kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке 7 класс Балет "Шурале".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка татарского народа, как и любой другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития и преодолела во время него множество изменений. Татарский музыкальный фольклор чрезвычайно многообразен. Его можно условно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Песня – это зеркало души народа, в нем ярко отразилась его эмоциональная жизнь: его печали радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Татарское песенное творчество состоит из обрядовых (календарных, свадебных), исторических (баиты) и лирических песен. В народном музыкальном искусстве развивалось только сольное пение, по традиции одноголосное. Самыми распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный инструмент стран Востока).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке 7 класс Балет "Шурале".»

Конспект урока 7 класс Урок№____ Дата______

Тема – балет «Шурале»


Цель: Познакомить учащихся с музыкальным наследием татарского народа, с творчеством композитора Фарида Яруллина.

Задачи:

Развивающие: развитие кругозора учащихся, пополнение словарного запаса.

Образовательные: уметь анализировать произведение, развитие пения в унисон.

Воспитательные: воспитание культуры слушания, любви к музыке и культуре своего народа.

Ход урока

Орг. Момент.

1.Актуализация знаний

Мы продолжаем с вами знакомиться со сценическими жанрами. Какие вы знаете музыкальные жанры, которые разворачиваются именно на сцене?

Опера, балет, мюзикл.

С музыкой какой оперы знакомились на прошлых уроках? Кто автор? Какие события легли в основу сюжета оперы?

Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. События 1185 года, борьба Руси с половцами.

Сегодня мы познакомимся с татарской классической музыкой на примере сценического жанра, а какого именно, узнаем, разгадав кроссворд.

Кроссворд на доске.

2.Основной этап

Учитель: Музыка татарского народа, как и любой другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития и преодолела во время него множество изменений. Татарский музыкальный фольклор чрезвычайно многообразен. Его можно условно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Песня – это зеркало души народа, в нем ярко отразилась его эмоциональная жизнь: его печали  радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Татарское песенное творчество состоит из обрядовых (календарных, свадебных), исторических (баиты) и лирических песен. В народном музыкальном искусстве развивалось только сольное пение, по традиции одноголосное.
Самыми распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный инструмент стран Востока).
В середине прошлого столетия происходит формирование профессиональной музыки и школы композиторов. Тогда и появляются знаменитые имена, ка к С. Сайдашев, Н. Жиганов, М. Музафаров и конечно же Д. Файзи. Все они сумели создать новый музыкальный стиль, который умело и творчески сочетал народные традиции с формами и жанрами европейской профессиональной музыки. Сегодня мы познакомимся с величайшим произведением татарского композитора Фарида Яруллина балет «Шурале» по мотивам сказки Г. Тукая.

Класс делится на 3 группы. Раздаю текстовый материал. Учащиеся в течение 5-7 минут читают и пересказывают либретто балета.

Рассказ детей сопровождается просмотром видео-фрагментов из балета.

«Шурале» - сказочный балет. Он повествует о девушке-птице Сююмбике, попавшей в логово Шурале-лешего, и её спасителе - юноше Былтыре.

Какова основная тема балета?

Основная тема произведения - борьба человека с тёмными злыми силами за своё счастье и всепобеждающая сила любви. «Шурале» и по сей день - самый знаменитый и популярный танцевальный татарский спектакль. Он стал визитной карточкой казанской балетной труппы.

(просмотр видеофрагмента балет «Шурале», анализ)


3.Рефлексия

С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Кто написал сказку «Шурале»?

Кто является автором либретто балета?

Почему балет вошёл в историю балетного искусства, как произведение Л. Якобсона, а не Яруллина?

Чем отличается сюжет сказки и балета?

Что общего?


Домашнее задание: Подготовить иллюстрации к балету, презентацию, доклад.

Приложение

Шурале

Балет в трех действиях.

Автор балета - Фарид Загидуллович Яруллин,

Либретто Ахмета Файзи и Леонида Якобсона. Балетмейстер Л. Якобсон.

Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета

им. Кирова, 28 июня 1950 г.

Действующие лица:

Сюимбике - девушка-птица, Али-Батыр - охотник. Мать Батыра. Отец Батыра. Главная сваха. Главный сват. Шурале - злой леший. Огненная ведьма. Шайтан. Девушки-птицы, свахи, сваты.

Действие первое

Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них — логово Шурале, злобного владыки леса.

Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.

Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.

Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.

Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает. Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней.

Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.





Действие второе

Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но, ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.

Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.

Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.

Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.













Действие третье

Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает его. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.

В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.

Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья — единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь — пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.




















История создания балета "Шурале" восходит к 30-м годам ХХ века. В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани. Сразу же в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли студенты-композиторы, среди которых - сын народного музыканта, двадцатилетний Фарид Яруллин. Еще в Москве Яруллин вместе с молодым литератором Ахметом Файзи начал сочинять"Шурале".

Вскоре балет был включен в репертуарный план нового казанского театра, премьера была запланирована на август 1941 года. Для работы над спектаклем в Казань прислали Леонида Якобсона, назначенного постановщиком первого национального татарского балета. Взявшись за работу, хореограф перекроил то, что было придумано либреттистом.

Для Яруллина эти переделки означали новый виток работы - он должен был быстро переработать написанное и дописать немало новых фрагментов. "Сохранились рассказы, как для этого его запирали в номере главной казанской гостиницы "Совет", откуда он сбегал, спускаясь по водосточной трубе", - рассказывают в театре.

Наконец, к июню музыка балета была полностью готова, но реализации замысла помешала война. Композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года. В Казани балет был подготовлен к постановке и показан в марте 1945 года, но в другой хореографии.

Якобсон получил возможность завершить начатую работу только в 1950 году, когда "Шурале" решено было поставить в Ленинграде. Для театра имени Кирова была создана новая редакция балета - либретто окончательно переделано, а клавир заново оркестрован. Через год после ленинградской премьеры балет Якобсона получил государственную премию, через пять лет был перенесен в Большой театр.

В Ленинграде партию Сюимбике танцевали Шелест, Дудинская, Зубковская, Али-Батыра - Брегвадзе, Сергеев, Макаров, Шурале - Бельский и Гербек; позднее в Москве в нем блистали Плисецкая, Кондратьева, Васильев. В других городах и в постановке других хореографов балет ставился в 50-70-е годы более 20 раз, но в историю балета вошел, прежде всего, как произведение Якобсона.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по музыке 7 класс Балет "Шурале".

Автор: Харисова Ильзия Габдулхаковна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 274931

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства