kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к урокам музыки, МХК: "Импрессионизм в музыке, скульптуре, литературе и русской живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к урокам музыкм и мировой художественной культуры. Знакомство учащихся с поисками новых средств музыкальной выразительности для передачи тончайших движений человеческой души; обсуждение работы Огюста Родена; знакомство с чертами импрессионизма в стихотворениях А.Фета и в полотнах К.Коровина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к урокам музыки, МХК: "Импрессионизм в музыке, скульптуре, литературе и русской живописи" »

Импрессионизм в музыке, скульптуре, литературе и русской живописи.

Эта улица, город – из давней мечты,

Где шарманщики мелют мелодии танцев,

Где пиликают скрипки в руках оборванцев,

Где на стойках пивнушек мурлычут коты.

Поль Верлен.

Звучит симфоническая пьеса Клода Дебюсси «Море».

Значительное влияние на импрессионизм Клода Дебюсси (1862-1918) оказала поэзия Поля Верлена. Музыкант, как и художники, стремился к передаче первого впечатления от явления. Это определило тяготение импрессионистов к миниатюрным формам: к романсу, прелюдии, ноктюрну. В «Море» Дебюсси старался передать различные состояния морской стихии, смену световых эффектов и красок на море в разное время дня. В первой части «На море от зари до полудня» развертывается картина медлительного спокойного пробуждения моря на рассвете: шелест волн, блики первых солнечных лучей на них. Во второй части «Разговор ветра с морем» развертывается картина бури как восторженный гимн морю и солнцу.


Скульптура Родена.

Фигуры Родена погружаются в стихию света. Родство скульптора с импрессионистами в том, что он широко использует светотень.

«Мыслитель» - пример не только способности могучего человеческого тела собраться в кулак и этим усугубить свою силу, но и способности тела во всем, вплоть до каждого пальца, стать вместилищем души, средоточием мусли.

«Голова Бальзака». Бальзак Родена – это какой-то великий безумец в запахнутом халате, но не смешной и жалкий, а величественный. Создавая голову Бальзака с помощью световых бликов, художник дошел до трагического гротеска: широкий нос, толстые губы, торчащие брови, наложенные сверху…


«Граждане Кале».

В 1884 году муниципалитете города Кале постановил воздвигнуть памятник легендарному герою Эсташу де Сен-Пьеру.

Город Кале в 1347 году, после долгой осады, вынужден был сдаться на милость победителя – английского короля Эдуарда III. Король обещал пощадить жителей города, ограничившись поголовным изгнанием, если шесть именитых граждан явятся в английский лагерь босые и раздетые, с веревкой на шее и отдадут ему ключи от города. Первым вызвался идти на казнь богатейший житель, старик Эсташ де Сен-Пьер; за ним, среди всенародных молитв и рыданий, последовали еще пять граждан.

Эдуард III велел их казнить, но королева, уроженка Фландрии, бросилась перед ним на колени и вымолила прощение своим соотечественникам.

Скульптура создается в безбурные времена Третьей республики, когда мещанские интересы вытесняли героику, а Роден пытался изменить положение вещей.

Тема скульптора – самопожертвование, добровольное мученичество. Он раскрыл ее в человеческом аспекте, показав борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.

Двое (Андре де Андр и Жан де Фьенн) поддались отчаянию и ужасу – полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Но это лишь психологический фон, выделявший мотив героики.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан де Эр) его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку на шее. С трудом, как тяжкий груз, несет он ключ, символ капитуляции.

Идущий рядом Эсташ де Сен-Пьер, задумчивый, сгорбленный от старости, без чрезмерного сожаления жертвует остатком дней.

Эти двое преодолели страх смерти, они отъединены от более слабых, повернуты к ним спиной.

Третья пара (братья Виссан) олицетворяют более действенный героизм. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Один поднял руку подобно оратору. В предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и одобрения.

