kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Джаз - это музыка "серьезная" и "легкая""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассказывает о рождении жанра "джаз" об его истоках и дальнейшем развитии до нашего времени. Об его основоположниках в американской, русской и осетинской музыке. На уроке учащиеся учатся правильно понимать ее, слушать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Джаз - это музыка "серьезная" и "легкая""»

МКОУ ООШ с Мостиздах им Г.Г. Малиева



Конспект урока в 7 классе

по теме «Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная»».









Учитель музыки

Сабанова Людмила Владимировна











Тема четверти: «Музыка «серьезная» и «легкая»».

Тема урока: «Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная».

Художественно-педагогическая идея: Джаз из «легкой» развлекательной музыки превращается в «серьезную». Раскрыть содержание творчества Д.Гершвина.Н.Кабоева.



Оформление урока: на классной доске тема урока, портреты Д.Гершвина, Л. Армстронга, Н. Кабоева, А. Петрова.



Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохрестоматии, аудио кассета, портреты Д. Гершвина, Л. Армстронга,

Н. Кабоева, А. Петрова.

Музыкальный ряд: Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах»; «Молитва» в исполнении М. Джексон; «Блюз Западной Окраины» в исполнении Л. Армстронга; Н. Кабоев «Осетинский эскиз»; А. Петров «Я шагаю по Москве».



Задачи урока:

воспитательная: уважительное отношение к американской, русской и осетинской джазовой музыкой и ее исполнителям.

образовательная: получить первое представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития заметного явления в музыкальной культуре ХХ века – искусства джаза.

-развивающая: научить определять джаз по ритмическим особенностям.

ХОД УРОКА

Вход под «Колыбельную» Д.Гершвина.

- Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?

- Это «Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» американского композитора Джоржа Гершвина.

- В каком стиле написано это произведение?

- В стиле «джаз».

- Где и когда зародился джаз?

- ???

- Да, все понятно. Вы смогли определить стиль музыки, но вы о нем ничего не знаете, потому что мы еще не говорили о джазе на наших уроках. Сейчас я все вам расскажу.

Джаз зародился в начале ХХ века в Америке в Новом Орлеане, В основу джаза легли народные мелодии американских негров. Это духовные песни негров – спиричуэл, блюзы – печальные песни и песни труда – холлэрс.

Спиричуэл (от латинского слова «спиритус» - дух). Содержание первых спиричуэл было конечно, религиозным, но не только. Очень часто спиричуэл рассказывали о тяжелой жизни американских негров. И это были не только песни-жалобы, в них слышались и горе, и гнев, и боль, и возмущение. Это были самые настоящие народные песни, то самое бессмертное народное творчество, без которого не мыслится никакое искусство.

(Слушаем «Молитву» в исполнении М Джексон).

Другие песни американских негров назывались «холлэрс» - песни труда. Пелись они на плантациях, где негры собирали и грузили хлопок.

Ну, а лирические песни, песни о любви? Не может же быть, чтобы их не существовало в фольклоре американских негров!

Блюз – это песня о любви. Но обязательно о любви несчастной. Правда

чудесный, всегда немного грустный негритянский юмор порой пронизывают

жалобы на неверного возлюбленного или возлюбленную, покинувшую бедного певца.

В джазовом оркестре каждый музыкант – солист, и кроме того, солист -импровизатор, потому что в стиле «диксиленд» импровизация – главное.

Как же так – скажите вы. Как можно постоянно импровизировать и не сбиваться. И как вообще играют музыканты в оркестре.

Чтобы судить о достоинствах и недостатках джазовой музыки нужно знать её собственные внутренние законы. В чем же состоит главная особенность джаза? Что отличает его от иных видов музыкального искусства?

Все знают, что джаз начинается с ритма. В любой джазовой пьесе мы ощущаем внутреннюю ритмическую пульсацию, точное отбивание такта, так называемый бит. Бит создается ритм группой ансамбля, состоящей обычно из ударных инструментов, контрабас, гитары и фортепиано. Отбивание такта и есть бит. Это та основа, на которой строятся сложные ритмические узоры других инструментов. Одни акценты мелодии совпадают с ним. Другие опережают его, третьи чуть отстают. Мы воспринимаем эту игру акцентов как некое волнообразное движение или раскачивание. Такое ритмическое раскачивание называется в джазе – свинг.

Создавать хороший диксиленд свинг удается лишь тем исполнителям, у которых отлично развито чувство ритма. Понятие бита и свинга неотделимо от самого понятия джаза. Дело в том, что джазовая музыка является по преимуществу исполнительским искусством. Вся, так называемая, серьезная музыка создается композитором. Когда произведение создано, наступает время исполнителя, который превращает значки нотной

записи в звучащую музыку. Музыканты должны как можно выразительнее прочитать его. Здесь также как в театре: артист может менять как угодно интонацию и тембр голоса, но авторский текст пьесы при этом остается строго неизменным.

В джазе положение иное. Композитор может дать исполнителям эскиз будущей пьесы, а иногда только схему, небольшую музыкальную фразу. Каждый участник ансамбля начинает развивать, украшать, видоизменять мелодию и ритм в этой фразе, импровизировать новые варианты, изобретать новые оттенки звучания. Тут уже все зависит от фантазии, таланта, ритмического мастерства самих исполнителей. Вы можете спросить: « Как это при совместной игре нескольких импровизантов умудряются не только не мешать друг другу, но даже вместе создавать единое музыкальное произведение?»

Традиционный джаз называется диксиленд джаз. Труба, кларнет и тромбон служат в традиционном джазе ведущими голосами. У каждого из них есть своя особая роль. Труба играет звонко и мужественно. Кларнет – нежно, иногда печально. Тромбон звучит насмешливо и язвительно, иногда он звучит как разъяренный тигр.

Импровизация по разному проявляется в различных стилях джаза. Свинг – возник в 30-х годах. Исполнители импровизируют уже на основе специально джазовой оркестровке.

Джазовая оркестровка – это записанный на ноты план исполнения, где каждому инструменту отведено определенное место. Такие оркестровки создаются для ансамблей насчитывающих до 15-20 исполнителей. Такие ансамбли называют большими оркестрами – биг бендами. Они состоят из 3-х групп духовых инструментов: труб, тромбонов, саксофонов и ритм группы. Разновидности джаза: диксиленд, свинг, рег-тайм, блюз, боп, бибоп, ритм-и-блюз.

Одним из знаменитейших музыкантов джазистов был Луи Армстронг. Он пел и великолепно играл на трубе. Замечательный поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение :



Труба Армстронга



Великий Сачмо был в поту.

Летела со лба Ниагара,

но, взвитая в высоту,

рычала труба,

налегала.

Он миру трубил,

как любил.

Украден у мира могилой,

Еще до рожденья он был

украден

у Африки милой.

И скрытою местью раба

за цепи невольничьи предков

всех в рабство,

как малолетков,

захватывала труба.

Он скорбно белками мерцал,

глобально трубя и горланя,-

детдомовский бывший пацан

из города Нью-Орлеана.

Великий Сачмо был в поту,

и ноздри дымились,

как жерла,

и зубы сверкали во рту.

как тридцать два белых прожектора.

и бал так естественен пот,

как будто бы вылез прекрасный,

могущественный бегемот,

пыхтя,

из реки африканской.

Записки топча каблуком

и ливень с лица вытирая,

бросал он платок за платком

в раскрытое чрево рояля.

И вновь к микрофону он шел,

эстраду внимая до хруста,

и каждый платок был тяжел,

как тяжкое знамя искусства.

искусство весьма далеко

от дамы по имени Поза,

и сели ему не легко,

оно не стесняется пота.

Искусство –

не шарм трепача,

а, полный движений нелегких,

трагический труд трубача,

где музыка – с клочьями легких.

