kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «ПЕТЬ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования чистоты интонационного звучания, развития диапазона и силы голоса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «ПЕТЬ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»»

23 марта 2017 год

Юсупова Гульназ Моряковна

Преподаватель высшей категории по вокальному искусству

МБОУ ДОД «МДШИ»

МАСТЕР - КЛАСС

Тема: «ПЕТЬ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель и задачи:  

Цель урока:

Создать условия для формирования чистоты интонационного звучания, развития диапазона и силы голоса.

Задачи урока:

Образовательная:

- систематизировать знания по теме «механизм звукоизвлечения»;

- активизировать применение изученных алгоритмов интонационного звучания с микрофоном и без;

- обеспечить овладение основами музыкальной грамотности;

 Развивающая:

- развивать художественные способности детей: музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную эмпатию и рефлексию; 

- развивать артистизм (выразительное вокальное исполнение, создание вокально-сценических образов); 

- развивать вокальные навыки исполнения мелодии интонационно точно, в разнообразных нюансах, в различных темпах;

-  развивать эмоционально - образную сферу  психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в   процессе работы над вокальными произведениями;

- развитие певческой артикуляции;

- развитие диапазона и силы голоса при исполнении музыкального произведения.

Воспитательная:  

- прививать любовь и желание изучать музыкальное искусство через различные формы работы; 

-  воспитать стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации; способность  развития нравственных качеств личности;

 

Практическая:

- ознакомление с понятием «диапазон», «сила голоса»

- формирование вокально – технических навыков;

- формирование музыкальных и творческих способностей ребенка;

- закрепление навыков чистого интонирования;

- формирование выразительного исполнения через певческую артикуляцию, дикцию;

- углубление и закрепление теоретических знаний учащегося.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы:

по источнику знаний:

наглядные – наглядно - иллюстративный, показ;

словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, методика музыкального воспитания, практика

- Материально – техническое обеспечение урока:

- электропианино;

- ноутбук;

- флеш - карта;

- зеркало.

Используемая нотная литература:

1.Вокализ №10 (Ми-бемоль мажор) Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

2. «Ай җаный, вай җаный» т.х.җ.

3. «Казан кичләре» Х.Туфан сүзләре, С.Садыйкова музыкасы


Ход урока.


I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2.Распевание. Использование упражнений:

- интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов) (Приложение № 2);

- упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки «Җиләк,җиләк,җиләкләр,

Бик тиз тулмый чиләкләр.

Тулыр иде чиләге,

Юк бит аның җиләге»

с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев и т.д. Все упражнения вплетаются в музыкальную историю-сказку.

Урок сегодня необычный. Буду показывать принципы вокальной работы с ученицей младшего школьного возраста. Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные. Поэтому с детьми поют попевки, но можно поступать и по-другому. Как, мы сейчас покажем.

Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». Вопрос ученице: Объясни, какую цель преследует это упражнение? – Настройка дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие мышц, участвующих в голосообразовании, развитие звонкости голоса, его выносливости.

Сегодня «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА

Упражнение 1 


Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте: 


— Иииииииииии. 

— Ээээээээээээ. 

— Ааааааааааа. 

— Ооооооооооо. 

— Уууууууууууу. 


Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. 


Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. 


Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. 


При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. 


Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у». 


Упражнение 2 


Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. 


Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию. 


Упражнение 3 


Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: — роль; 

— забор; 

— руль; 

— сыр; 

— ринг; 

— товар; 

— рубль; 

— рысь; 

— ритм; 

— тарак; 

— карак; 

— рәсем; 

— карга; 

— кар;

— ризык;

— рәвеш;

— Флорис.

А теперь наш класс превращается в луг. Две (преподаватель и ученица) веселые подружки, две подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Их внимание привлек странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («тр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле).

Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I)! Девочки решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой.

Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

Объяснию, какова цель этих последних упражнений? – Развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.

А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки:

- с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю.

Развивающие цели. Помимо развития определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение, мышление, память ребенка. Упражнения для развития голоса Личным успехам многие люди во многом обязаны собственному голосу. Тембр голоса важен для нас так же, как важен внешний вид, имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредствам которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми. Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить. Если вы стремитесь к совершенству, если для вас «саморазвитие личности» и «личностный рост» не просто слова, уделите внимание развитию голоса. Пять простых упражнений для развития голоса от французского профессора вокала Филиппа-Николя Мело (автор курс «Обрести свой голос»), помогут вам решить основные проблемы с собственным голосом.

Упражнения для развития голоса №1.

К левому уху приложите левую руку, сделав из нее «ракушку» — это будет наушник. Правая станет микрофоном — поднесите ее ко рту. Громко, играя со звуком, произносите разные слова и предложения, считайте, пойте. Вы сможете улучшить звучание собственного голоса, если будете понимать, как именно его слышат окружающие. Это упражнение следует выполнять ежедневно в течении 9 дней по 5–10 минут.
Упражнения для развития голоса №2.

Выполняйте зарядку для лица. Ее цель – передав основную работу губам и диафрагме, освободить горло. Произносите слоги «кьюу-икс»: на «кьюу» округляете губы, а «икс» произносите с широкой улыбкой. Повторите это упражнение тридцать раз, а после, чтобы убедиться в его пользе произнесите короткую речь. При выступлениях и длительных монологах будут меньше утомляться голосовые связки, а мышцам рта будет проще выполнять команды посылаемые мозгом.

Упражнения для развития голоса №3.

Один раз в день, по 5–10 минут громко читайте любой текст, но только без согласных звуков. Например, фраза «Упражнения для развития голоса помогут мне продвинуться вверх по карьерной лестнице» звучать будет как «у-а-е-и-я-я-а-и-и-я-о-о-а-о-о-у-е-о-и-у-я-е-о-а-е-о-е-и-е». Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных. Голос, таким образом, обретет интенсивность звучания и вибрации, понимать вас будут лучше, и при этом вы не будете уставать.

Упражнения для развития голоса №4.

Положив руки на солнечное сплетение и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области живота, произнесите любой текст. При этом надо вспомнить что-то, что в последнее время вас очень рассердило. Выпустите гнев, широко открывая рот и четко произнося согласные. Упражнения для развития голоса №5.

Стоя босиком и спокойно дыша, надувайте живот при каждом вдохе. Медленно переносите упор стопы с носка на пятку и обратно. Продолжите это упражнение с закрытыми глазами. Вы потеряете равновесие, если ваша энергия будет в большей степени сконцентрирована в области головы. Не контролируйте себя, расслабьтесь и полностью сосредоточьтесь на стопах. Тембр вашего голоса станет богаче, если вы научитесь распределять энергию и лучше будете чувствовать свое тело. Почувствовав результат и изменение в звучании собственного голоса, вы наверняка захотите продолжить (можете произнести скороговорки). В интернете довольно много сайтов посвященных развитию голоса, и вы всегда сможете найти необходимую информацию. Красивый голос может способствовать карьерному росту– человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов. Старайтесь как можно чаще таким образом выражать свои эмоции – гнев, грусть или радость. Голос станет менее официальным, более насыщенным и искренним.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф. Абт. Вокализ №10).


Эту методику можно использовать при работе над любым произведением, ставя определенные цели, в зависимости от тесситуры «рисуя» звуком разные картины, образы. Поем вокализ, каждая фраза которого исполняется различными звуками, развивающими разные виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом. Напоминание о певческой установке - «столб достоинства».

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

4. Работа над исполнением татарской народной песни «Ай җаный, вай җаный».

Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса.

Ученица«превращается в учителя музыки», затем выразительно читает текст первого куплета.

Работая над выразительным исполнением песни, музыкальной характеристикой каждого персонажа, может быть, инсценируя песню, необходимо зрительно представить каждый образ. Это еще больше сконцентрирует внимание детей на эмоциональности исполнения. При работе над текстом, над активной подачей слова, какие еще приемы и методы можно использовать? – Утрированное произнесение текста; как подготовительный этап работы по активизации артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику (Приложение №2), мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру. Показать один из данных приемов, а затем исполнить песню с показом дыхания. В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную работу.

5.Подведение итогов, выводы.

Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).


Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

  • улучшают дренажную функцию бронхов,

  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

  • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

  • улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.










Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

  2. Иванов В.. Физвокализ: в гармонии с собой: http://www.mosoblpress.ru/38/18935

  3. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008: http://strelnikova.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Мастер-класс «ПЕТЬ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

Автор: Юсупова Гульназ Моряковна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства