kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Контрасты и оттенки. Путеводитель по симфоническому оркестру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок для обучающихся 5 класса по предметам музыка и изобразительное искусство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Контрасты и оттенки. Путеводитель по симфоническому оркестру"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ДОМИНАНТА»

ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА»












Контрасты и оттенки.

Путеводитель по симфоническому оркестру


Разработка урока по музыке

для обучающихся 5 класса







Подготовила учитель высшей квалифи- кационной категории, старший учитель Лиходей Татьяна Григорьевна













Харцызск

Тема урока: Контрасты и оттенки. Путеводитель по симфоническому оркестру.

Цель: рассмотреть взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство); родство музыкальных и зрительных образов, общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизировать знания о симфоническом оркестре и группах инструментов входящих в его состав;

  • познакомить учащихся с лучшими образцами мировой музыкальной культуры;

  • усвоить определенные знания в музыке и изобразительном искусстве;

  • формировать осмысленное и эмоциональное восприятие понятия ―тембр‖, «колорит», как средства музыкальной и художественной выразительности.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

  • развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память, воображение.

  • развивать умения определять по виду и тембру звучания музыкальные инструменты симфонического оркестра; развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к различным видам искусства;

  • совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;

  • воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.

Формы работы: работа в группах, фронтально, индивидуально.

Виды деятельности: вокально-хоровая, поисковая, исследовательская, восприятие му- зыки и её интерпретация, музыкально-пластическая деятельность.

Методы обучения: метод художественного познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод межпредметных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра.

Оборудование: фортепиано, портреты композиторов, карточки с заданиями, песенники, репродукции картин, акварельные краски

Музыкальный материал: А. Ермолов песня «Мир, который нужен мне», П.И. Чайков- ский Ноябрь «На тройке» (ф-но и симфонический оркестр), М.И. Глинка «Арагонская хо- та», Б. Савельев песня «Разноцветная игра», видео-фрагменты «Демонстрация музыкальных инструментов»


Ход урока

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие

Учитель: «Прозвенел звонок, Дети: Начался урок, Учитель: Добрый день, ребята! Дети: Добрый день!»


Постановка цели и задач урока.

  1. Мотивация учебной деятельности


Ребята, перед вами конверты, в них цветные квадраты. Выберите, пожалуйста, из предложенных квадратов цвет, который подходит вашему настроению, ощущению. Каким цветом вы хотели передать привет своим друзьям. Кто выбрал – поднимает квадрат вверх.

Я тоже выберу цвет, который соответствует моему настроению, и передам вам свой привет. Посмотрите, какого цвета получилось больше всего? (Это говорит о радостном, оп- тимистичном настроении)

Сегодня наш урок хочется начать с красивой песни. Вам она знакома и вы можете принять участие в еѐ исполнении.

(на экране клип песни «Мир, который нужен мне» А. Ермолова)

https://www.youtube.com/watch?v=BH1ocw54yEI


Я рисую на окне мир, почти такой, как наш. Я рисую на окне акварели и гуашь.

Краски яркие возьму и закрашу серый цвет. Нарисую ту страну, где для слѐз причины нет,


Где улыбки каждый день, где почти всегда весна, Где у всех, у всех людей очень добрые глаза.

Кто-то ищет целый век: "Где же счастье?" - Вот оно! Здравствуй, добрый человек - посмотри в моѐ окно!


Припев: Ты посмотри: на моѐм окне Я рисую этот мир,

Где ни зла, ни горя нет.

Ты посмотри: будет этот мир, Где добро всегда царит,

Мир, который нужен мне!


Я рисую новый мир, пусть моя не сохнет кисть! Я рисую новый мир, эй, прохожий, обернись! Если что-то ты хотел в этой жизни изменить -

Нарисуй в своѐм окне мир, каким он должен быть.


И я верю, что когда каждый кисть свою возьмёт, С наших окон доброта в настоящий мир войдёт. И наступит долгий век без обид и слёз в глазах. Где ты, добрый человек? Это все в твоих руках!

