Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Оркестр"»
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Что такое это МУЗЫКА, расскажите мне скорей.....
Среди всех искусств музыка - самое загадочное. Мы порой не замечаем, как тесно связана с нею наша жизнь. Под звуки музыки веселятся и грустят, мечтают, маршируют, размышляют.
Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке. С помощью музыки в детях можно воспитать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.
Моя задача, как учителя – выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности; сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.
Мои педагогические взгляды держатся на трех китах: «Любовь к детям», «Любовь к музыке», «Вера в себя». Эти три грани я вижу в каждом своем уроке, в каждом слове, обращенном к ребенку, что помогает мне вечно изобретать и развиваться.
Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать мне задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. (Слайд)
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. И чтобы вызвать творческую активность и заинтересованность каждого ребенка я использую на уроке, прежде всего игровые формы и методы, которые развивают любознательность, действенность, готовность рисковать, открытость новому - а это есть основа теории современного психолога Джордано Айяна, составляющая сердцевину духа творчества.
Он выделяет так называемое Я. Д. Р. О. ,
Я. «Я хочу знать» (любознательность)
Д. Действенность (энергичность)
Р. Риск (готовность рисковать)
О. Открытость новому.
По мнению психолога у каждого свой уровень творческих способностей, т.е. свой "футляр". Перед вами график, который позволит по 10-ти бальной шкале оценить ваш творческий дух. На шкале Я отметьте уровень своей любознательности,
На шкале Д уровень своей действенности,
На шкале Р уровень рискованности
На шкале О свой уровень открытости новому.
Теперь соедините все четыре точки прямыми линиями. Вы получили четырёхугольник.
Джордано Айян считает, что для творчества надо выбраться из своего "футляра". Та фигура, которую вы нарисовали, и есть ваш "футляр".
У вас, как и у многих, "футляр" может оказаться ромбовидным, вытянутым в одном или двух направлениях, но сжатым в двух других. Может быть, вы очень любознательны, но не любите риска. Или вас переполняет энергия, а вот новые идеи не возникают. В таких случаях полезно уравновесить ваше творческое Я.Д.Р.О.
Если ваш футляр мал, то вам надо работать над расширением своего творческого духа, в чём вам поможет мой мастер-класс.
Я. «Я хочу знать» (любознательность)
Дети очень любознательны. Любознательность нужно развивать, постоянно подогревать, давать повод к проявлениям интереса к чему-то. Ребенок лучше получает новые знания в форме игры.
К примеру: узнаёт ноты с помощью ребусов и загадок или закрепляет пройденный материал с помощью викторин.
И я всем вам предлагаю принять участие в гимнастике для ума.
(Зал вместе разгадывает викторину.)
Дети очень любят викторины.
В викторинах ученики показывают знание и понимание терминов, событий, процессов
Мы с вами убедились, что викторины способствуют высокой степени познавательной активности учащихся, их интереса к предмету.
Д. Действенность (энергичность) (Слайд)
Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности.
Дети с большим удовольствием становятся активными участниками таких форм игр как музыкальная пантомима, игра – имитация , игра - драматизация.
Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и творческое мышление. Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных инструментах.
Например при прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, духового и народного оркестра. Игра даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей .
Коллеги, я приглашаю вас попробовать инструментальное музицирование.
Выберите себе инструмент по душе. Я дирижер.
Играем в "Оркестр"
С помощью этой игры дети учатся слышать тембровое звучание своего и других инструментов, вовремя вступать и заканчивать свою партию, закрепляют навык совместной игры в коллективе.
Следующий элемент творческого духа - готовность рисковать. (Слайд)
В начале моего мастер-класса мы с вами рискнули. Может быть, вы не заметили, но и для вас и для меня было рискованно задание экспромтом продолжить песню. И у нас с вами получилось!
Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт. Умение сочинять, придумывать без предварительной подготовки. Мне трудно представить урок музыки, в котором бы не было места для импровизации.
О. Открытость новому
Открытость новому- это познание музыки через жест, пластическое интонирование, рисунок, движение, импровизацию, т.е. превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас окунуться в этот увлекательный процесс и раскрыть свой творческий потенциал.
Творческая группа. Прослушивая музыкальное произведение, изобразите свои чувства и эмоции на бумаге с помощью красок.
Пока художники рисуют, я поделюсь с вами тайной музыки: «Музыка приходит в тишину!» Эту тайну постигают мои первоклашки уже с первых уроков музыки. И дети помнят её ! Они знают: "Музыку нужно слушать в тишине". Иногда, чтобы привлечь внимание детей и я использую эту игру. Вы можете попробовать данную игру на своих уроках, в качестве разминки или активизации интереса.
Давайте поиграем всем залом.
Игра "Тишина" (Объяснение)
Под эту музыку нужно красиво ходить, а на паузах ритмично говорить:"Ти- ши - на"
Репетируем.
Потом слово «Тишина» превратим в хлопки, а потом хлопки превратим в звучание инструментов.
Каждый из вас сыграет на своем инструменте (кто-то на настоящем, а кто-то на воображаемом).
Итак, начинаем!
Спасибо за помощь, коллеги!
Вернемся к группе художников. Посмотрим, что у них получилось.
Они вот так по-разному увидели произведение Э. Грига «Утро». Их различные чувства, эмоции и настроение они передали с помощью красок.
Я думаю каждый из участников творческой группы сделал ещё один шаг к открытию нового в себе.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном “сплетении”. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Уважаемые коллеги надеюсь сегодня я подарила Вам радость открытий, что и является моим педагогическим кредо.
Я уверена, что Вы смогли расширить границы футляра своих творческих способностей.
Ошибаются те, кто думают, что на музыке мы только поём. Главное, что мы делаем – воспитываем культуру. А результаты нашей общей творческой работы с детьми усиливают мою веру в себя.
И пусть из моих учеников только единицы в дальнейшем станут профессиональными музыкантами, все остальные, тем не менее, приобретут много ценных творческих качеств. А это - уже не мало!
Именно так я думаю о предназначении своего предмета в общеобразовательной школе.
Я глубоко убеждена «Запоёт школа- запоёт весь мир»
Перелистав известные тома, Мы научились говорить красиво - Словами Пушкина, Макаренко, Дюма, Но ведь не только в этом наша сила!
Припев: И каждый час, и каждую минуту, О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то - Такая, брат, у нас с тобой работа!
Они порою знают больше нас, Философы в тринадцать с половиной; Мечтают, добивают все подчас, Присев спиною к теплому камину.
Припев.
И, если не решается вопрос, Они спешат к тебе, ища подмоги, Устраивают жизненный допрос, Хоть мы с тобою, старина, не боги.
Припев.
Перелистав известные тома, Мы учим жить сердцами и делами; Мы знаем - наша помощь им нужна, Ребятам с любопытными глазами.