Так, разграничив своих героев по степени готовности к подвигу и смерти, Роден развернул целую психологическую драму в ее последовательном развитии. Скульптор пренебрег общепринятыми правилами. Группа поставлена не на традиционном пьедестале, а на низкой плите, вровень с землей. Герои идут среди толпы теперешних граждан Кале. Группа более походит на толпу, чем на стройное шествие. Из-за размещения фигур в два закругленных ряда, их постановки на одном уровне невозможно охватить скульптуру одним взглядом. Но самое главное, что человеческое тело приобрело у Родена небывалые возможности движения: оно стало гибким, податливым, стремительным. Люди изгибают корпус во всех направлениях.

И свет…


Черты импрессионизма в поэзии А.Фета.


Весенний дождь (1857)


Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей свои крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло.

От лип душистых медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабинит.


Как живописец, работающий на пленере, Фет замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав на словесной палитре необходимые краски, фиксирует свои впечатления, превращая мгновенное в вечное.

«В разрывах облак солнце блещет…». Как сквозь сито с синими отверстиями струятся солнечные лучи и, смешиваясь с темными струями приближающегося дождя, создают «завесу». А образовавшиеся от столкновения света и тьмы солнечные брызги рассыпаются, превращаясь в «золотую пыль», сквозь которую просвечивается зеленая лесная опушка.


Живопись Константина Коровина.


«Осень». Поленов записывает: «Про Костенькину картину государь сказал: «Это из школы импрессионистов». Император был прав: из русских художников ближе всех к импрессионистам стоит К.Коровин.


Сведения из биографии.


Дед держал ямской двор и слыл богачом. Отец окончил университет и наследовал состояние. Развитие железных дорог погубило ямское дело. Коровины разорились, и отец Константина покончил с собой, когда мальчику было десять лет.

Мать воспитывала в сыновьях любовь к искусству. В 1875 году Сергей и Константин были определены в Московское училище живописи. Учился Коровин вместе с Левитаном сначала у Саврасова, затем у Поленова. При содействии последнего сблизился с меценатом С.Мамонтовым и стал писать декорации для спектаклей мамонтовского кружка, навсегда связав себя с театром. В 1899 году начинает работать в Большом театре. Последние 16 лет провел во Франции. Умер в 1939 году в Париже. Приходилось браться за любые заказы. Его работы рассеяны по разным собраниям. Не осталось родных: сын Коровина, талантливый художник, покончил с собой. Это в жизни, а в живописи все радостно, полно света и воздуха.


О каких полотнах К.Коровина вы бы хотели рассказать? (дополнения учащихся)


«У балкона. Испанки Леонора и Ампара».


Уголок неприбранной комнаты. Две женщины у закрытой спущенными жалюзи балконной двери с любопытством всматриваются в широкие щели. Где-то внизу улица, которую можно только угадать. Здесь и интерес жанриста, умеющего подметить особенности обстановки, и интерес портретиста, точно улавливающего характер человека. Теплые, чуть пригашенные цвета обстановки в контрасте с платьями женщин передают ощущение полуденной жары, раскаленных стен, струящегося расплавленными оловом неба, сильных человеческих страстей.


« В лодке».


Замерла прошитая солнечными бликами прибережная листва. Густеют бурые тени на воде. Бесконечно разнообразно ложатся отвесы зелени на бело-голубую полосатую кофточку девушки, создавая образ юности, открытой всем чувствам, впечатлениям и беззащитной перед ними. Цветовое богатство мира превращается в богатство человеческих ощущений.


« Улица во Флоренции в дождь».


Потоки воды заливают узкую расщелину между домов, текут по отсыревшим стенам, плещутся по мостовой. Но в них нет унылой зябкости северной непогоды. Гущу краски, теплее оттенки ранних сумерек, ярче свет, говорящий о том, что за низко нависшей мглой непривычно яркое солнечной небо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коновалова Елена Анатольевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства