Конспект урока «Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна»
Конспект урока «Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна»
Открытый урок "Особенности работы с меховыми приемами в классе баяна как способ воплощения художественного образа в произведении" проведен в рамках городского конкурса профессионального мастерства преподавателей детских школ искусств. Задачи урока: научить исполнять меховые приемы (деташе,мтремоло, рикошет, вибрато), развивать навыки слухового контроля, мышечную свободу, координацию движения, воспиывать культуру исполнения, сценическую выдержку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна»»
План – конспект открытого урока
«Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна как способ воплощения художественного образа в произведении».
Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Гитара» со сроком обучения – 7 лет.
Цель урока – использование специфических приёмов исполнительской техники для раскрытия художественного образа.
Реализации цели урока способствовали следующие задачи:
Формировать интерес к исполнению, а также к овладению современными средствами художественной выразительности.
Воспитывать культуру исполнения, сценическую выдержку.
Тип занятия – комбинированный
Оборудование: музыкальный инструмент, подставка для нот
Используемые методы:
Словесные: рассказ, беседа
Наглядные: исполнение преподавателем, наблюдение, сравнение
Практические
Проблемно-поисковые
Стимулирования (поощрения)
Педагогического контроля и оценки.
Здоровьесберегающие технологии.
Этапы работы
Содержание работы
1
Организационный момент
Задача: создание мотивации на занятие, развитие эмоциональной отзывчивости
2
Введение в тему урока
Задача: знакомство с темой, задачами занятия. Организация диалога с обучающимся.
3
Этап изучения нового материала на основе старого
Задача: исполнение гаммы с применением новых, специфических приёмов.
4
Работа над произведением
«Мишка с куклой пляшут полечку» обр. А.Крупина.
Задача: Расширить круг музыкальных образов, передаваемых освоенными меховыми приёмами, а также средствами музыкальной выразительности.
5.
Этап обобщения и систематизации учебного материала
Задача: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне их применения.
6.
Этап подведения итогов учебной деятельности
Задача: формирование умения анализировать и оценивать своё исполнение.
7.
Этап информации о домашнем задании
Задача: обеспечить понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.
8.
Этап рефлексии учебной деятельности
Задача: создание условий для осмысливания учащимся своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности.
Беседа с учащимся.
Конспект урока.
Здравствуй, Марсель! (его поклон)
П : - Какое настроение сегодня у тебя ? (Хорошее) Как прошла подготовка домашнего задания к уроку? Всё ли было понятно?
М : - Всё понятно, но в польке не получается рикошет? Неровно звучат триоли.
П: - Значит, чем мы сейчас займёмся?
Конечно, для того чтобы исполнить этот приём в произведении , нам потребуется предварительная работа. Для того чтобы построить дом, нужен прочный фундамент.
В качестве фундамента нам послужит та тональность , в которой написана пьеса «Мишка с куклой пляшут полечку» .
М: -До мажор.
П: - В польке кроме мехового приёма рикошет есть ещё 3 .Какие ?
М: - Деташе , тремоло и исполнительский приём вибрато.
П: - Предлагаю использовать эти приёмы в элементах гаммы. Решаем одновременно 3 задачи:
1) повторяем старый материал 2) накладываем на него новый ( исполнение меховых приёмов) 3) разыгрываемся. Пожалуйста, исполняй. Исполняет.
Гамма исполняется терциями на приём деташе. Каждый звук извлекается и совпадает с изменением направления меха ( скрипичный приём)
П: - Я не услышала кульминации в гамме. Что надо сделать для этого? Исполняет.
Выделяем первый из четырёх, на остальных трёх отдыхаем.
П:-Как ты думаешь при исполнении аккордов в восходящем движении какой аккорд должензвучать ярче Т6 или Т64?
М: - Т64, потому что мы движемся к кульминации.
Исполняет.
Короткое арпеджио – рикошет.
П :- Исполним , чтобы выяснить причину .(исполняет)
- Как ты думаешь,удался тебе рикошет? (нет) Какие правила исполнения рикошета?
М: - Состоит из 3 движений. Одно действие на разжим, а два - на сжим.
П: - Почему не получился? 1)Первая доля -сильная , поэтому на 1 долю активный рывок меха, чтобы на 2 и 3 доля уместились на сжим. 2) Брать запас меха. Понятно исполнение рикошета? ( Исполняем.) Дома нужно будет отработать.
Вот мы и проложили тропинку к нашей польке. Ну а теперь каждому этому приёму мы раздадим роли.
Но прежде чем это сделать, я хочу вот о чём тебя спросить. Ты знаешь ,что в нашей школе есть такой проект «Играют наши одноклассники»?Нам предстоит участвовать в нём, играть для твоих друзей из общеобразовательной школы . Мы будем исполнять - «Мишка с куклой пляшут полечку». Она наверняка известна всем, но Александр Крупин написал к ней сколько вариаций?
М: - 7 .
П: - Верно. И каждая из них характеризует героя и их действия. Ты через музыку должен передать образ этих героев зрителям . Сейчас мы с тобой проведём репетицию такого концерта.
С чего начнём, Марсель?
М: - Расскажем слушателям о польке ( чешский танец, .построенный на подскоках, исполняется в паре).
П: - Что происходит во вступлении?
М: - Зрители спешат в зал на представление, а на последнем аккорде открывается занавес.( исполняет)
П: -Обрати внимание на последний аккорд. На какой ступени он построен?
М: - На 5 ступени, это доминанта
П: - Здесь доминанта выражает интерес зрителей: «А что же их ждёт дальше?»
М: - Звучит тема куклы и медведя. ( Исполняет тему).
П: - Посмотри каким штрихом, динамическим оттенком, интервалами характеризует автор наших героев?
М: - Сначала тема куклы - изящной , танцующей подскоками, поэтому лёгкое стаккато, а где фортэ и терции – неуклюжий, косолапый медведь.
П: - Продемонстрируй, пожалуйста. ( исполняет) Что звучит дальше?
М: - Скрытая тема.
П: - Откуда она взялась? Пропой мне её.
М: - Из темы медведя …..
П: - Исполни ,пожалуйста, выделяя тему акцентами и перейди на следующую вариацию. (исполняет)
Тема с терциями: Мишка кружит куклу вокруг себя. (стремительное исполнение терций по хроматизму)
П: - Что происходит дальше?
М: - Соло куклы: взявшись за подол платья , танцует «пятка носик топ,топ,топ», она демонстрирует все свои умения.(легкомысленные триоли характеризуют изящество куклы и ее красоту).
П: - Теперь кукла уступает место медведю. Он будет солировать. Какой меховой приём будешь использовать в его соло?
М..: - деташе. (исполняет) .
П: - Каким ты показал медведя?
М: - Активным, шустрым несмотря на неуклюжесть
П: - Ккакие средства музыкальной выразительности характеризуют активного плясуна медведя? (штрих, динамика, тембр)
М: - Нон легато, фортэ, низкий регистр и самое главное- меховый приём деташе.
П: - А можешь, используя другие штрихи, изобразить ленивого медведя?
М: - Да.( Исполняет)
П.Какие средства выразительности ты использовал?
М: - Штрих легато, нюанс мецце фортэ
П: А сейчас я тебе загадаю загадку . Вставай из-за баяна, отворачивайся или закрой глаза, а я тебе изображу вот такого медведя: исполняется пунктиром. Какого медведя я тебе изобразила?
М: - Косолапого, хромого, больного.
П: А теперь изобрази его. ( педагог исполняет и заканчивает ферматой)
А здесь какие действия медведя? ( плюхается на стул), отдохни немного, медвежонок! Я изображаю куклу, жалею Марселя. Посиди. Скажи , Марсель а теперь что пришлось нам изменить , чтоб изобразить хромого медведя?
М: -Длительности, ритм.
П:- Немного пофантазировали, а теперь вернёмся к варианту автора и исполним так, как указал нам он.
М: - Исполняет соло медведя и переходит на вибрато.
П: - Как ты думаешь, почему автор использовал этот приём и минорный лад?
М: - Чтобы показать, как жалеет кукла медведя, ведь он выбился из сил.
( исполняет).
П: - Вибрато: кукла жалеет медведя, успокаивает его. Минорные интонации, колебание звука . Тремоло: призыв к танцу. Кукла приглашает зрителей на польку.
П: - Можно пригласить по –разному, если с сомнением, зрители могут и не выйти на танец, а если активно – будет результат. (исполняет активно, плавно переходя на рикошет в конце добавляет бас – даже медведь не выдержал пустился в пляс и звучит всеобщая полька)
Заключительный до мажорный аккорд. Радостное окончания всеобщего танца ,в котором приняли участие и зрители.
В конце урока репетируем концертное исполнение произведения.
Выступает Ямлиханов Марсель учащийся 3 класса. Исполняет пьесу «Мишка с куклой пляшут полечку».