kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Виват, Россия!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Виват, Россия!»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виват, Россия»

Сценарий урока

Предмет «Музыка»

Класс 3

Тема урока «Виват, Россия!»

Цель: возбудить интерес учащихся к истории и культуре эпохи Петра I, познакомить с историей возникновения музыкального жанра - кант.

Задачи:

обучающие:

- дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

- дать представление о трехчастной форме канта;

- научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.

развивающие:

- развивать наблюдательность и умение анализировать;

- развивать умение работать со словарем.

воспитательные:

- формировать гендерные представления;

- воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, динамики

Музыкальный материал:

Канты «Орле Российский», «Радуйся, росско земле!», русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» минусовка

Ход урока

1. Музыкальное приветствие

2. – Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества»(Слайд 1), которая висит в настоящее время в приемной президента России. Что на ней изображено? (Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены).

- Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)

- Что значит «Виват, Россия!» (работа со словарем) (Заздравное приветствие во времена Петра I - «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!»)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…)

- Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам? (женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик). Какие качества больше всего ценятся в женском характере? (доброта, нежность, красота) А в мужском? (отвага, сила, выносливость)

- Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)

- Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)

- И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества? (беседа с детьми)

- Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев? (Слайд 2)

Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых.

(Слайд 3)Дмитрий Донской родился через сто лет после А.Невского. Прославился тем, что освободил Русь от татаро-монгольского нашествия.

(Слайд 4) А.В.Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений). (Щелчок) Орден им.Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.

(Щелчок) Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.

- Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)

- Знаете ли вы, кто изображен на этой картине? (Слайд 5) Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны - Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. (Слайд 6) Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» - победа)

- Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

(Слайд 7) После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины-победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

- Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)

- Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты-инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.

- Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12 (работа по учебнику)

- Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)

- Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

Школьники выполняют задание.

- Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.

Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения.

- Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.

Звучание Канта «Орле Российский» (Слайды 8-15)

- Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей? (Три) Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? (Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно)

- Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? (Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно)

- Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях? (Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение)

- Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра первого мы сегодня разучим. Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20-25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.





Разучивание «Солдатушки бравы ребятушки» (слайд 16)


Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши отцы. 
Наши отцы русски полководцы, 
Вот кто наши отцы. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши матки. 
Наши матки белые палатки, 
Вот кто наши матки. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши жёны. 

Наши жены пушки заряжёны, 
Вот кто наши жёны. 

Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши сестры. 
Наши сестры пики, сабли остры, 
Вот кто наши сестры. 


Солдатушки, бравы ребятушки, 
А кто ваши деды. 
Наши деды славные победы, 
Вот кто наши деды. 


- Скажите, ребята, чем различаются и чем похожи между собой солдатская песня и хвалебный кант? (Сходство – четкий ритм, маршевый характер, исполняется мужским хором. Отличия – солдатская песня задорная, энергичная, под нее легко шагать. Кант имеет ликующий, торжественный характер, присутствуют речевые призывные, виватные интонации)


Рефлексия:
- Итак, подведем итоги сегодняшнего урока.

- Что такое кант? (песня) (Слайд 17)

- Когда возник жанр канта? (300 лет назад) (Слайд 18)

- Как называется кант, сочиненный по случаю победы? (хвалебным или виватным) (Слайд 19)

- Кем исполняется виватный кант? (мужским хором без сопровождения) (Слайд 20)

- Во что со временем превратился виватный кант? (в государственный гимн) (Слайд 21)



Просмотр содержимого презентации
«Виват, Россия»

Виват, Россия!

Виват, Россия!

Александр Невский

Александр Невский

Михаил Илларионович Кутузов  Александр Васильевич Суворов

Михаил Илларионович Кутузов

Александр Васильевич Суворов

Виват, Россия!

Виват, Россия!

Кант – это песня романс марш

Кант – это

песня

романс

марш

Когда возник жанр канта? 100 лет назад 300 лет назад 200 лет назад

Когда возник жанр канта?

100 лет назад

300 лет назад

200 лет назад

Кант, сочиненный по случаю победы называется – духовный хвалебный бытовой виватный

Кант, сочиненный

по случаю победы

называется –

духовный

хвалебный

бытовой

виватный

Виватный кант исполняется – женским  хором мужским  хором смешанным  хором

Виватный кант исполняется –

женским хором

мужским хором

смешанным хором

Со временем виватный кант превратился в – лирическую песню государственный гимн частушку

Со временем виватный кант превратился в –

лирическую песню

государственный гимн

частушку


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Виват, Россия!»

Автор: Румянцева Лариса Николаевна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства