Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.»
Урок 2
Тема: «Тысяча миров» музыки.Наш вечный спутник.
Цели урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Дополнительный материал:
Картинки.
Портрет композитораИ. Брамса.
Ход урока:
Организационный момент.
Запись на доске:
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, –
О, этот мир, так молодо-прекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ф. Тютчев
Сообщение темы урока.
Тема урока: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.
Работа по теме урока.
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни которыми встречает и провожает нас школа; каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.
Музыка никуда не уходит от человека, она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.
Мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок.
Но любимая музыка, которая как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю жизнь.
Потому что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души – она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах.
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни: ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
Послушайте музыку. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
Что вам хотелось бы делать под эту музыку? (Можно отдохнуть или спеть её.)
Что таится в этой музыке за внешней простотой и ясностью? (Скрытые, затаённые, глубокие мысли и чувства.)
Следовательно, в искусстве, как и в человеческой жизни, присутствуют те же два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный. Наверху находится та часть, которая видима, не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, подобраться к которому не так-то просто – ведь его понимание требует зрелости души, опыта и мудрости.
Жизнь одного человека не так уж велика и богата событиями, и опыт её не всегда достаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства. Недаром ещё древние говорили: «Arslonga, vitabrevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»).
Вокально-хоровая работа.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Итог урока.
Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, поистине безграничном, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран и сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.
Каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по-настоящему полной.