kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…(Гимн – один из жанров в музыке и литературе)

Цель:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием жанра «гимн»;
  • развивающая: развитие творческих способностей, восприятия интонационной основы гимна;
  • воспитательная:  воспитание уважения к истории искусства, чувства патриотизма и гражданственности

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный (история  и музыка)

Музыкальный материал:

  • Григорианский хорал
  • «Боже, царя храни»
  • Интернационал
  • Гимн «Союз нерушимый»
  • «Патриотическая песня»
  • Гимн «Россия- священная наша держава

Оборудование урока (ТСО, наглядность):

  • магнитофон;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…"»

Тема урока: Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…(Гимн – один из жанров в музыке и литературе)

Цель:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием жанра «гимн»;

  • развивающая: развитие творческих способностей, восприятия интонационной основы гимна;

  • воспитательная: воспитание уважения к истории искусства, чувства патриотизма и гражданственности

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный (история и музыка)

Музыкальный материал:

  • Григорианский хорал

  • «Боже, царя храни»

  • Интернационал

  • Гимн «Союз нерушимый»

  • «Патриотическая песня»

  • Гимн «Россия- священная наша держава

Оборудование урока (ТСО, наглядность):

  • магнитофон;

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • презентация

План классной доски (размещение демонстрационного материала):

Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…

Мелод Гомер

Пеаны Роман Сладкопевец

Дифирамбы Иоанн Дамаскин

Кифара В.А.Жуковский А.Ф.Львов

Григорианский хорал С.В.Михалков А.В.Александров

Кант М.И.глинка

А.А.Радченко

В.Р.Худолей



Содержание урока

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Орг. момент –

2 мин.


Повторение пройденного материала



Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»



На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующую силу. Что же такое преобразующая сила музыки. В чем она заключается?





Правильно, влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом ее преобразующая сила.

Мы с вами продолжаем изучать тему нашего раздела «Преобразующая сила музыки»

«Здравствуйте, учитель!»





Музыка способна воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью. Может возбуждать в человеке смелость, воспитывать благородство, доброту, гуманность, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять или ослаблять его силу воли.




Попевка.



Диалог


Введение в тему урока




4мин





Знакомство с новым материалом











































Прослушивание григорианского хорала).

Диск №41 - 1

Звучит 1.16








Микро – итог


































Прослушивание канта . Диск №3 – 1

Звучит 2.16















Гимн «Боже, царя храни»





Прослушивание «Интернационала»

1 мин















Прослушивание гимна «Союз нерушимый»

1 мин.














Звучит гимн «Россия – священная наша держава»










Прослушивание гимна ХМАО – Югры.

(слайд №1) Сегодня проведем урок - путешествие, название которого звучит так: “Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…”, где мы с вами познакомимся с одним из жанров в музыке – гимном, проследим историю возникновения этого жанра, начиная с древних времен и заканчивая XXI веком. Познакомимся с поэтами, создавшими произведения в этом жанре, с мелодами, которые сочиняли гимны, и композиторами. Выявим преобразующую силу гимна.


Знакомо ли вам, ребята, слово – гимн?

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “гимн”? (Ответы учащихся, сопровождаются показом слайдов №2,3,4,5)

У Вас прекрасные ассоциации. А что же означает слово гимн? Об этом нам расскажет __________________

(Слайд № 6. Словарная статья)











Давайте с вами совершим путешествие в глубокую древность. История возникновения гимнов уходит корнями именно туда, в античные государства. (Слайд № 7. Зарисовка античного государства).
























Давайте прослушаем фрагмент хорала.

Что можно сказать о музыкальном языке хорала?



Говоря о религиозных гимнах, нельзя не сказать о знаменитом лирическом поэте и мелоде – Романе Сладкопевце. (Слайд № 16. Имя). Он создал около тысячи гимнов. Его произведения написаны ярким образным языком; размером, характерным для народной поэзии.

Также Иоанн Дамаскин – высокоталантливый, вдохновенный поэт и певец - мелод подытожил и обобщил практику гимнотворчества, которое было проникнуто глубокой человечностью. (Слайд № 17. Имя)

В Египте и Древней Греции, Византии кому слагали гимны ? Какое из определений подходит к этим странам


Совершив путешествие по древним цивилизациям Европы, давайте отправимся в Россию, чтобы узнать судьбу гимна в нашей стране. (Слайд 18. Русь.).







.




И уже в эпоху Реформации (когда, общественное движение в Западной Европе приняло форму выступлений против католической церкви) возникли новые формы гимнов, не связанных с церковными обрядами, а сопровождающие, например, выходы государей, предшествующие началу сражения.

Еще вначале урока вы узнали, что гимн – это хвалебная песнь. Что является самым главным для человека, что необходимо восхвалять, воспевать?

Совершенно верно. И поэтому мы с вами познакомимся с историей гимна государства Российского.

Давайте послушаем фрагмент одного из кантов














Прослушаем фрагмент с этого гимна.

После революционных событий в России 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и гимн “Боже, Царя храни!”. Первым Государственным гимном Советского государства стал “Интернационал”. (Слайд №22).

(Прослушивание ).

Что является отличительной чертой в характере этого гимна?


“Интернационал” был гимном России, вернее Советского Союза до 1944 года.

В 1942 г. глава нашей страны И. В. Сталин предложил создать новый гимн, который бы содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских полчищ, звал бы к новым подвигам и свершениям.

В ночь на 1 января 1944 г. по Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР “Союз нерушимый” Около 40 композиторов и 50 поэтов предлагали свои варианты гимнов. Но предпочтение было отдано тексту поэта С. В. Михалкова (Слайд №23 Михалков) и музыке композитора А. В. Александрова. Итак, прослушаем фрагмент этого гимна (Слайд №24).

(Слушание гимна).

Почему мы можем назвать это произведение гимном?

Но что же было дальше.












Давайте споем один куплет нашего гимна.

Как звучит музыка?



Каждая страна, каждое государство, край, город, район имеют свой гимн, свою песнь. В нашем Ханты – Мансийском округе тоже есть свой гимн.

(слайд № 25)

Автором слов и музыки является А.А.Радченко, обработка и инструментовка В.Р.Худолея. Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24 ноября 2004 г.

Давайте прослушаем этот гимн.

(Слушание гимна)

Что воспевает наш гимн?


Музыка как звучит












Да



Парад, поднимающийся флаг, спортсмены на пьедестале, великое государство - Москва



Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то узнаем, что в переводе с греческого (hymnos – гимн) означает:

1.Хвалебная песнь, обращенная чаще всего к божеству, а также к царю, герою и т. п.

2.Песнопение на библейский текст в христианском богослужении.

3.Стихотворение светской тематики, представляющее собой восхваление кого-либо или чего-либо, серьезное или шутливое.

4.Песня торжественного характера, служащая музыкальным символом государства…






В Египте слагали гимны своим божествам:

(Слайд № 8. Египет)

Богу Ра (солнце) (Слайд №9.Изображение бога Ра)

Богу Хонсу (луна)(Слайд №10. Изображение бога Хонсу)

Богу Тоту (луна) (Слайд №11. Изображение бога Тоту)

Они исполнялись как молитвенные песнопения.

В Древней Греции гимны стали известны уже как поэтические и музыкальные произведения. Даже существовала так называемая гимническая поэзия.

Самым известным поэтом стал Гомер. (Слайд №12. Изображение Гомера)

В Греции гимны посвящались богам Аполлону - назывались они пеаны и Дионису – назывались дифирамбами. Все гимны распевались под аккомпанемент кифары ( слайды 13.14,15)


Не только греки и египтяне славили в гимнах свои идеалы, но и в Византии, с появлением христианства, гимн занял должное место и получил дальнейшее развитие как жанр.

В католическом богослужении гимном стал называться Григорианский хорал. Происходит восхваление небесных сил.


Интонации не сложные, не скачкообразные, мелодия напевная, плавная, торжественная.












(хвалебные песни божествам)




Древние славяне были язычниками и поклонялись природе - солнцу, ветру, лесам, полям, Матери-земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо было умилостивлять, чтобы они не мешали человеку в труде.

В гимнах славяне-язычники прославляли таких богов, как: Ярило (бог солнца), Перуна (бог грозы и дождя), Рода (бог неба и земли). (Слайд №19. Языческие идолы).


В 988г. Русь приняла христианство. И в русском православном богослужении гимны поются на библейские поэтические тексты, предназначенные для определенных моментов службы ( Слайд 20, богослужение)









Родину, родную землю, людей, живущих на этой земле.


Как вы уже знаете, еще в Древней Руси торжественные церемонии проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра Первого зазвучали торжественные канты. В торжественных случаях исполнялся и церковный гимн: “ Тебя, Бога, хвалим”. Он пелся при коронации русских государей и в дни именин членов Императорской семьи.

При Петре I появился первый неофициальный гимн России: “ Преображенский марш” - символ армии.


Но первым официальным гимном России стал гимн “Боже, Царя храни!” Второе название гимна – “Молитва русских”.

В связи с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I в 1815 г. В. А. Жуковский написал стихотворение, первая строка которого начиналась словами: “Боже, Царя храни!”.

(Слайд № 21. Жуковский).

Музыку сочинил русский композитор, скрипач и дирижер А.Ф.Львов.

Вскоре последовал приказ: На парадах, смотрах, разводах и прочих случаях играть вновь созданную музыку.







Решительность, призывность
















Яркий, волевой склад мелодии, мужественный маршевый характер.


После распада Советского Союза в 1991г. в качестве Государственного гимна России была утверждена «Патриотическая песня» М.И.Глинки, написанная в 1834г. Поскольку подобрать слова к этому музыкальному произведению оказалось затруднительным, накануне Нового года в 2000 г. в качестве государственного гимна была утверждена музыка А.В. Александрова (с изменениями) с обновленным текстом С.В.Михалкова “Россия – священная наша держава”. Этот гимн является государственным символом России и по сегодняшнее время.


музыка звучит величественно, гордо, торжественно, призывно










Красоту и ширь нашего края, характер человека, живущего здесь.


Мощно, гордо.









диалог














































Метод наглядно – слухового показа.






























Диалог.










Музыкально-теоретическая деятельность.

















Итог










Домашнее задание



Рефлексия

Наше путешествие закончилось. Давайте подведем итог.

Что такое гимн?

Историю создания гимна каких государств мы рассмотрели?

Кто помним кому слагался гимн в Древней Греции и как назывался? В Византии? Что можете сказать о России.

Какой характер музыки гимна?

В чем преобразующая его сила?

Таким образом, мы еще раз убеждаемся, преобразующая сила музыки очень велика.


Домашнее задание выучить слова гимна ХМАО. После урока я раздам вам эти слова.


Ребята, оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценки. Кто поставил «5»… Почему?


У нас на доске солнышко. Изобразите условно ваше настроение от урока.

Урок окончен


Ответы детей































Дорисуйте очертания рта:

радость  

грусть  

безразличие






































Мелод



Пеаны



Дифирамбы

Кифара


Григорианский

хорал


Кант

Гомер





Роман

Сладкопевец






Иоанн Дамаскин

В. А. Жуковский А.Ф.Львов




С. В. Михалков

А. В. Александров



М.И.Глинка

А.А.Радченко В.Р.Худолей




Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…








Наш округ - седой богатырь

Свой дух возродил величаво,

Опора России - Урал и Сибирь!

Гордимся Югрою по праву!

 

Югра многоликая,

Делами великая

Идет вдохновенно вперед!

Мы пишем историю

Любимой Югории

И славим Югорский народ!

 

Под небом сибирской земли

Богатства от края до края,

И крылья надежды мы здесь обрели,

Югру на века прославляя!

 

Югра многоликая,

Делами великая

Идет вдохновенно вперед!

Мы пишем историю

Любимой Югории

И славим Югорский народ!

 

Югра - ты прекрасный наш дом,

Здесь ценят всегда человека,

И нашим упорством, и нашим трудом

Тебе процветать век от века!

 

Югра многоликая,

Делами великая

Идет вдохновенно вперед!

Мы пишем историю

Любимой Югории

И славим Югорский народ!

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…"

Автор: Бас Оксана Даниловна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280708


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства