kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и Волк».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 г. написал музыкальную сказку «Петя и Волк». В «Автобиографии» он писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом педагогический смысл сказки…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и Волк».»

Методическая разработка С. С. Прокофьев  симфоническая сказка  «Петя и Волк».

Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 г. написал музыкальную сказку «Петя и Волк». В «Автобиографии» он писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом педагогический смысл сказки… Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра. Сначала вступает струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки –отважного Пети. Светлая, жизнерадостная, она воплощает неунывающий характер мальчика. Тема звучит в духе веселого марша благодаря мажорной мелодии, упругому ритму. Празднично воспринимаются красочные сопоставления аккордов.

Далее, по мере представления других персонажей сказки, представлены деревянные духовые инструменты в той последовательности, как они записаны в партитуре.

Музыка Птички и Утки так ярко изобразительна, что мы представляем себе их движения, их голоса. Легкая, ажурная тема флейты, украшенная форшлагами, мордентами и исполняемая штрихом staccato, остроумно изображает птичий щебет, а волнообразное движение шестнадцатых – порхание Птички.

В тембре гобоя, звучащем несколько гнусаво, так и слышится утиное «кря-кря». Неровный ритмический рисунок темы, «запинки», создаваемые синкопами и форшлагами, изображают неуклюжую Утку, переваливающуюся с боку на бок.

Спор Птички и Утки о том, кто из них настоящая птица, позволил композитору полифонически объединить их темы, а значит, и тембры.

…Появляется Кошка. Кларнет изображает ее крадущуюся, осторожную походку, он играет тему штрихом staccato. Стоит лишь заменить этот штрих не legato, как из сказки исчезнет осторожный и хитрый зверек. Стараясь не выдавать себя, Кошка тот и дело останавливается, замирая на месте. Эти остановки отражены ритмическим рисунком темы.

Обратите внимание на то, что кларнет в низком регистре звучит приглушенно, даже несколько зловеще. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно сбирается на дерево.

Появляется дедушка. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, «ведь места опасные, если из леса прибежит Волк- что тогда?». Фагот, исполняющий тему Дедушки, звучит по – стариковски ворчливо и хрипловато. Сердитая и взволнованная речь Дедушки воплощена в угловатой мелодии с резкими скачками, с назойливыми повторами одних и тех же звуков и мотивов. Так же неровен ритмический рисунок темы. Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки.

Когда Петя бесстрашно заявил, что не боится волков, у струнных зазвучала его веселая лейттема. Она завершила первую часть сказки, в которой мы познакомились со струнными и деревянными духовыми инструментами.

Во второй части Прокофьев знакомит нас с группой медных духовых инструментов.

Опасения Дедушки были не напрасны. Из леса действительно прибежал Волк. Его тема резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Грозное завывание трех валторн звучит страшно. Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана. Устрашающий характер придают теме нагромождения диссонансов в гармонии.

Прыжки пойманного Волка, его ярость изображаются жесткими тембрами солирующих тромбонов.

Наконец, появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Боевому маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех ее участников. В последний раз звучат их лейттемы. Ведущей становится тема Пети, превращенная в победный марш.

«Петя и Волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и Волк».

Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Дата: 08.04.2023

Номер свидетельства: 629215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства