I. II. III. | Организационный момент. Новый материал, слушание. Сегодня на уроке мы с вами проследим, как русская народная песня «Во поле береза» приведет нас в другое большое произведение – в симфонию. - Давайте вспомним песню «Во поле береза» (стр. 85). Спеть первый куплет. - Как она сейчас у нас прозвучала? (медленно, плавно, по-хороводному). - Теперь исполним второй и третий куплеты с нашими музыкальными инструментами (бубны, треугольники, ложки, металлофон) и побыстрее возьмем темп. - Четвертый и пятый куплеты поем быстро. - Мы сейчас с вами исполнили одну песню, но по-разному. Как меняется характер песни? (из хороводной, певучей, плавной, медленной песни она превратилась в быструю, темпераментную, праздничную, веселую, даже игровую, как плясовую). - а сейчас вы послушаете одно произведение- необычное. Поднимите руку,кто догадался какая мелодия здесь звучала? Слушаем финал «Четвертой симфонии» П. Чайковского и послушайте, как в этой симфонии наша песня «Во поле береза» превратилась в «Симфоническую мелодию», звучащую то мягко и напевно, то печально, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана, то, мелькая в разных голосах, набегающих, как волны, одна на другую. .еще раз Звучит «Четвертая симфония» П. Чайковского. - Композитор П.И. Чайковский написал симфонию. - Симфонии принадлежит одно из самых почетных мест среди многочисленных музыкальных жанров. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражает сове время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Прокофьева и Шостаковича – это размышления о эпохе, о человеке, о путях мира и жизни на Земле. Слово «симфония» в переводе означает всего лишь созвучия. В древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позже им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. В начале XVIII века этот термин заменял нынешнее понятие увертюры (вступление перед оперой с кратким «содержанием» оперы). - Окончательно симфония сформировалась в странах германских языков (Австрия, Германия, Швеция, Нидерланды). В этих странах сложились богатые традиции инструментальной музыки. Создание симфонии - работа спокойная, сосредоточенная, требующая обдумывания, обобщения. Симфония в России – это, прежде всего, Чайковский. Его симфонические сочинения – волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь, за счастье. Любая симфония – это целый мир художника, ее создающего, мир времени, в которое она написана. - Слушая симфонию, мы становимся духовно богаче, мы приближаемся к сокровищам человеческого гения. - Представьте себя дирижерами симфонического оркестра. Сейчас будет звучать фрагмент Симфонии № 40 композитора Моцарта, а вы подирижируете с разным настроением, попробуйте передать свои ощущения, которые возникают у вас при звучании этого произведения (безмятежность, напряженность, взволнованность, легкость, энергия, порыв, мечтательность, жалобность, успокоение – разные чувства, которые возникают, должны передаваться в движениях детей; в руку можно взять палочки). Звучит «Симфония № 40» Моцарта. - Дирижер всегда руководит оркестром. Существуют специальные дирижерские жесты. Вы жестикулировали произвольно, передавая только свое музыкальное впечатление, а на дирижера учатся. «Язык» дирижерских жестов понятен всем музыкантам мира. Дирижер как рассказывает, какой вступает инструмент, какой солирует и как (тихо, громко, быстро, с каким настроением). - Все дирижеры музыкально грамотные люди, хорошо знают каждый инструмент большого симфонического или другого оркестра. - Кто видел на сцене дирижера? По взмаху его палочки большой оркестр начинает и заканчивает пьесу. Дирижер находится всегда в центре, лицом к оркестру, спиной к публике. Почему он всегда в середине? (звуки льются с разных сторон, без дирижера инструменты вступали бы не лад, так как с одного края оркестра до другого много метров, звуки долетают не сразу и была бы не музыка, а набор звуков. Итоги урока. - С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке, о чем новом мы узнали? (познакомились с симфонией, проследили, как песня привела нас в симфонию). - Вот как простая песенка привела нас в богатый и сложный мир симфонической музыки! | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайды 4 – 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |