Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, фортепиано (синтезатор).
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения: беседа, рассказ, практический метод, рефлексия
Основные понятия: вокал, вокальная техника, распевание, артикуляционная гимнастика, актерское мастерство.
Ход занятия
1.Организационная часть.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Флюза Назировна! Я очень рада видеть вас на своем занятии! Успех любого дела зависит от хорошего настроения. Согласны? Тогда , подарим друг другу свои улыбки и поприветствуем аплодисментами!
(звучат аплодисменты)
(читает стихи на фоне музыки)
Введу я вас в свой мир
Волшебный и прекрасный,
Где вы услышите сейчас
Моих мелодий звук прекрасный.
В них радость, счастье, смех,
Звучат они кругом для всех.
Большой мир музыки богат .
В него проникнуть каждый рад.
Как вы уже догадались, ребята, речь сегодня пойдет о музыке. Я расскажу вам об удивительном мире музыкального творчества, коснусь навыков вокального искусства, условий его развития, а также познакомлю с творческой деятельностью объединения «Вокал», руководителем которого являюсь.
Сейчас предлагаю познакомиться поближе . На этих звездочках напишите свое имя и закрепите на одежде.
Скажите, ребята , Любите ли вы музыку?
-Кто учится играть на музыкальных инструментах?
-Кто из вас уже занимается вокалом?
-кто хоть раз в жизни мечтал стать певцом?
Спасибо, мне приятно видеть, что вы проявляете интерес к музыке .
2.Основная часть
Как вы думаете , легко ли быть певцом? Что должен знать и уметь певец?
(ответы детей)
Для того, чтобы правильно и красиво петь, надо владеть голосом , то есть искусством вокала. Понятие «Вокал» переводится с греческого как « голос».Это
удивительный музыкальный инструмент. Каждый из нас наделен им. Научиться владеть своим голосом, радовать окружающих пением - великий труд.
Слайды видео объединения
В моем объединении я обучаю детей вокальному искусству в течение трех лет.
Ребята проходят не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, музыкальной грамотой , приобретают навыки выступления перед зрителями , отрабатывают технику исполнения песен. Самые талантливые и трудолюбивые успешно выступают в конкурсах и фестивалях.
Многие из них сегодня продолжают обучаться в училищах и институтах искусств, где осваивают профессию певца.
( слайды и фото ребят объединения).
Например, Камалтдинов Ильгиз, выпускник объединения, в настоящее время учится в академии искусств. Недавно он вернулся из Франции ,где проходили дни башкирской культуры.
Ребята, какие телевизионные музыкальные проекты вы знаете? («Голос» ,«Битва хоров», «Хочу к Меладзе», «Точь - в точь). «Голос дети» «Фабрика звезд») .
А знаете, что первым в эфир вышел вокальный проект «Фабрика звезд» благодоря которому, многие талантливые ребята обрели известность , стали профессиональны ми певцами. Давайте их вспомним .(фото викторина) .
Ребята , я предлагаю вам попробовать себя в роли участников данного проекта .Надеюсь это вам будет интересно. Согласны?
Тогда, добро пожаловать на «Фабрику звезд»
Звучит музыка из фабрики звезд.
А сейчас всех участников нашей «Фабрики звёзд» приветствует Полина Гагарина, выпускница «Фабрики». Полина готовится на конкурс «Евровидение», однако нашла несколько минут и для вас. Внимание на экран. (видео пожелание участникам от Полины.)Спасибо Полине за пожелания!
(музыкальная заставка «Фабрика звёзд»)
Наш проект включает несколько этапов работы над песней. И пройдут они как мини мастер-классы.
(музыкальная заставка «Фабрика звёзд», название мастер-класса)
1.Мастер-класс «Хорошее настроение».
Любой проект начинается с хорошего настроения. И создадим его мы сами с помощью интересного упражнения. (игра энергетический шар)
Потрите свои ладони. Чувствуете, как им стало тепло? А теперь представьте, что у вас в ладонях шарик, формируем его. Почувствуйте, какой он яркий, теплый, искрящийся, цветной – это шарик вашего настроения.
А теперь, по моей команде, подбросьте его вверх 1,2,3…. Посмотрите, наши шарики взлетели и рассыпались на блестящие маленькие искорки. Они опускаются на нас с вами и дарят каждому капельку хорошего настроения. Вот с таким замечательным настроем мы с вами продолжим занятие.
(музыкальная заставка «Фабрика звёзд», название мастер-класса)
2. Следующий Мастер- класс «Вокал»
Ребята внимание на экран. Предлагаю вам послушать песню в исполнении моей воспитанницы Эльвиры Ракиповой , которая первые вокальные навыки получила в объединении «Вокал». Прошу обратить внимание на четкость речи . артистизм , эмоциональность при исполнении песни.( показ видеофрагмента).Ребята , чтобы так эмоционально и выразительно петь , необходимо усвоить певческие навыки ..Поэтому сейчас мы с вами выполним некоторые упражнения ,для развития голоса.
Но, прежде рассмотрим правила бережного отношения к голосу - главному инструменту певца, который он должен беречь , заботиться о нем развивать.
Вот некоторые из них:
-Нельзя кричать, напрягать голосовые связки.
-Запрещается выступать на открытом воздухе при температуре минус 15 градусов.
- употреблять холодные напитки при перегревании.
А сейчас, приступаем к усвоению несложных упражнений для подготовки голоса к пению.
1-я певческая установка –устойчивое положение ног, упражнение “Пружинки”: По моей команде “вверх” - поднимаемся на носочки, “вниз” – опускаемся.