Припев (2 раза)


Ребята, о чем эта песня? Выберите из неѐ главные слова.

(мир, добро, счастье, счастливый художник, счастливая страна, улыбки, добрые глаза, добрый человек, цветные краски, и т.д.)


  1. Подача нового материала

Красивые слова, очень хочется, чтобы они всегда сопровождали нашу жизнь. Но особенно мне хочется остановиться на отдельных словах из этой замечательной песни:

«Краски яркие возьму и закрашу серый цвет»


Задание 1. «Контраст в живописи»

Перед вами два варианта картины великого русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910) «Радуга» написанная в 1900—1905 годах ХХ столетия.



  • Какая из этих картин особенно привлекает ваше внимание? (цветная)

  • Почему ваши глаза выбирали именно цветную, яркую и выразительную картину?

(она из реальной цветной жизни: поле, небо, радуга, дорога, солнце, трава)

  • А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты? (с помощью цветных КРАСОК)

Картина «Радуга» считается одним из шедевров позднего периода творчества Архипа Куинджи. Перед нами картина бескрайнего поля. Трава пронзительно зеленого цвета – это недавний дождь смыл с неѐ пыль и грязь. Посреди степи лежит узкая, немного размытая после ливня дорога. Вдали над горизонтом ещѐ видны грозовые тучи и полоски дождя. Но кульминацией картины является вспыхнувшая над землей многоцветная радуга, которая купается в лучах яркого солнца.

Изогнувшись, как воздушный мост, реальная и иллюзорная одновременно, радуга создает удивительное настроение воодушевления, восторга, веры в неизменную красоту при- роды. Картина выполнена в стиле реализма с оттенками декоративности. Это выражается в чрезмерно ярких оттенках, которые в живой природе не встречаются.

  • А как получить такие яркие оттенки? (путем смешивания красок)

  • Вспомним, какие существуют три основных цвета в живописи? Выберите на столе карточки основных цветов. (поднимают карточки - красные, желтые, синие)


Задание 2. «Цветовой круг»

А теперь попробуем смешать краски. Я называю два цвета, а вы поднимаете тот цвет, карточки, который получится при их смешивании.

    • Красный и желтый (оранжевая карточка)

    • Желтый и синий (злёная карточка)

    • Синий и красный (фиолетовая карточка)

Ярким примером смешивания основных цветов в живописи служит знакомая нам семицветная радуга.


Литературная игра «Контрасты в жизни»
  • Вы заметили, что репродукции картин Куинджи контрастны между собой?

  • А что означает слово контраст? (противоположность)

  • А как мы называем противоположные слова в русском языке? (антонимы)

  • Я буду называть слово, а вы – подбираете ему противоположное, т.е. контрастное.

  • Черный… (белый)

  • День … (ночь)

  • Светлый … (темный)

  • Толстый … (тонкий)

  • Добрый … (злой)

  • Правда … (ложь)

  • Слезы … (смех)

  • Тёплый … (холодный)

  • Верх … (низ) и т.д.

Задание 3. «Контраст в музыке»

В музыке также встречаются контрастные моменты, вспомним их:

  • Мажор … (минор)

  • Бемоль … (диез)

  • Пиано … (форте)

  • Легато … (стаккато)

А сейчас вы услышите музыкальную пьесу П.И. Чайковского Ноябрь «На тройке», но в разном исполнении. Ваша задача сначала найти между ними общие черты, которые их объединяют, а затем элементы, которые их отличают друг от друга.


Звучит П.И. Чайковский Ноябрь. «На тройке» из цикла «Времена года»

(Первый фрагмент звучит в оригинале, т.е. в фортепианном исполнении, https://www.youtube.com/watch?v=jgQMaYWo8Zg

а второй фрагмент – в оркестровой интерпретации) https://www.youtube.com/watch?v=F13UIqqWohM


  • Что объединяет эти два фрагмента? (у них один композитор – П.И. Чайковский, одинаковая мелодия, темп)

- В чем отличие между музыкальными фрагментами? (их исполняли разные музыкальные инструменты, поэтому у них разный характер, ди- намика и яркость звучания)

- Почему второй фрагмент звучал ярче и выразительнее? (первый фрагмент звучал в исполнении фортепиано, а второй фрагмент исполнял оркестр)

  • О чем эта музыка? зиме, о катании на тройке лошадей)

  • Название музыкальной картины уже подсказывает нам еѐ сюжет.

- Какими красками пользуется композитор, чтобы мы услышали бег лошадей и звучанье бубенцов. (в оркестре духовые инструменты изображают бег лошадей, а бубны – перезвон бубенцов, в фортепианном варианте это сделать сложнее)

Конечно, в музыке, как и в живописи, существуют свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый тембр голоса, как и у людей.

Тембр – окраска музыкального звука. Она зависит от формы инструмента, силы звучания, акустики помещения. Тембр - важное средство музыкальной выразительности. В каждой группе инструментов присутствуют свои краски. Например: у струнно-смычковых инструментов самый высокий тембр голоса у скрипки, чуть ниже голос у альта, а у виолончели голос низкий, но мягкий и певучий. Контрабас самый большой инструмент этого семейства, поэтому и звук у него самый низкий, басистый. Такая схема присуща всем группам инструментов симфонического оркестра, т.е. от высокого тембра голоса к самому низ- кому. Именно слаженное одновременное звучание всех инструментов оркестра помогает нарисовать ярку музыкальную картину.


  1. Актуализация опорных знаний


Задание 4. Блиц-опрос «Оркестр»

Вспомним, что мы знаем об оркестре. Каждому из вас я задам один короткий вопрос, а вы дайте на него короткий ответ одним словом.


    1. Большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)

    2. Руководитель оркестра. (Дирижер)

    3. Что в руке у дирижера? (Палочка)

    4. Как называют в оркестре музыкантов? (Оркестранты)

    5. Подставка для нот. (Пюпитр)

    6. Нотная запись оркестрового произведения. (Партитура)

    7. Минимальное количество музыкантов в оркестре. (12)

    8. Оркестр, исполняющий народную музыку. (Народный)

    9. Оркестр, исполняющий скрипичную музыку. (Струнный)

    10. Оркестр из духовых и ударных инструментов. (Духовой)

    11. Оркестр из ударных инструментов. (Шумовой)

    12. Оркестр для небольших помещений. (Камерный)

    13. Оркестр, исполняющий симфоническую музыку. (Симфонический)

    14. Место для оркестра в оперном театре. (Яма)

    15. Место для оркестра, исполняющего симфонию. (Сцена)


Вы знаете, что самый большой по составу симфонический оркестр. Домашним заданием вам было просмотреть на моем сайте короткие фильмы о симфоническом оркестре, и вспомнить из каких групп инструментов он состоит. Проверим, как вы справились.


Задание 5. «Найди музыкальный инструмент»

Работать будем группами по четыре человека (1 и 2 парта, 3 и 4 парта каждого ряда) Каждая группа получит конверт с набором музыкальных инструментов и будет отбирать только определенную группу. Каждый участник группы выберет только один инструмент из этого семейства. По моей команде вы поднимите вверх свои карточки.

  • 1 группа - собирает струнно-смычковые инструменты;

  • 2 группа - собирает деревянные духовые инструменты;

  • 3 группа - собирает медные духовые инструменты;

  • 4 группа - собирает ударные инструменты.

(каждая группа называет и показывает свои инструменты)

  • в составе струнной смычковой группы - скрипка, альт, виолончель, контрабас;

  • в составе деревянных духовых - флейта, гобой, кларнет, фагот;

  • в состав медных духовых труба, туба, валторна, туба

  • в составе ударной группы – барабан, бубен, тарелки, литавра, треугольник, ксилофон, колокольчики, колокола и т.д;


  1. Физминутка

Музыкальная игра «Веселый оркестр»

- Ребята, мы немного засиделись, давайте поиграем. Представьте, что вы музыканты сим- фонического оркестра, а я - дирижер. Сейчас зазвучит знакомая танцевальная музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы жестами изображать игру на них. Если я ошибусь – подайте мне сигнал громкими хлопками.

Звучит М. Глинка. «Арагонская хота»

Учитель.

-Играем на скрипке,

-играем на рояле,

-на виолончели,

-на барабане,

-на мясорубке. (дети хлопают в ладоши)

Учитель.

  • Играем на гобое,

  • играем на тарелках,

  • на треугольниках,

  • на метле (дети хлопают в ладоши) и т.д.

  1. Углубление в тему.

Итак, мы выяснили, что симфонический оркестр, как палитра живописца имеет большое количество звуковых красок.

- А что это за краски? Чем композитор окрашивает свою музыку?

(голосами различных музыкальных инструментов)


Задание 6. «Радужные звуки»

Работаем командой. У вас на столе схема рассадки музыкантов в оркестре и в помощь таблица цветовых оттенков. Вы уже знаете, что существует 3 основных цвета – красный, си- ний, желтый, остальные - походные.


  • Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Струнные инструменты всегда ближе к слушателям. Слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Медные и ударные располагаются за предыдущими группами. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

  • Ребята, а кто в оркестре главный? (дирижер)

  • Конечно, дирижер. Он всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр и как бы говорит: "Я не откуда-то со стороны,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов". "Я буду играть на оркестре". В нашей схеме дирижер на переднем плане. К нам он повернут спиной, а к оркестрантам – лицом. Не за- будьте подобрать и для него цветовую гамму.


  • Прослушав звучание группы инструментов, вам необходимо подобрать и закрасить их в определенный цвет. Смотрим фрагменты и выполняем задание акварельными красками.

(на экране видео-фрагменты

«Демонстрация музыкальных инструментов»)


Струнно-смычковые https://www.youtube.com/watch?v=8Ox_mZUWcr4 Деревянные духовые https://www.youtube.com/watch?v=lIQPcXRJ-qM Медные духовые https://www.youtube.com/watch?v=w2Ewvq_T_ig Ударная группа https://www.youtube.com/watch?v=3UMPjj4Uz9s


(после выполнения задания работы вывешиваются на доску)


  • Ребята, а вы заметили, что ваши рисунки напоминают яркую семицветную радугу. Взаимодействие музыкального и изобразительного искусства мы увидели и на этом примере.



  1. Обобщение и систематизация изученного материала.

Подведем итог нашего урока. Продолжите мои фразы:

    • Сегодня я познакомился с понятиям ……

    • Я услышал музыку известных композиторов …..

    • Мне больше всего понравилось …..

    • На уроке я сделал открытие, что ….

  1. Оценивание учебных достижений обучающихся.


  1. Рефлексия.

В начале нашего урока вы показали свое настроение в цветных красках. Изменилось ли оно у вас? Выберите тот оттенок, который вам сейчас ближе всего.

(поднимают цветную карточку)


  1. Домашнее задание (на выбор обучающихся)

  1. Подготовить эскиз любого музыкального инструмента.

  2. Составить кроссворд с ключевым словом «Оркестр».

  3. Прослушать на моём сайте «Уроки музыки» музыкальные произведения сегодняшнего урока.


Спасибо за урок. Я предлагаю завершить нашу встречу красивой песней, которую мы разучим на следующем уроке.


«Разноцветная игра» Б. Савельева и Л. Рубальской


Я с утра гляжу в окошко, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра. Только выручить нас может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра.


Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись!


  1. Музыкальное прощание:
    • Учитель: Прозвенел звонок!

    • Учащиеся: Кончился урок!

    • Учитель: Дети, до свидания!

    • Учащиеся: До свидания!

Приложение 1







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Контрасты и оттенки. Путеводитель по симфоническому оркестру"

Автор: Лиходей Татьяна Григорьевна

Дата: 29.07.2024

Номер свидетельства: 654513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства