Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
Музыкальный материал: Ария Снегурочки, Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; «Ты слышишь, море?», музыка А.Зацепина, слова М.Пляцковского.
Ход урока
1. Работа по теме урока.
Беседа «Картины природы в музыке». (Урок начать со стихотворения М.Ивенсена)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Красота природы и правда отображения ее в музыке.»
Тема: Красота природы и правда отображения ее в музыке.
Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
Музыкальный материал: Ария Снегурочки, Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; «Ты слышишь, море?», музыка А.Зацепина, слова М.Пляцковского.
Ход урока
1. Работа по теме урока.
Беседа «Картины природы в музыке». (Урок начать со стихотворения М.Ивенсена)
Музыка
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем-в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень-песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.
2.Рассказ о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова. (показ презентации).
Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные персонажи оперы- царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие- наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с ее шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен.
Послушайте Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
-Что манит ее к людям?
-Какая она?
3.Слушание Арии Снегурочки.
4.Музыкальная характеристика Арии Снегурочки.
-О чем поет Снегурочка? Что манит ее к людям? (Людские песни, человеческие радости).
-Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание.
-Охарактеризуйте мелодию.
-Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки.(повторное прослушивание арии).
И вот слушает она «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
5.слушание «Песни Леля».
Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель (слушание).
-Как исполняется куплет?
-Какая часть требует большей певучести, широкого, величавого звучания?
-Какая часть должна быть веселого, легкого звучания?
-Какая часть соединяет в себе широту и певучесть с легким. бодрым звучанием?
6.Разучивание песни «Ты слышишь, море?» А.Зацепина, слова м.Пляцковского.
-Сегодня на уроке вы познакомитесь с песней о романтической мечте, о море «Ты слышишь, море?». Слушание песни.
-О чем поется в песне?
-Какой характер?
-Отличаются куплеты друг от друга?
-Какими средствами композитор передает его в музыке?
Разучивание песни.
7.Итог урока.
-Музыка, звучавшая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.