Цель: рассмотреть взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство); родство музыкальных и зрительных образов, общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания о симфоническом оркестре и группах инструментов входящих в его состав;
познакомить учащихся с лучшими образцами мировой музыкальной культуры;
усвоить определенные знания в музыке и изобразительном искусстве;
формировать осмысленное и эмоциональное восприятие понятия ―тембр‖, «колорит», как средства музыкальной и художественной выразительности.
Развивающие:
развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;
развивать умения определять по виду и тембру звучания музыкальные инструменты симфонического оркестра; развивать творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к различным видам искусства;
совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.
Формыработы:работа в группах, фронтально, индивидуально.
Виды деятельности:вокально-хоровая, поисковая, исследовательская, восприятие му- зыки и её интерпретация, музыкально-пластическая деятельность.
Методыобучения:метод художественного познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод межпредметных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения
Музыкальный материал: А. Ермолов песня «Мир, который нужен мне», П.И. Чайков- ский Ноябрь «На тройке» (ф-но и симфонический оркестр), М.И. Глинка «Арагонская хо- та», Б. Савельев песня «Разноцветная игра», видео-фрагменты «Демонстрация музыкальных инструментов»
Ходурока
1.Организационныймомент
Музыкальное приветствие
Учитель: «Прозвенел звонок, Дети: Начался урок, Учитель: Добрый день, ребята! Дети: Добрый день!»
Постановка цели и задач урока.
Мотивацияучебнойдеятельности
Ребята, перед вами конверты, в них цветные квадраты. Выберите, пожалуйста, из предложенных квадратов цвет, который подходит вашему настроению, ощущению. Каким цветом вы хотели передать привет своим друзьям. Кто выбрал – поднимает квадрат вверх.
Я тоже выберу цвет, который соответствует моему настроению, и передам вам свой привет. Посмотрите, какого цвета получилось больше всего? (Это говорит о радостном, оп- тимистичном настроении)
Сегодня наш урок хочется начать с красивой песни. Вам она знакома и вы можете принять участие в еѐ исполнении.
Я рисую на окне мир, почти такой, как наш. Я рисую на окне акварели и гуашь.
Краски яркие возьму и закрашу серый цвет. Нарисую ту страну, где для слѐз причины нет,
Где улыбки каждый день, где почти всегда весна, Где у всех, у всех людей очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век: "Где же счастье?" - Вот оно! Здравствуй, добрый человек - посмотри в моѐ окно!
Припев: Ты посмотри: на моѐм окне Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри: будет этот мир, Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!
Я рисую новый мир, пусть моя не сохнет кисть! Я рисую новый мир, эй, прохожий, обернись! Если что-то ты хотел в этой жизни изменить -
Нарисуй в своѐм окне мир, каким он должен быть.
И я верю, что когда каждый кисть свою возьмёт, С наших окон доброта в настоящий мир войдёт. И наступит долгий век без обид и слёз в глазах. Где ты, добрый человек? Это все в твоих руках!
Припев (2 раза)
Ребята, о чем эта песня? Выберите из неѐ главные слова.
Красивые слова, очень хочется, чтобы они всегда сопровождали нашу жизнь. Но особенно мне хочется остановиться на отдельных словах из этой замечательной песни:
«Краскияркиевозьмуизакрашусерыйцвет»
Задание1.«Контраст в живописи»
Перед вами два варианта картины великого русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910) «Радуга» написанная в 1900—1905 годах ХХ столетия.
Какая из этих картин особенно привлекает ваше внимание? (цветная)
Почему ваши глаза выбирали именно цветную, яркую и выразительную картину?
А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты? (спомощьюцветныхКРАСОК)
Картина «Радуга» считается одним из шедевров позднего периода творчества Архипа Куинджи. Перед нами картина бескрайнего поля. Трава пронзительно зеленого цвета – это недавний дождь смыл с неѐ пыль и грязь. Посреди степи лежит узкая, немного размытая после ливня дорога. Вдали над горизонтом ещѐ видны грозовые тучи и полоски дождя. Но кульминацией картины является вспыхнувшая над землей многоцветная радуга, которая купается в лучах яркого солнца.
Изогнувшись, как воздушный мост, реальная и иллюзорная одновременно, радуга создает удивительное настроение воодушевления, восторга, веры в неизменную красоту при- роды. Картина выполнена в стиле реализма с оттенками декоративности. Это выражается в чрезмерно ярких оттенках, которые в живой природе не встречаются.
А как получить такие яркие оттенки? (путемсмешиваниякрасок)
Вспомним, какие существуют три основных цвета в живописи? Выберите на столе карточки основных цветов. (поднимаюткарточки-красные,желтые, синие)
Задание2.«Цветовойкруг»
А теперь попробуем смешать краски. Я называю два цвета, а вы поднимаете тот цвет, карточки, который получится при их смешивании.
Красный и желтый (оранжеваякарточка)
Желтый и синий (злёнаякарточка)
Синий и красный (фиолетоваякарточка)
Ярким примером смешивания основных цветов в живописи служит знакомая нам семицветная радуга.
Литературнаяигра «Контрасты в жизни»
Вы заметили, что репродукции картин Куинджи контрастны между собой?
А что означает слово контраст? (противоположность)
А как мы называем противоположные слова в русском языке? (антонимы)
Я буду называть слово, а вы – подбираете ему противоположное, т.е. контрастное.
Черный… (белый)
День … (ночь)
Светлый … (темный)
Толстый … (тонкий)
Добрый … (злой)
Правда … (ложь)
Слезы … (смех)
Тёплый … (холодный)
Верх … (низ) и т.д.
Задание3.«Контраствмузыке»
В музыке также встречаются контрастные моменты, вспомним их:
Мажор … (минор)
Бемоль… (диез)
Пиано… (форте)
Легато… (стаккато)
А сейчас вы услышите музыкальную пьесу П.И. Чайковского Ноябрь «На тройке», но в разном исполнении. Ваша задача сначала найти между ними общие черты, которые их объединяют, а затем элементы, которые их отличают друг от друга.
Звучит П.И. Чайковский Ноябрь. «На тройке» из цикла «Времена года»
(Первый фрагмент звучит в оригинале, т.е. в фортепианном исполнении,https://www.youtube.com/watch?v=jgQMaYWo8Zg
а второй фрагмент – в оркестровой интерпретации)https://www.youtube.com/watch?v=F13UIqqWohM
Что объединяет эти два фрагмента? (у них один композитор –П.И.Чайковский, одинаковаямелодия, темп)
-В чем отличие между музыкальными фрагментами? (их исполнялиразные музыкальные инструменты, поэтому у них разный характер, ди-намикаи яркость звучания)
- Почему второй фрагмент звучал ярче и выразительнее? (первый фрагмент звучал висполнениифортепиано, а второйфрагментисполнял оркестр)
О чем эта музыка? (озиме,окатаниинатройкелошадей)
Название музыкальной картины уже подсказывает нам еѐ сюжет.
- Какими красками пользуется композитор, чтобы мы услышали бег лошадей и звучанье бубенцов. (в оркестре духовые инструменты изображают бег лошадей, а бубны – перезвонбубенцов, вфортепианномвариантеэтосделать сложнее)
Конечно, в музыке, как и в живописи, существуют свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый тембр голоса, как и у людей.
Тембр – окраска музыкального звука. Она зависит от формы инструмента, силы звучания, акустики помещения. Тембр - важное средство музыкальной выразительности. В каждой группе инструментов присутствуют свои краски. Например: у струнно-смычковых инструментов самый высокий тембр голоса у скрипки, чуть ниже голос у альта, а у виолончели голос низкий, но мягкий и певучий. Контрабас самый большой инструмент этого семейства, поэтому и звук у него самый низкий, басистый. Такая схема присуща всем группам инструментов симфонического оркестра, т.е. от высокого тембра голоса к самому низ- кому. Именно слаженное одновременное звучание всех инструментов оркестра помогает нарисовать ярку музыкальную картину.
Актуализацияопорныхзнаний
Задание4. Блиц-опрос «Оркестр»
Вспомним, что мы знаем об оркестре. Каждому из вас я задам один короткий вопрос, а вы дайте на него короткий ответ одним словом.
Большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)
Руководитель оркестра. (Дирижер)
Что в руке у дирижера? (Палочка)
Как называют в оркестре музыкантов? (Оркестранты)
Подставка для нот. (Пюпитр)
Нотная запись оркестрового произведения. (Партитура)
Минимальное количество музыкантов в оркестре. (12)
Место для оркестра, исполняющего симфонию. (Сцена)
Вы знаете, что самый большой по составу симфонический оркестр. Домашним заданием вам было просмотреть на моем сайте короткие фильмы о симфоническом оркестре, и вспомнить из каких групп инструментов он состоит. Проверим, как вы справились.
Задание5.«Найдимузыкальныйинструмент»
Работать будем группами по четыре человека (1 и 2 парта, 3 и 4 парта каждого ряда) Каждая группа получит конверт с набором музыкальных инструментов и будет отбирать только определенную группу. Каждый участник группы выберет только один инструмент из этого семейства. По моей команде вы поднимите вверх свои карточки.
1 группа - собирает струнно-смычковые инструменты;
2 группа - собирает деревянные духовые инструменты;
в составе ударной группы – барабан, бубен, тарелки, литавра,треугольник, ксилофон,колокольчики,колоколаи т.д;
Физминутка
Музыкальнаяигра«Веселыйоркестр»
- Ребята, мы немного засиделись, давайте поиграем. Представьте, что вы музыканты сим- фонического оркестра, а я - дирижер. Сейчас зазвучит знакомая танцевальная музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы жестами изображать игру на них. Если я ошибусь – подайте мне сигнал громкими хлопками.
Звучит М. Глинка. «Арагонская хота»
Учитель.
-Играем на скрипке,
-играем на рояле,
-на виолончели,
-на барабане,
-на мясорубке. (дети хлопают в ладоши)
Учитель.
Играем на гобое,
играем на тарелках,
на треугольниках,
на метле (дети хлопают в ладоши) и т.д.
Углублениевтему.
Итак, мы выяснили, что симфонический оркестр, как палитра живописца имеет большое количество звуковых красок.
- А что это за краски? Чем композитор окрашивает свою музыку?
(голосамиразличныхмузыкальныхинструментов)
Задание6. «Радужные звуки»
Работаем командой. У вас на столе схема рассадки музыкантов в оркестре и в помощь таблица цветовых оттенков. Вы уже знаете, что существует 3 основных цвета – красный, си- ний, желтый, остальные - походные.
Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Струнные инструменты всегда ближе к слушателям. Слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Медные и ударные располагаются за предыдущими группами. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Ребята, а кто в оркестре главный? (дирижер)
Конечно, дирижер. Он всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр и как бы говорит: "Я не откуда-то со стороны,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов". "Я буду играть на оркестре". В нашей схеме дирижер на переднем плане. К нам он повернут спиной, а к оркестрантам – лицом. Не за- будьте подобрать и для него цветовую гамму.
Прослушав звучание группы инструментов, вам необходимо подобрать и закрасить их в определенный цвет. Смотрим фрагменты и выполняем задание акварельными красками.
Ребята, а вы заметили, что ваши рисунки напоминают яркую семицветную радугу. Взаимодействие музыкального и изобразительного искусства мы увидели и на этом примере.
Обобщениеисистематизацияизученногоматериала.
Подведем итог нашего урока. Продолжите мои фразы:
Сегодня я познакомился с понятиям ……
Я услышал музыку известных композиторов …..
Мне больше всего понравилось …..
На уроке я сделал открытие, что ….
Оцениваниеучебныхдостиженийобучающихся.
Рефлексия.
В начале нашего урока вы показали свое настроение в цветных красках. Изменилось ли оно у вас? Выберите тот оттенок, который вам сейчас ближе всего.
(поднимаютцветнуюкарточку)
Домашнеезадание(навыбор обучающихся)
Подготовить эскиз любого музыкального инструмента.
Составить кроссворд с ключевым словом «Оркестр».
Прослушать на моём сайте «Уроки музыки» музыкальные произведения сегодняшнего урока.
Спасибо за урок. Я предлагаю завершить нашу встречу красивой песней, которую мы разучим на следующем уроке.
«Разноцветная игра» Б. Савельева и Л. Рубальской
Я с утра гляжу в окошко, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра. Только выручить нас может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра.
Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись!