2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации 3Актуализация темы урока 4Объяснение нового материала. «Открытие нового знания» 5Работа над осмыслением содержания музыки | Мы с вами продолжаем путешествие по концертному залу. Вспомните, какая музыка звучала на том уроке? (Симфоническая) Почему она называется симфонической? (исполняет симфонический оркестр) С какой симфонической музыкой мы знакомились? (Симфония, симфоническая сюита) Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с симфонической музыкой. Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный, мы с вами отправимся в мир сказочных персонажей, познакомимся с музыкальным портретом, попытаемся его охарактеризовать с точки зрения музыкального и изобразительного искусства. Мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным существом. Отгадайте, пожалуйста, загадку Загадка: В лесу живёт одна старушка. Есть у неё чудо избушка. Она летает на метле. Детей ворует на заре. И костяная у неё нога, Зовут её … . (Баба Яга) Показ Бабы Яги – (кукла). А кто такая Баба – Яга, какая она? (злая, коварная, страшная, пугает детей.) Всем известно, что картины рисуют художники, а как вы думаете, может симфоническая музыка нарисовать свои музыкальные картины? Как мы будем называть такие картины? (Да может) (симфоническими) А какими красками она рисует? Это средства музыкальной выразительности. (мелодия, лад, темп, динамические оттенки, регистр и т. д.) Так какая же тема нашего урока? Симфоническая картина показ (слайд 1) Когда мы слушаем музыку, мы можем представить в своем воображении образы или даже целые картины. И в этом поможет музыка уже известного нам композитора А. Лядова.(показ слайда 2,3) Мы познакомимся с его симфоническими картинами, которые он написал по мотивам русских народных сказок (слайд 4) Одно из своих произведений – «Баба яга» композитор А. Лядов назвал картиной к русской народной сказке для симфонического оркестра, а другое «Волшебное озеро» - сказочной картиной для оркестра. Произведение Баба яга относится к программной музыке, так как композитор приложил к нотам словестный текст «Баба Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба – Яга села в ступу и выехала во двор. (слайды 5)
Давайте послушаем симфоническую картину А.Лядова «Баба Яга». (слушание) (слайд 6) Итак, кого же изображает музыка? (Бабу Ягу) Дети: Образ Бабы Яги. Какую Бабу Ягу изображала музыка? Дети: Музыка изображала злую, коварную Бабу Ягу. Какими «музыкальными» красками композитор изобразил летящую в ступе Бабу – Ягу? Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба-яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба-яга понеслась, погоняет свою ступу. (Музыка наполнена шелестящими, свистящими и пощелкивающими звуками). Кто услышал – музыка изменялась во время звучания или нет? И как, если изменялась? | Показ презентации. А. Лядов «Баба – Яга» | Размышление о музыке. Исполнение и игра на детских муз. инструментах.(бубен, трещотки, ложки)игра по группам. Отгадывают загадку. Слушание учителя, ответы на вопросы, просмотр презентации. Слушание муз. произведение «Баба Яга», просмотр иллюстраций, ответы на поставленные вопросы, аргументируя своё мнение. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой. Творческая деятельность уч – ся. Дают характеристику сказочному персонажу. Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в определённом характере. Знакомство с музыкальным определением понятия «Программная музыка.» Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку Регулятивные: Учатся воспринимать музыку, как образное искусство. |
6Вокально – хоровая работа. 7Ритмическая импровизация на тему «Баба – Яга» 8Физкультминутка 9. А. Лядов «Волшебное озеро» Слушание 10Музыкально –пластическая импровизация 11Первичное закрепление Включение нового знания в систему знаний и повторение. Организация контроля и обобщение. 12Рефлексия деятельности. | (Ответы детей) музыка была, то быстрее, то медленнее, Итог. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует образ Бабы – Яги. Слышатся броски, толчки, удары, Баба Яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе. звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Композитор при помощи инструментов, как художник красками создаёт звуковую картину. Художник создает свои картины с помощью палитры, цвета, красок, штриха и т.д. А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа? динамика, темп, регистр, тембр, звуковедение, интонация. Удалось ли композитору при помощи симфонических музыкальных красок показать нам образ Бабы – Яги? (да) Давайте разучим игровую песню «Баба – яга» Какие можно взять музыкальные инструменты, чтобы изобразить ритмический рисунок. Какое звучание должно быть? Физкультминутка «Бабушка Яга» В тёмном лесу есть избушка. (шагаем) Стоит задом наперёд, (поворот) В той избушке есть старушка, (наклоны) Бабушка Яга живёт. (поворот обратно ) Нос крючком, (показать нос) Глаза большие, (показать глаза) Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем) Дыбом волосы стоят. (руки вверх) А теперь обратимся ещё к одной симфонической картине А. Лядова «Волшебное озеро». (Слайд 7) Это произведение наполнено «музыкой воды». Заиграл оркестр, и мы словно оказались на берегу заснувшего волшебного озера. Едва слышно зарождается звучание музыки в басах. Но постепенно к ним прибавляются новые, более высокие звуки – будто колышется водная гладь. Понемногу сила звука нарастает, но вскоре возвращается картина безмолвного, таинственного покоя, недвижимой глади волшебного озера. Давайте послушаем симфоническую картину А. Лядова «Волшебное озеро». Какими музыкальными «красками» изобразил композитор «музыку» воды? (Музыка тихая, спокойная, таинственная, волшебная, загадочная) А сейчас попробуйте, ребята, изобразить движениями под музыку таинственных обитателей волшебного озера. Учитель: Наш урок подошёл к концу, О чём же мы сегодня говорили на уроке (Мы говорили о симфонической музыке). Может ли симфоническая музыка рисовать музыкальные картины. (Да) Назовите какие произведения сегодня мы слушали? Учитель: Сегодня мы встретились с Бабой-Ягой, побывали у волшебного озера, увидели какой это многогранный образ, и как его воплотили в своем творчестве музыканты и художники. Выяснили, что симфоническая музыка может нарисовать музыкальные картины, что она обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чём нам рассказывает композитор. Сумели выразить чувства, эмоции, фантазию в жестах, мимике, музыке. И нам в этом помогла музыка. У вас на столах лежат листочки с смайликами, выберите себе нужный смайлик, как вы оцениваете свою работу на уроке. Домашнее задание: Вспомнить названия сказок, где встречается персонаж Баба Яга. Нарисовать рисунки к прослушанным музыкальным произведениям. Изобретательские задачи: Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. | Игровая песня «Баба – Яга» А. Лядов «Волшебное озеро» Раздаточный материал | Интонационно-образный анализ, выявление особенностей средств музыкальной выразительности. Работа над текстом песни, выражение своих эмоций. Исполнение ритмического рисунка на инструментах. Создание образа Бабы Яги; умение отдохнуть. Слушание муз. произведение, просмотр иллюстраций, ответы на поставленные вопросы, аргументируя своё мнение. Уч –ся вслушиваются в муз интонации и пластическими движениями рук изображают движение музыки. | Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Коммуникативные: Умение исполнять песню, ритмические рисунки с группой одноклассников. Личностное отношение при восприятии музыки. |