, а также в кинотеатрах многих стран мира в режиме цифрового вещания высокого качества. Великолепный занавес Метрополитен-оперы весит несколько сотен килограммов и украшен шитьём из чистого шёлка и блёстками. 22 октября 2013 года исполнилось 130 лет с момента открытия главного музыкального театра Нью-Йорка - Метрополитен-оперы.
В Америке жил и творил композитор Джордж Гершвин, автор самой известной оперы «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера, которая является одним из самых известных сочинений Гершвина. Эта опера принесла Гершвину мировую славу, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза. Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз". Музыка строится на интонациях джаза, негритянского фольклора, народной песни. Один из наиболее известных номеров этой оперы – «Колыбельная Клары». Она переведена более чем на 20 языков мира. Действия происходят в бедном негритянском квартале, Порги – бедный калека борется за душу девушки Бесс.
Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")
Летняя пора, и жизнь стала легче, Плещется рыба и вырос хлопок, Твой папа богат, а мама отлично выглядит, Так тише, малютка, не плачь. Когда папа и мама рядом с тобой. Так не плачь.
Слушание арии «Колыбельная Клары» из оперы Джорджа Гершвина беседа о характере произведения.
Знакома ли вам эта мелодия?
- На что она похожа? На танцевальную, свадебную, колыбельную или же
похоронную? (ответы обучающихся).
- Эта прекрасная мелодия стала частью оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Называется она «Колыбельная Клары». Она встречается в опере 4 раза.
Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша,
поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной
появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она
звучит громче.
Составление в тетради кластера по теме: «Метрополитен – опера» (Нью – Йорк,США основан в 1880 году, 200 спектаклей в сезон, более 100 музыкантов, 860 сотрудников, 80 хористов, приглашенные солисты и дирижеры, спектакли с сентября – апрель, с мая – июнь – гастроли).
Ария «Колыбельная Клары» из оперы Джорджа Гершвина.
5. «Музыкальный футбол» - дети задают по одному вопросу друг другу по теме урока.
6.Вопросы на закрепление темы урока «Метрополетен – опера»:
Рефлексия
Вам все понравилось сегодня на уроке? Чтоб это определить, давайте мы посмотрим на слайды. Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
я приобрел…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
урок дал мне для жизни…
когда я прийду домой, я расскажу родителям о ….
Если Вы поняли тему урока – поднимите большой палец вверх, если не все понятно – в бок, если непонятно вверх.
В каким настроение вы уходите с урока?
Вам понравилось – один хлопок.
Не совсем – два,
Не понравился - три
7.Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои творческие таланты, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр