kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока музыки 6 класс "Джаз - искусство 20 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок музыки с использованием кейс-технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки 6 класс "Джаз - искусство 20 века"»

Джаз –искусство 20 века.



Сегодня наш урок посвящается одной известной знаменитости. Кто же этот таинственный гость? Когда он появился и из какой страны прибыл? Какой у него характер? Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет вам угадать его имя и дать ответы на все эти вопросы.

«Старый рояль» 

М. Минков на текст Дм. Иванова из художественного фильма «Мы из джаза»

Старый рояль
Весь в испуге.
Раньше играл
Он только фуги.
Он весь дрожит от страха,
Не слыша Баха,
Теперь на нем играю я.
Старый рояль,
Мне поверь, мне поверь,
Старый рояль!

Трудно тебе,
Но пойми ты,
В жизни теперь
Другие ритмы.
Конечно, трудно сразу
Привыкнуть к джазу,
И мне тебя немного жаль.
Старый рояль,
Мне поверь, мне поверь,
Старый рояль!

Когда этих клавиш коснется рука,
Тогда улетает из сердца тоска.
Со мной он разделит и грусть и печаль.
Мой старый, усталый рояль.

Когда этих клавиш коснется рука,
Тогда улетает из сердца тоска.
Со мной он разделит и грусть и печаль.
Мой старый, усталый рояль.


Сегодня мы поговорим с вами об удивительном музыкальном стиле – о Джазе. Джаз – настоящий герой своего времени! Мы узнаем, где и когда появился джаз, познакомимся с его характерными особенностями, послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и сыграть джаз.

Сегодня мы разделимся на 5 групп экспертов, у каждой группы будет своё задание.

1 группа - определить когда, где, в каком веке появился джаз.

кейс для 1 группы: задание, дополнительный материал, репродукции картин художников 16-20 веков, фотокопии образцов архитектуры 16-20 веков, визуальный ряд «Мода 16-19 веков». Из них выбрать созвучные прослушанной музыке, и определить в каком веке появился джаз.

Джаз –искусство 20 века.

История возникновения джаза связана с городом Новым Орлеаном и датируется 1900 – 1917 г.г. Процесс формирования джаза тесно связан с развитием фольклора американских негров, сложившегося в результате взаимодействия двух музыкальных культур: потомков африканских рабов и белого населения США. Рабы, привезенные с африканского континента, принадлежали к разным племенам, зачастую они даже не понимали речь друг друга, естественно, что и их музыка во многом отличалась как по ритму, так и по гармоническому складу. История джаза – часть истории 20 века. В 20-е годы существовало выражение «век джаза». Джаз восходит к фольклору американских негров, сложившегося в результате взаимодействия двух музыкальных культур: с одной стороны, потомков африканских рабов, завозившихся с начала 17 до середины 19 века с западного побережья Африки, с другой – белого населения США. Это нашло своё проявление, прежде всего в вокальных жанрах афро-американской культуры. Джаз – это музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций.

2 группа - определить какие чувства, эмоции вызывает музыка?

Кейс для 2 группы: задание, дополнительный материал, карточки с прилагательными, которые вы можете использовать или исключить для характеристики музыкального отрывка: свобода, раскрепощённость, текучесть (беспрерывность), необычность (в ритме и гармонии), техничность, текучесть (беспрерывность), необычность (в ритме и гармонии), классичность, духовность, строгость, сдержанность, каноничность ( в рамках строгих правил) и другие.

3 группа – заполнить таблицу для терминологического словаря жанров джаза.

Кейс для 2 группы: задание, таблица для ответов, дополнительный материал,

Происхождение слова «джаз» породило много догадок. Приводится имя негритянского пианиста Джесса (Робен Гоффен «Джаз»), а также негра-корнетиста Джазбо Брауна (ему посетители в чикагском кафе кричали: «Еще, Джаз!»), а может быть, оно произошло от французского глагола «jaser» («жазе») - «трещать», или же это слово африканского происхождения и означает «волновать», «возбуждать». Четкой гипотезы нет. Но главное то, что на рубеже веков родилась совершенно новая музыка, занявшая свою особую нишу в мировом музыкальном искусстве.

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Спиричуэл возник примерно в XVII в. на основе протестантского хорала. Многоголосие, гармонии и мелодии, заимствованные из европейской музыкальной традиции, объединяются в спиричуэл с выразительными средствами и приемами афро-американской музыки. Поэтический смысл связан с библейскими текстами, а также с повседневной жизнью афроамериканцев. Спиричуэл выполняют хором без инструментального сопровождения, с хлопками в ладоши и танцевальными движениями певцов. К середине XIX в. этот жанр был только частью афроамериканского фольклора. Впоследствии он вошел в репертуар профессиональных музыкантов. Начало 1930-х годов было расцветом музыки спиричуэл. Спиричуэл значительной степени повлиял на формирование блюза и раннего джаза.

Госпел (с англ. Евангелие) - вид музыки, происходящей от сольных одноголосных духовных гимнов североамериканских негров-баптистов на сюжеты из Евангелия. Развился в конце XIX в., Особенно популярным стал в 1930-е годы. Музыка госпел - в основном вокальная, гармоничная, опирается на религиозные (христианские) тексты.

Позже появилось несколько течений, происходящих от госпела, в частности современный госпел, городской современный госпел и современный госпел. Некоторые формы госпела выполняют с сопровождением электрогитар, барабанов и бас-гитары. Вокальный стиль госпел, который происходит от экспрессивного речитатива проповедей негритянских пасторов, стал основой стиля соул. С 1920-х годов с появлением больших джазовых оркестров сформировался особый джазовый стиль - свинг, что до 1935 года стал популярным в Соединенных Штатах.

Свинг - стиль джаза, который сформировался и получил развития и огромной популярности в период между 1935-1945 годами в концертах биг-бэндов. В свинга отсутствует коллективная импровизация, а на первый план выступают аранжировки и сольная импровизация, которую выполняли на фоне рифа - типичного для свинга приема.
Свинг отличается прежде активностью контрабаса и барабанов, умеренным или быстрым темпом и неповторимым ритмом. Для свинга характерно массивное и полное звучание, применение унисона или перекличка оркестровых групп. Концертный свинг имел неслыханное распространение в истории популярной музыки. «Королем» свинга считают Бенни Гудмена. Из самых известных исполнителей свинга - Ф. Синатра, Б. Кросби и др..

Блюз - это меланхоличная песня-«жалоба», песня-«протест», идущий от самого сердца. Выражать посредством блюза заботы и радости, рассказывать о жизни и любви стало обычаем негритянского населения. Иногда веселые и шумные, чаще сентиментальные, но всегда обозначены страданием, блюзы стали тогдашним негритянским фольклором. Тематика блюзов чрезвычайно разнообразной. У них изображена жизнь обездоленного народа: непосильный труд, утрачена человеческое достоинство, разлука и страдания. За веселыми ритмами скрывается трагедия афро-американского народа.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение. Регтайм не имеет импровизационной формы, его записывают нотами. Мелодические, тональные и структурные качества регтайма имеют европейское происхождение. Регтайм присущи две различные линии: четкий, равномерно акцентированный маршевый ритм противопоставлен остро Синкопированное мелодии, где чередуются отдельные ноты с аккордами вдвое короткой продолжительности. Регтайма обычно предшествует интерлюдия. Выполняют регтайм в умеренном или быстром темпе.



4 группа - назовёт музыкальные инструменты, которые входят в состав джазового оркестра

Кейс для 3 группы: задание, дополнительный материал, изображения различных музыкальных инструментов, из которых нужно выбрать те, которые входят в состав джазового оркестра.

Наиболее часто, джазовые оркестры (джаз - бенд) используют следующие инструменты -

  • из духовых, это как правило, труба, саксофон, кларнет, тромбон,

  • из струнных, это гитара или банджо,

  • ударные (барабаны, тарелки).



5 группа - расскажет о выдающихся исполнителях джаза.

Кейс для 4 группы: задание, дополнительный материал, фото исполнителей джаза

Луи Дэниэль Армстронг - знаменитый джазовый музыкант, вокалист композитор, руководитель оркестра названного в честь него. Биография Луи Амстронга, начинается в Новом Орлеане, штат Луизиана (США), 4 августа 1901 года в очень бедном Афроамериканском районе Нового Орлеана. У него была горячо любимая бабушка, которая его и воспитала. Их жилище находилось в черном районе, Сторивилле, известном своими клубами, танцзалами барами, и публичными домами. В не самом благоприятном месте для развития столь одаренного ребенка. Луи с бабушкой жили, очень бедно и как бы она его не любила, ей приходилось отдавать Луи, еще совсем малышом на работу. Маленький Амстронг, еще не осознавая своего великого светлого будущего, днем продавал газеты, а вечером пел с тремя своими друзьями на улице. Затем постарше работал в порту и продавал уголь.

Музыкальная биография Луи Амстронга начинается с 1913 года, когда он получил первое образование в лагере-интернате для подростков правонарушителей Jones Home. Судьбой так было задумано, оказался он там из-за того что стрелял из пистолета на Новый год. В Jones Home он играет в оркестре на корнете.
После освобождения он вернулся домой достаточно техничным музыкантом, но пришлось опять зарабатывать себе на хлеб тяжким трудом, а вечерами он обучался искусству джаза у новоорлеанских музыкантов, где и стал настоящим музыкантом. В 1922 году по приглашению Кинга Оливера Луи Армстронг приехал в Чикаго, устроить собственные первые записи. В 1923 году Армстронг познакомился со своей женой, пианисткой Лили Харден. В 1925 году они организовали собственную группу Hot Five, затем собственный оркестр Louis Armstrong And His Stomperts, которым он и управлял.
Пик биографии Луи Амстронга приходится, наконец, 1920-х годов. Луи Армстронг джазовая звезда первой величины. Он совершает тур по Европе и Северной Африки, что приносит ему зарубежную славу и распад брака в 1930-е годы. Затем он опять женился, еще раз женился, а с Люсиль Уилсон своей последней женой он прожил до конца своих дней.
В 1959 году Армстронг переживает инфаркт, но не прекращает играть.
Творческая биография Луи Амстронга заканчивается в марте 1971 года на его последнем выступлении All Stars в Нью-Йорке, а 6 июля 1971 года он умирает в Нью-Йорке.



Джордж Гершвин (1898 – 1937) – американский композитор и пианист, автор популярнейшей балладной оперы «Порги и Бесс», принесшей ему мировую славу. Гершвин вошел в историю как композитор, осмелившийся сочетать джазовые ритмы и классическую музыку. Биография Джорджа Гершвина является прямым доказательством того, как даже короткая жизнь талантливого человека способна навсегда изменить представление о настоящем искусстве. Джордж Гершвин (настоящее имя – Яков) появился на свет 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке (Бруклин), в семье еврейских эмигрантов из России. Отец будущего композитора всю свою жизнь трудился на обувной фабрике, а мать воспитывала четырех детей, среди которых Джордж был самым неуправляемым: он не любил учиться, постоянно встревал в драки, и обещал стать настоящим гангстером. Он обожал активные виды спорта, и мог часами играть в мяч, кататься на коньках или боксировать с другими бруклинскими мальчишками. В краткой биографии Джорджа Гершвина судьбоносной стала встреча с юным скрипачом Максом Розеном. Завороженный его игрой, 12-летний Джордж решил связать свою жизнь с музыкой и самостоятельно научился играть на фортепиано. Он так и не получил полноценного музыкального образования, однако природные способности Джорджа были настолько велики, что он в короткие сроки освоил технику игры на фортепиано, и в течение всей жизни не переставал оттачивать свое филигранное мастерство. Джордж быстро смекнул, что сможет зарабатывать на своем увлечении, и уже с двадцати лет был финансово независимым человеком: играл в ресторанах, давал частные уроки, выступал в магазине музыкальных инструментов. Творческий путь Гершвина был полон увлекательных открытий и интересных знакомств. Если кратко, самое главное, что сделал американский композитор в мире музыке – создал уникальное сочетание классики и джаза. Подобный смелый эксперимент до него ранее никто не осмеливался сделать, и Гершвин стал настоящим первопроходцем в этом направлении. На счету Джорджа Гершвина более 300 песен, 2 оперы, 9 мюзиклов. Среди них самыми популярными стали опера «Порги и Бесс», мюзикл «Lady, Be Good», рапсодия «Rhapsody in Blue» и многие другие произведения. Всемирную славу композитору принесла его опера «Порги и Бесс», написанная на основе романа Дюбоза Хейварда о жизни афроамериканцев. Во время ее написания Гершвин поселился в крошечном негритянском поселке, и в течение полутора лет совершенствовал свое творение, наблюдая за жизнью простых деревенских жителей, их бытом и культурой. Постановка «Порги и Бесс» совершила настоящую революцию не только в мире музыки и драматургии: это был первый спектакль в Америке, на котором имели право присутствовать представители различных рас. Опера Гершвина подарила миру замечательную композицию «Колыбельная Клары», более известную как «Summertime» , которая стала самой популярной мелодией 20 века. Насыщенная жизнь и творчество Гершвина не оставили места для семьи: он не был официально женат и не имел детей. Еще в детстве у Джорджа замечались странные «отключения», когда мальчик на какое-то время полностью отключался от внешнего мира, однако семья никогда о них не распространялась. Вероятно, они стали причиной развития опухоли головного мозга, который у Гершвина диагностировали в возрасте 38 лет. Композитору провели операцию, после которой он, не приходя в сознание, скончался 11 июля 1937 года.

Бе́нни Гу́дмен (иногда: Гудман; полное имя Бе́нджамин Дэ́вид Гу́дмен, англ. Benjamin David Goodman) (30 мая 1909, Чикаго — 13 июня 1986, Нью-Йорк), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга».

Кларнетист, руководитель биг-бенда, один из выдающихся музыкантов джаза, признаный "королем свинга" родился 30 мая 1909 года в Чикаго в семье эмигрантов из России.
Мастерство Гудмена-кларнетиста убеждало публику в том, что джаз - музыка, заслуживающая не меньшего уважения, чем классическая.
Родители Гудмена, мечтая сделать сына академическим исполнителем, организовали мальчику занятия с кларнетистом из Чикагского симфонического оркестра Францем Шеппом.
По свидетельству Бада Фримена, Бенни уже в 10 лет был зрелым профессионалом и талантливым импровизатором. В 16 лет Гудмен стал главным солистом в бенде Бена Поллака.
С этим оркестром в 1926 году он записал первое соло в пьесе "He's The Last Word". Работая с Поллаком до 1929 года, Гудмен приобрел огромный опыт исполнителя. В 1929-1930 годах играл с Рэдом Николсом, в 1931 - с Джо Венути и Эдди Ленгом. В 1933 году аккомпанировал Билли Холидей. 1934 году собрал биг-бенд для серии радиопередач, которые начинались с джазовой транскрипции "Приглашение к танцу" Вебера. Совершил с оркестром турне по Соединенным Штатам, которое 21 августа 1935 года завершилось сенсационным успехом в Лос-Анжелесе в танцевальном зале "Palomar".
В 1936-1937 годах Гудмен выпускает несколько удачных альбомов, организует внутри биг-бенда ансамбли солистов, в которые приглашает впервые в истории исполнителей-негров - Тедди Уилсона, Лайонела Хемптона и других. 16 января 1938 года Гудмен стал первым джазменом, выступившим в Нью-Йорском филармоническом зале "Карнеги-холл".
Славе его первого оркестра, просуществовавшего до 1944 года, способствовали аранжировки Флетчера Хендерсона, Лайла Мерфи и Эдгара Семпсона, а также целая плеяда блестящих музыкантов 30-40 годов - Банни Беригена, Харри Джеймса, Джина Круппо, Кути Вильямся, Биг Сид Кетлека, Реда Норво и других.
После 1944 года Гудмен многократно собирал оркестры для гастролей или записей.
В 1958 году выступил на Всемирной выставке в Брюсселе.
В 1962 году его бенд стал первым американским составом, совершившим при поддержке Госдепартамента США поездку в СССР. Результатом этого турне был альбом "Benny Goodman in Moscow", записанный по итогам гастролей.
В 1969-1970 годах гастролировал в Европе. С его оркестром пели Хелен Форрест, Пегги Ли и эпизодически - Элла Фитцджеральд. В малых группах предпочитал восстанавливать старый состав с Тедди Уилсоном, Лайонелом Хемптоном, Джином Круппо, Харри Джеймсом. Еще в 1938 году Гудмен стал первым джазменом, исполнившим классическую музыку.В его репертуаре были "Контрасты" Бартока, Концерты для кларнета и симфонического оркестра Моцарта, Копленда и Хиндемита.
В 1960 году стал почетным доктором нескольких американских университетов. Умер Бенни Гудмен 13 июня 1986 года в Нью-Йорке.



Миллер Глен (Miller Glenn) (полное имя Миллер Элтон Гленн) (1 марта 1904, Кларинда, Айова — 16 декабря 1944), американский тромбонист, аранжировщик, композитор, руководитель джаз-оркестра. Один из ведущих представителей американской танцевально-развлекательной музыки в стиле свинг. В 1920—30-х годах сотрудничал с Б. Поллаком, «Редом» Николсом, писал аранжировки для оркестра братьев Дорси, в котором затем выступал как солист; записался на пластинки с «Редом» Маккензи, с Б. Гудменом и с Ф. Трамбауэром; работал в оркестре Р. Нобла и одновременно занимался изучением техники аранжировки у Дж. Шиллингера. В 1937 создал свой оркестр, пользовавшийся большой популярностью. Характерная окраска звучания миллеровского оркестра (саунд) прежде всего была связана с главенствующей ролью язычковой группы (квартет саксофонов и кларнет). Впоследствии найденные Миллером оригинальные приемы аранжировки стали стандартами в коммерческой развлекательной музыке. Своей популярностью оркестр Миллера обязан также выступавшим с ним певцам, таким, как К. Стар, Р. Эберл, «Текс» Бенеке, М. Хаттон, вокальному квартету THE MODERNAIRES. Большим успехом пользовались снятые с участием Миллера и его оркестра фильмы «Серенада Солнечной Долины». В 1942 Миллер был призван на военную службу и вскоре организовал новый музыкальный коллектив, который выступал в армейских частях, по радио, побывал в Англии и Франции. После гибели Миллера (в авиационной катастрофе при перелете через Ла-Манш в 1944) оркестром руководили его музыканты Р. Маккинли и Дж. Грей. В 1953 создан биографический фильм «История Гленна Миллера» с участием джазового трубача и певца Р. Стюарта в главной роли.



Элла Джейн Фицдже́ра́льд, также Фицдже́ра́лд родилась 25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США .Умерла15 июня 1996, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки («первая леди джаза», «первая леди песен»), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почётных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлос Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мерсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями.





Дюк Эллингтон (Эдуард Кеннеди Эллингтон) родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в квартале для цветных. С раннего детства Эллингтон был очень восприимчив к музыке. Слушая, как сестра играет «Четки», четырехлетний малыш повторял сквозь слезы: «Как красиво! Как красиво!». Кличку Duke, что в переводе с английского означает герцог, Эдуард Эллингтон получил в восемь лет от своего соседа, пианиста стиля «регтайм», за элегантный костюм, вежливые манеры и изящную походку.

В 1914 году Эллингтон поступил в Высшую школу Армстронга. По вечерам он садился дома за рояль и часами, охваченный интересом к гармонии, перебирал аккорды.

В юности Эллингтон очень любил пианистов стиля «регтайм» и часто ходил слушать их на «квартплатные вечеринки». Он купил перфоролик со знаменитой «Carolina Shout» Джеймса П. Джонсона и ставил на пианоле до тех пор, пока не выучил.

В конце 1918 года Эллингтон решил с друзьями создать маленький любительский ансамбль.

Начиная с 1930 года, влияние оркестра Дюка Эллингтона было очень велико и распространялось почти на все большие оркестры. С 1933 года он неоднократно гастролировал в Европе.

В январе 1943 года оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-холле исполнением четырехчастной композиции «Black, Brown and Beige» (анонсированной как «Первая симфония Дюка Эллингтона»).

Начав свою карьеру как исполнитель регтаймов, Эллингтон в последние десятилетия создавал и сложные, масштабные произведения, пронизанные подлинным симфонизмом, отмеченные бесконечным богатством оркестровых красок, изысканностью палитры, глубиной мысли.

19501960-е годы — период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке.

Крупнейшие музыканты мира — от Стоковского до Стравинского — ставили его в один ряд с классиками современной музыки. В апреле 1974 года, когда Америка чествовала его 75-летие, на Бродвее этот юбилей был ознаменован грандиозным концертом-марафоном, длившимся 12 часов. Тридцать пять лучших джазов Америки играли музыку Эллингтона. Но сам музыкант уже не смог присутствовать на торжестве: он находился в больнице, где скончался спустя месяц.

Наследие, оставленное Дюком Эллингтоном, велико и разнообразно. Но, пожалуй, главной его заслугой стало само возвышение искусства джаза, для которого он сделал, как никто, много.



Все картинки не загрузились






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока музыки 6 класс "Джаз - искусство 20 века"

Автор: Чекалина Елена Юрьевна

Дата: 30.06.2021

Номер свидетельства: 584284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства