Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 7 классе"О чём рассказывает музыкальный жанр"»
Полянская Наталья Валентиновна,
учитель музыки
первой квалификационной категории МОУ«СОШ№ 41» г. Курска
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ Раздел II. О чем рассказывает музыкальный жанр. Тема урока. Память жанра.
Цель урока;углубить представление обучающихся о существовании музыкальных жанров.
Задачи урока:
Обучающая;закрепить и углубить представление обучающихся о первичных и вторичных музыкальных жанрах.
Развивающая:развивать умение размышлять о музыке, сравнивать. Обобщать; развивать эмоциональное восприятие музыки, фантазию и вокально-хоровые навыки обучающихся.
Воспитывающая;воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к музыке, грамотное слушание и исполнение музыкального произведения.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока; Урок на основе групповой технологии
Методы: анализ, сравнение, обобщение, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, метод эмоциональной драматургии, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.
I. Организационное начало. Музыкальное приветствие. //. Мотивация, постановка цели урока. III. Повторение изученного материала
-Какую тему мы рассматривали на уроках? (Музыкальный образ). -Дайте определение музыкального образа? (Воплощенная в музыке жизнь).
Ж.Бизе Марш тореадора - воин.
Учитель. Марш несет в себе историческую память. Раньше в 18-19 веке в дворянских семьях с раннего возраста в мальчиках воспитывали дух патриотизма, воина, защитника Отечества.
Из, предложенной цепочки слов, определяющих характер, выберите те,
которые ассоциируются с музыкальным жанром марш.
-Какие слова здесь лишние и почему?
-Людям какой профессии чаще всего присущи эти качества? (офицеру,
пожарному, полицейскому и т.п.).
-Для чего нужны эти качества человеку?
(Для того, чтобы каждый человек был счастливым и на земле был мир,
любовь и счастье.)
Об этом поется в песне композитора Е.Крылатова на стихи Ю.Энтина «Ты -
Человек».
2. Вокально-хоровая работа. Е.Крылатова на стихи Ю.Энтина «Ты -
Человек» - разучивание песни.
1 .Показ песни учителем.
-Какой образ создает эта песня?
2.Анализ средств выразительности.
3.Разучивание 1 куплета по фразам.
4.Работа над ритмическим рисунком песни.
5.Пластическое интонирование. Показ движения мелодии.
6.Анализ исполнения песни, самооценка.
3.Слушание и анализ произведения. Ф.Шопен Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 №6
-Какие ассоциации возникли у вас при слушании этого произведения? -Какой характер музыки? (маршевый и танцевальный) -Какой жанр? (танец и марш - полонез)
Учитель. Полонез ассоциируется с историческими событиями. Мы можем представить торжественное шествие кавалеров и дам былых времен. Полонез - это польский танец-шествие. Полонез может звучать как самостоятельное произведение. Многие русские и зарубежные композиторы использовали в музыкальных произведениях подлинные народные жанры. П.И.Чайковский русскую народную песню «Во поле береза стояла» в 4 симфонии. М.И.
-Какие средства музыкальной выразительности помогают определить
музыкальный образ произведения? (Мелодия, ритм, темп, лад, гармония,
тембр).
-Какие типы музыкальных образов вы знаете? (Лирический, эпический,
драматический и т.п.)
Прокомментируйте кратко ответы одноклассников.
Проверка домашнего задания. Характерные особенности образов.
(Лирический, эпический, драматический образы).
Все эти образы передаются в различных музыкальных жанрах.
IV.Изучение новой темы.
Тема урока «Память жанров». Мы вспомним о ценим память жанров.
Есть такое понятие «память жанра», говорящее о том, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, который вызывает у слушателей определённые образы и представления.
- Что такое музыкальный жанр? (вид музыкального произведения). Работа с таблицей «Музыкальные жанры».
-Назовите известные вам музыкальные жанры? (Песня, марш, балет, симфония и т.п.)
Существуют первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные - это те, жанры, которые появились на нашей земле первыми. -Назовите их? (Песня, танец, марш).
Из первичных жанров, они дали рождения вторичным музыкальным жанрам. -Как вы думаете каким? (Опера, балет, симфония и т.п.). Каждый музыкальный жанр несёт в себе историческую память. 1.Слушание и анализ музыки. П.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик», Ж.Бизе Марш тореадора из оперы «Кармен». Перед слушанием класс делится на две группы. Учитель предлагает группе прослушать музыкальное произведение, не называя его авторов и название. Цель слушания: назо'вите авторов и название произведений. Определите жанр.
группа. П.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик». Жанры - марш, балет.
группа. Ж.Бизе Марш тореадора из оперы «Кармен». Жанры - марш, опера. Сравнительный анализ произведений. -Характер музыкального произведения? П.Чайковский Марш - шутливо-юмористический.