Дети входят в зал под музыку, свободно занимают места на стульчиках.
«Зима» (Детский альбом) Вивальди
Музыкальный руководитель: Сәлеметсіздере балалар!
Дети отвечают песней: «Сәлеметсіз бе мұғалем!»
Музыкальный руководитель (М. Р.): Я сегодня хочу пригласить вас на экскурсию в необычный магазин – это магазин музыкальных инструментов.
Звучит музыка дети отправляются в магазин.
М. Р. подводит детей к столам, имитирующие прилавки магазина.
М. Р. Чтобы нам было интересно, я выступлю в роли продавца.
М.Р. накидывает шарф (с нотками) занимает место за прилавком.
М. Р. Ребята, но магазин волшебный и все инструменты скрыты, чтобы узнать какие инструменты располагаются в этом отделе, я предлагаю вам выполнить различные задания, первое-отгадать загадки про музыкальные инструменты. Готовы?
Презентация.В ходе рассматривания инструментов в музыкальном магазине, меняются слайды на презентации.
(1 прилавок-домбра, гитара.)
1.Она помогала людям в беде,
Она музыканту была дорога.
В звуках ее очень много добра,
Зовется она очень просто
Дети: Домбра.
2. Она у папы шестиструнная,
Ее настройка – дело трудное.
И, чтобы папу не расстраивать,
Ее нам лучше не расстраивать.
Дети: Гитара.
М. Р. Молодцы! К какой группе можно отнести эти инструменты?
Дети: Струнные музыкальные инструменты.
М. Р. Правильно. А почему именно так?
Дети: У всех этих инструментов звук извлекается с помощью струны.
(2 прилавок-пианино, гармонь.)
М. Р. Совершенно верно. Я приглашаю вас обратить внимание на следующие инструменты расположенные на прилавке. Чтобы узнать какие инструменты продаются в этом отделе, я прилагаю вам послушать звуки этих инструментов.
Игра на развитие тембрового слуха: «Определи по слуху»
М. Р. включает запись звучания фортепиано.
Дети: Это звучит фортепиано.
М. Р. показывает фортепиано.
М. Р. включает запись звука гармошки.
Дети: Это звучит аккордеон.
М. Р. Все правильно. К какой группе можно отнести эти инструменты?
Дети: К клавишным инструментам.
М. Р. А как извлекается звук у клавишных инструментов.
Дети: С помощью клавиш.
(3 прилавок-металлофон, ксилофон, барабан)
М. Р. Молодцы. Предлагаю обратитьвнимание на следующий отдел музыкальных инструментов. В этом отделе много инструментов, а я хочу попросить вас показать мне определенный.
1. Пластинки выстроились в ряд,
Как колокольчики звенят.
В металлофон играли,
Молоточком ударяли.
Дети показывают металлофон.
2. «Цок-цок-цок», раздался стук
Что за странный слышен звук?
Может лошадь пробежала?
Но на сцене места мало.
Мама тихо говорит:
«Это ксилофон звучит».
М. Р. Покажите, пожалуйста, какой из этих инструментов ксилофон.
Дети показывают. М. Р. просит ребенка поиграть на ксилофоне.
Игра на развитие ритмических способностей: «Повтори ритм»
М. Р. К какой группе музыкальных инструментов мы отнесем металлофон и ксиллофон и все выше перечисленные инструменты лежащие на этом прилавке?
Дети: К ударным инструментам.
(4 прилавок-погремушки, маракасы, колокольчики.)
М. Р. Ребята переходим к рассматриванию инструментов следующего отдела. В этом отделе много инструментов, предлагаю вам определить на слух, какой музыкальный инструмент звучит?
Игра: «Угадай на чем играю?» (погремушки, маракасы, колокольчики)
М. Р. К какой группе можно отнести эти инструменты?
Дети: Шумовые инструменты.
М. Р. Правильно. А почему именно так?
Дети: У всех этих инструментов звук извлекается потряхиванием, и возникает звук-это шум материала, которым наполнены инструменты.
(5 прилавок- губная гармонь, дудка, флейта.)
М.Р.: Предлагаю посетить следующий отдел. В нем инструменты, то же накрыты тканью, да еще и заснежены, и для того, чтобы узнать какие инструменты скрыты под ней, предлагаю подуть на прилавок и освободить инструменты от снега.
Дыхательная гимнастика: «Дует ветерок»
М.Р.: Ребята мы освободили от снега инструменты. Давайте перечислим их.
Дети: Губная гармонь, дудка, флейта.
М. Р. К какой группе можно отнести эти инструменты?
Дети: Духовые инструменты.
М. Р. Правильно. А почему именно так?
Дети: Звук извлекается при помощи воздуха.
М.Р.: Ребята вам понравилась экскурсия по музыкальному магазину? А вы хотите поиграть на инструментах? Их нужно купить, споем песенку и мы сможем воспользоваться инструментами. Сначала распоемся, затем будем петь.
М. Р. Спасибо ребята, хорошо спели, сейчас я предлагаю приступить к подбору ритмического аккомпанимента, но прежде чем мы с вами начнем играть на инструментах я предлагаю размять наши руки.Приготовили ладошки. Прохлопаем ритм видео-партитуры «Оркестрик».
Видео-музыкально-ритмическая игра: «Оркестрик»
М.р.: Хорошо ребята, руки размяли, а сейчас мы вспомним аккомпанемент к раннее разученому нами произведению, которое называется-«Игра с бубнами»,выбираем инструмент и занимаем свое место в оркестре.
Дети присаживаются, делятся по группам инструментов.
Дети (хором):Мы для вас сыграем дружно, вам лишь только хлопать нужно!
Под фонограмму дети играют в оркестре выученную заранее пьесу.
Подбор ритмического аккомпанимента на мелодию-«Игра с бубнами» Д.Львов-Компанеец
Педагог благодарит детей за выступление.
М.Р.: А на прощанье мы сделаем в магазин на пустое место прилавка, инструменты своими руками.
Звучит музыка «Ата толғау» Н.Тлендиев
Дети под музыку делают погремушки, насыпают в них крупу по собственному желанию, оформляют на свое усмотрение (наклеивают наклейки, раскрашивают фломастерами). Затем рассказывают какая сила звука у погремушки.
М.Р.: У продавца сегодня выходной, но в знак благодарности за ваш труд передает вам сладкий сюрприз.
Педагог достает из под прилавка корзину с конфетами.
Педагог подводит итог занятию. Дети под «волшебную» музыку покидают зал.