Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему: « Технические навыки игры на гитаре в старших классах»»
МБУ ДО Детская школа искусств № 8
Методическая разработка открытого урока
на тему:
« Технические навыки игры на гитаре в старших классах»»
преподаватель отделения народных инструментов
Головина Наталья Михайловна
г. Ульяновск
2018 г.
Открытый урок с учащимся 4 класса ДШИ.
Цель: выработать и развить у учащегося технические исполнительские умения и навыки игры на гитаре в конкретных видах техники.
Задачи: - Образовательная: определить значение гамм, этюдов в занятиях на шестиструнной гитаре, научиться быстро находить ноты в позициях на грифе, расширить представление о разных видах техники и использовании их в этюдах и пьесах. - Воспитательная: воспитание сознательного отношения к игре гамм и этюдов, интереса к данной работе, активацию творческого мышления, умение контролировать себя в процессе занятий, а также формирование потребностей начинать занятия с работы над гаммами и этюдами. - Развивающая: развивать и укреплять беглость пальцев, четкость артикуляции, ощущение струн пальцами, быстрое нахождение нот в позициях. Вырабатывать у ученика навыки игры в конкретных видах техники.
Тип урока: тематический. Форма урока: индивидуальная. Методы обучения: словесные, практические, наглядные. Учебно-материальное оснащение: пюпитр, гитары, подставки для ног, нотные сборники, рабочая тетрадь, дневник учащегося.
План урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Применение знаний и умений. 4. Обобщение занятий, подведение итогов.
Организационный момент: - приветствие, - представление ученика, - сообщение темы урока.
Актуализация опорных знаний:
Работа над гаммами включает в себя знание ключевых знаков, нот в позициях на грифе, беглость пальцев правой и левой руки, их синхронность.
Работа над этюдами чрезвычайно многообразна. Она включает в себя знакомство с произведением, разбор нотного текста, а в дальнейшем над звуком, ритмом, преодолением технических сложностей и постепенная подготовка произведения к исполнению на техническом зачете.
Разбор – главный этап в работе над этюдом. При разборе ученик на первых же уроках получает представление о том, какой должна быть пьеса в готовом виде. Мы намечаем ее характер, разбираем форму, границы фраз, находим ноты в позициях, осваиваем выработку рациональных движений на запоминание физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата.
Далее начинается собственно работа над произведением.
Предлагаемый урок можно разделить на 2 части: 1. Работа над гаммами: ля минор, соль мажор, ре минор. 2. Работа над «Этюдом ре–минор» композитора Ф. Сора.
Точность аппликатуры, контроль за качеством звука, за постановкой правой и левой руки, историческая справка об авторе исполняемого произведения, знание текста, тональности, правильности исполнения в плане ритма.
Ход урока.
Применение знаний и умений:
Исполнение гамм является одним из средств развития техники обеих рук. Под техникой в широком смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения различных музыкальных произведений и выявление индивидуальности исполнителя.
Гаммы следует выучить на память и играть их двумя пальцами правой руки – i, m и m, a. Надо стараться, чтобы в левой руке были главные переходы из позиции в позицию. Начинать играть гаммы надо с медленного темпа и прибавлять пределы своих возможностей.
Двух и трехоктавные гаммы исполняются на гитаре в позициях. Позиция – это положение левой руки. Она определяется местонахождением указательного пальца на одном из ладов. Таким образом, каждая позиция – это четыре лада.
Чтобы научиться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах, нужно рационально использовать аппликатуру левой руки.
Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться следующими способами:
1. Используя открытые струны – это значит, что во время звучания открытой струны можно левую руку перестраивать в любую позицию.
2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трех и четырех. Этот способ заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а нужно каким-нибудь одним из пальцев скользить по струне до следующего лада, не прерывая мелодию. Чем больше пальцы скользят по струнам, тем легче и удобнее переход. Перед скольжением пальцы немного ослабляют и потом передвигают.
3. Переход удобен во время пауз и в момент, когда пальцы левой руки не растянуты, а собраны все вместе.
Итак, гаммы необходимо играть для преодоления таких технических трудностей, как смена позиций, знание нот на грифе, для развития беглости и растяжки пальцев. Далее идет работа над этюдом Ф. Сора (ре-минор).
В 1778 рождается именитый испанский гитарист-виртуоз Фернандо Сор. Славится в Европе как выдающийся музыкант с превосходными гитарными романсами, который вошёл в число тех немногих, кто смог доказать важность гитары в классической музыке.
В раннем детстве мальчик начал заниматься музыкой: обучался игре на скрипке, виолончели, изучал ноты для гитары. Посещал хоровую школу при католическом монастыре Монсерат, где и получил музыкальное образование, после чего отправился учиться в военную академию.
В 1813 году музыкант переезжает в Париж, где активно выступает с концертами и преподаёт уроки гитары. В Париже выходят в печать ряд его новых произведений, одно из которых – «Воспоминания о России», в которых автор задействовал русские народные мелодии. В 1828 году музыкант связывает творческий союз с Агуадо Дионисио, вместе с которым выступает часто дуэтом, и посвящает ему композицию «Два друга».
В 1839 году Сор умер и похоронен в безымянной могиле кладбища Монпарнас обнаружить которую удалось лишь спустя сто лет.
Этюды – это пьесы, основанные на разработке определенного технического приема игры. Они бывают учебно-конструктивного или концертно-виртуозного плана. Данный этюд является лучшим этюдом Ф. Сора, и, конечно он концертно-виртуозного плана. Несмотря на богатое художественное содержание, он остается этюдом и имеет целый ряд технических трудностей, которые не так-то просто преодолеть. Простая трехчастная форма благодаря своим возможностям находит широкое применение в музыке разных жанров. В этой форме написано множество танцев, этюдов, романсов и прочих произведений.
В работе над этюдом первая и труднейшая задача – научится петь на инструменте, приближая звучание мелодии к вокальной кантилене через преодоление ударно-щипковой природы звукоизвлечения, вызывающего быстрое затухание звука. Участие слуха в решении этой задачи должно быть подкреплено владением определенными техническими приемами. Главное обратить внимание на двигательные ощущения. Для рук это трудная задача – короткий контакт правой руки со струной надо скоординировать с принципиально иными действиями левой руки. Этот этюд – прекрасный материал для решения данной задачи, обусловленный прозрачностью 1-ой части, невозможностью спрятаться за густую фактуру.
Интонационная и динамическая направленность в 1-ом предложении должна быть направлена к четверти «ля» т. 2 и восьмой «ми» т. 3. В аккордах, завершающих 1-е предложение подчеркиваем ход баса соль, соль-диез, ля.
Чтобы осуществить плавный переход от 1-го ко 2-му предложению, слушаем затухающий звук «ми» и с того же динамического уровня звука начинаем связующий пассаж. В конце 2-го предложения на восьмой си-бемоль (т. 7), мелодия неожиданно останавливается, что следует особенно подчеркнуть. Для этого нужно сделать небольшое расширение.
Залог успешного исполнения 2-ой части – соблюдение точной аппликатуры обеих рук, а также осмысленная игра отклонений.
Скачки в мелодии нужно играть широко, выразительно – кварта ля-ре в т.2, т. 9-12. Скачек левой рукой должен подготавливаться зрением: сначала надо увидеть лады, на которые предстоит попасть. Вообще следует заранее зримо представлять положение руки и пальцев в новой позиции, как бы лепить новый аккорд еще при перемещении кисти.
Для надежности скачка нужно найти общие пальцы: так в т.11 - 2-ой палец, берущий «до», соскальзывает по 2-ой струне до 6-го лада, он будет направляющим при скачке.
Последний звук перед сменой позиций нужно играть очень легко и тихо, тогда его укороченное звучание не будет восприниматься так остро.
Обобщение занятий, подведение итогов: Урок был направлен на дальнейшее развитие беглости пальцев и преодоление технических трудностей; для того, чтобы помочь ученику дома работать собранно, внимательно, вспоминая замечания педагога.
Дома учащийся должен выучить этюд и гамму фа-мажор наизусть для сдачи технического зачета, отрабатывать сложные переходы из одной позиции в другую плавно без пауз, уверенно знать аппликатуру. Из содержания урока, объяснений педагога, учащемуся должна быть понятна важность систематических, вдумчивых занятий над гаммами и этюдами для развития беглости пальцев, для дальнейшего изучения других музыкальных произведений.
Список литературы. 1. А. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. 2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре. 3. А. Николаев. Любителю-гитаристу. Вып. 1.