Итак, выполняем упражнения 3 раза.
Благодаря этому упражнению, ребята, отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги.
Следующее упражнение для снятия напряжения. «Круговое движение плечами поочередное и одновременное.
Самое главное для вокалиста научиться правильно дышать.
2.Следующее упражнение для развития дыхания.
а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладони разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладони соединяем; б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание; (Ребята выполняют упражнения вместе с педагогом)
.Каждый певец должен четко уметь произносить слова , чтобы текст песни был понятен слушателю, в этом нам помогут скороговорки.
Три сороки тараторки , тараторили на горке.
У вас замечательно все получилось, молодцы!
Педагог:
- А теперь мы переходим к пению упражнений. Этот очень важный этап работы певца и называется –Распевание. Это разогревающая и настраивающая голосовые связки к пению различные вокальные упражнения. Возможно некоторые упражнения вам покажутся забавными , знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса .
Первое упражнение «Рычание». Поем звук «р-р-р» от нижних нот к верхним, как будто поднимаемся по ступенькам и в обратном порядке.
Упр.№2 поем звуки «Ми –МЭ –МА-МО –МУ на одной ноте , по полутонам, стараемся широко открывать рот при извлечении звука.
Упр.№3 на развитие дыхания . На звук "ЗА" поем до тех пор, пока хватит дыхание. Вы замечательно справились с упражнениями, подготовили дыхание и голос к следующему этапу работы.
Занятие вокалом - это творческий увлекательный вид деятельности ,
требующий максимального раскрытия не только вокальных навыков , но и актерского мастерства и сценической культуры.
Поэтому следующий мастер-класс (заставка )
«Актерское мастерство».
Любой музыкант, актер, или певец дарит зрителям не только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции? Обратите внимание на экран. Давайте перечислим: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы можем передать эти эмоции? Интонацией голоса, жестами, мимикой (выражением лица)
Когда певец выступает на сцене, он не только должен хорошо петь, но и красиво двигаться. Следующее упражнение называется «Огонь и лед». Стоя , по моей команде «Огонь» все интенсивно двигагаете телом, по команде «Лед» застываете в позе, напрягая все тело. Упражнение выполняем 2 раза.
2. Следующее качество актера – сценическая речь.
Работа с цифровыми стихами.
Сейчас мы будем читать стихи, не простые, а цифровые! Вы удивлены? Да-да, есть такие необычные стихи. Читать их нужно нараспев. Внимание на экран, сейчас я прочитаю это стихотворение с интонацией человека, которому весело.
(педагог читает стихотворение)
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
Задание 1
Прочитать стихотворение с интонацией грусти.
Задание 2
Прочитать стихотворение с интонацией маленького ребенка.
Вы так уверенно и легко справились с заданием. Я очень рада. Спасибо, ребята
Вывод: Действительно, эти упражнения необходимы певцу, чтобы более ярко и выразительно исполнить песню и донести до зрителя его характер.
Вот и подошли мы с вами к серьезной творческой работе.
Следующий мастер-класс называется «Большая сцена»
Ребята, через несколько дней наша страна отметит 70-летие великой Победы. Это великий праздник для нашего народа.
Песня, которую сейчас мы разучим, посвящается тем, кто приблизил эту великую Победу ценой своей жизни. Я предлагаю послушать песню « Мой дед уходил на войну» в исполнении группы «Волшебники двора».
1.Прослушивание песни.
2. Определение характера песни.(Какой характер ?бодрый ,позитивный , поется о том, как наши деды ценой своей жизни отвоевали нам победу.
3.Теперь разучим мелодию песни по фразам и попробуем соединить. Разучивание текста и мелодии по музыкальным фразам. 4. Соединение музыкальных фраз в куплет и припев.
5. Исполнение песни с группой
(разучивание песни, текст песни на слайде)
Прошу всех на большую сцену! (коллективное исполнение песни)
Ребята, вы прекрасно справились с заданием, замечательно исполнили песню «Мой дед уходил на войну»
3.Заключительная часть. Итог!А сейчас с , прошу внимание на экран .(видео детей объединения вокал, где они дарят звёзды с пожеланиями и диски с «Фабрики звёзд») Это были мои ребята, объединения «Вокал». Подарки, которые они подготовили для вас , я привезла с собой, позвольте их вам вручить (раздача дисков).
Рефлексия.
Подводя итог занятия, я попрошу вас ребята, оценить свою активность и творчество. На вопросы, которые я задам, отвечайте аплодисментами. Ведь артисты любят овации.
- Сегодня я очень доволен собой (аплодисменты)
- Я люблю музыку (аплодисменты)
- Я хочу заниматься пением(аплодисменты)
Теперь я вижу, ребята, что вы с пользой провели время и занятие.
Как жаль, что наше занятие подходит к концу. Мне было приятно работать с вами. Сегодня вы узнали, что учиться пению увлекательно, полезно и интересно. В то же время, это большой труд. У нас получился очень дружный ансамбль, это радует и дает надежду на то, что музыка всегда будет с вами.
Я благодарна вам, ребята, за поддержку и желание быть интересными и творческими людьми . Я думаю в каждом сердце остались радость, дух музыки , что делает нас лучше , чище и добрее.
Успехов вам!
Рефлексия. Перед вами нотный стан. Я предлагаю вам наклеить свои бейджики на 1 нотный стан с красной звездочкой , если вы решили для себя, что в будущем вы продолжите петь.
2 нотный стан с оранжевой звездочкой , если занятие для вас было интересным, и вы открыли для себя что-то новое.
До свидания, дальнейших вам успехов, дорогие ребята!