Просмотр содержимого документа
«Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано №23 «Аппассионата».»
Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано № 23
«Аппассионата» (от итал. Appassionato - воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных бетховенских сонат. Композитор работал над ней в течение 1804 - 1805 и, возможно, 1806 годов. Это тяжелый период в жизни Бетховена, когда он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Францу фон Брунсвик и впервые опубликована в Вене в феврале 1807 года.
Известно, что Бетховен связывал содержание Аппассионаты с шекспировской «Бурей», прославляющей мужество человека, его разум и волю. Композитор, очевидно, имел в виду сходство идей: в сонате воплощен бунтарский пафос революционной эпохи, она полна героики. Бетховен утверждает: смысл человеческой жизни – в преодолении страха и отчаяния, героическом сопротивлении, в неустанной борьбе.
Аппассионата – самая симфоничная из всех бетховенских сонат. Ее трехчастный цикл отмечен поразительным единством: он представляет неразрывное целое, в котором роль драматургического центра выполняет финал. С исключительной наглядностью Аппассионата демонстрирует самые типичные закономерности бетховенского развития: это развитие, осуществляемое через борьбу противоречий, единство противоположностей.
Первая часть представляет собой сонатное аллегро в размере 12/8. Ее музыка, очень динамичная и контрастная, построена, однако, в основном, на двух ритмически очень похожих темах.
Тема главной партии — звучащие поначалу тихо и зловеще нисходящие и восходящие трезвучия параллельными октавами, разрешающиеся в тональность доминанты. Эта тема сразу повторяется на полтона выше - в соль-бемоль мажоре. В этом сопоставлении можно услышать намек на "неаполитанский аккорд", который, являясь важным структурным элементом всего произведения, станет также основой главной темы финала.
Существует предположение, что тема побочной партии является цитатой первых двух фраз шотландской песни On the Banks of Allen Water1, адаптированной к размеру 12/8 (песня на 3/4). Британские, шотландские и ирландские народные песни были хорошо известны в Вене того времени, и Бетховен, вслед за Гайдном, создал множество их обработок для английских издателей.
Как и в Вальдштейн-сонате, кода здесь необычно длинная, содержащая квази-импровизационные арпеджио, охватывающие почти весь диапазон фортепиано начала 19-го века. Можно предположить, что выбор тональности (фа-минор) в известной степени обусловлен интенсивным использованием глубокого, тёмного звучания нижнего фа, которое было самым низким звуком инструментов того времени.
Вторая часть. В цикле Аппассионаты Бетховен повторил предельную остроту контрастов «Лунной» сонаты, однако в светлой части Аппассионаты больше глубины, философской сосредоточенности. Это Andante в Des-dur в форме вариаций. Его величавая, спокойно-торжественная тема сочетает черты хорала и гимна. Четыре вариации объединены настроением возвышенного просветления.
Переход к финалу - многократно повторяющийся резкий крик боли и страдания, внезапно врывающийся в спокойный мир Andante. Порывы ветра, волны, бьющиеся о берег, разбушевавшаяся природа - вот круг образов, возникающих при слушании финала и ассоциирующихся с атмосферой ожесточённой борьбы. Взвихренные звуки словно летят навстречу зрителю и сбивают его с ног, стремясь унести за собой. Сквозь звуки бури, то растущей, то замирающей, мы слышим повелительные призывные интонации первой темы, главенствующей в финале.
Вторая тема не вносит резкого контраста, не приносит успокоения. В ней то же стремительное движение, но, пожалуй, ещё больше тревоги, с оттенком жалобы...
В разработке борьба достигает своего апогея. В середине разработки слышится молящая мелодия... Лишь к концу разработки постепенно стихает волнение, наступает минутное успокоение с тем, чтобы тотчас же снова, с началом репризы, возникла картина героической борьбы.
В эпилоге даётся завершение предшествующей борьбы. Проявляется могучий, редкий, по волевой сосредоточенности, по героической непреклонности эпизод в ритме массового танца...
Трагические аккорды венчают эту удивительную сонату один из шедевров мировой классической музыки.
Смысловым итогом всей сонаты является кода (presto). В ней нашла выражение идея, которая с новой силой прозвучит в 5 симфонии: только в единении с другими людьми, с массами человек способен победить, обрести силы. Тема коды – новая, ее не было ни в экспозиции, ни в разработке финала. Это могучий богатырский пляс в простом ритме, создающий образ народа.