Искусство пускают в размен,

но, пусть не по главной задаче,

поэт

и великий джазмен,

как братья,

равны по отдаче.

Сачмо,

попадешь ли ты в рай?

Навряд ли,

но если удастся,

тряхни стариной

и сыграй,

встряхни

ангелков государство.

И чтоб не журились в аду,

чтоб грешников смерть подбодрила,

отдайте Армстронгу

трубу

архангела Гавриила!

Слушаем «Блюз Западной окраины» в его исполнении.

- Как называется тема четверти?

- Музыка «серьезная» и музыка «легкая».

- К какой музыке вы бы отнесли джаз?

Одни говорят к «серьезной», другие к «легкой».

- Правы и те, кто говорит к «легкой», и те, кто говорит к «серьезной». Первые джазовые группы исполняли свою музыку на прогулочных пароходах, которые плавали по Миссисипи и развлекали публику. Но затем джаз стал постепенно завоевывать концертные залы и из небольших групп превратился в большие джазовые оркестры ( биг-бенды).

Джорж Гершвин создал новый стиль джаза – симфоджаз. Сейчас вы услышите его «Рапсодию в блюзовых тонах».

(Слушание).

- «Рапсодия» относится к «легкой», развлекательной музыке?

- Нет. Она относится к «серьезной» музыке по содержанию и к «легкой» по восприятию.

- Джаз очень быстро распространился не только в Америке, но и в Европе, и в России. У нас в стране было и есть много джазовых оркестров: Цфасмана, Утесова, Лудстрема, «Ленинградский диксиленд» и т.д.

Одним из ярких представителей джазовой музыки у нас в республики стал композитор Николай Кабоев. Сейчас вы услышите «Осетинский эскиз» в исполнении Государственного эстрадного оркестра РСО – Алания им. Кима Суанова под управлением автора Николая Кабоева.

(Слушание).

- Вам понравилась музыка Н. Кабоева?

- Конечно, да!

- Какая она?

- Она «легкая» и по содержанию и по восприятию.

- Скажите, какую вы знаете песню, которая, по вашему мнению, была бы похожа на джаз, из тех, что мы пели, например, в первой четверти, хотя, мы тогда о джазе ничего не говорили?

- «Я шагаю по Москве» А. Петрова.

- Я знаю, что она вам очень нравится, так давайте ее сейчас и споем.

(Исполнение песни под фонограмму).

- Каких исполнителей джазовой музыке на нашей эстраде вы знаете?

- Лариса Долина, Ирина Отиева, Игорь Бутман (саксафонист).

- Но об этом на следующем уроке. А домашним задание будут сообщения и доклады о джазе, джазовых исполнителях, которые вы сделаете к следующему уроку.



Итог урока:

-И так, джаз умело сочетает в себе понятия и «легкой» и «серьезной» музыки. Назовите произведения джазовой музыки, которые вы прослушали и исполнили сегодня на уроке, относящиеся к «серьезной» музыке?

- «Молитва»; «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина.

-А, относящиеся, к «легкой» музыке?

- «Блюз Западной окраины» в исполнении Луи Армстронга, «Осетинский эскиз» Николая Кабоева, «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова.

- Хочу привести обзорное высказывание известного музыковеда Арнольда Наумовича Сохора: «Серьезная музыка и легкая – это соединенные между собою множеством каналов два протока одной могучей реки. Беря начало от чистых источников народного творчества, она несет живительную влагу людским душам. И мы пьем и из этого, и из другого протока, потому что только оба они вместе могут утолить нашу жажду прекрасного, дать высокое удовлетворение нашему уму, сердцу и чувству красоты».

Оценка учащихся.

Выход под музыку Н. Кабоева «Осетинский эскиз».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Джаз - это музыка "серьезная" и "легкая""

Автор: Сабанова Людмила Владимировна

Дата: 29.06.2016

Номер свидетельства: 336587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства