kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Особенности работы с меховыми приемами в классе баяна как способ воплощения художественного образа в произведении" проведен в рамках городского конкурса профессионального мастерства преподавателей детских школ искусств. Задачи урока: научить исполнять меховые приемы (деташе,мтремоло, рикошет, вибрато), развивать навыки слухового контроля, мышечную свободу, координацию движения, воспиывать культуру исполнения, сценическую выдержку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна»»

План – конспект открытого урока

«Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна как способ воплощения художественного образа в произведении».

Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Гитара» со сроком обучения – 7 лет.


Цель урока – использование специфических приёмов исполнительской техники для раскрытия художественного образа.


Реализации цели урока способствовали следующие задачи:

Обучающие

  • Научить исполнять меховые приемы: деташе, тремоло, рикошет и характерному исполнительскому приёму вибрато.

  • Обучать навыкам исполнения, применяя освоенные специфические приёмы.


Развивающие

  • Развивать навыки слухового контроля посредством анализа исполняемого произведения.

  • Развивать мышечную свободу, координацию движений при исполнении меховых приёмов.

  • Активизировать образную сферу мышления, логическое мышление.


Воспитательные

  • Формировать интерес к исполнению, а также к овладению современными средствами художественной выразительности.

  • Воспитывать культуру исполнения, сценическую выдержку.


Тип занятия – комбинированный

Оборудование: музыкальный инструмент, подставка для нот

Используемые методы:

  1. Словесные: рассказ, беседа

  2. Наглядные: исполнение преподавателем, наблюдение, сравнение

  3. Практические

  4. Проблемно-поисковые

  5. Стимулирования (поощрения)

  6. Педагогического контроля и оценки.

  7. Здоровьесберегающие технологии.


Этапы работы

Содержание работы

1

Организационный момент

Задача: создание мотивации на занятие, развитие эмоциональной отзывчивости

2

Введение в тему урока

Задача: знакомство с темой, задачами занятия. Организация диалога с обучающимся.

3

Этап изучения нового материала на основе старого

Задача: исполнение гаммы с применением новых, специфических приёмов.

4

Работа над произведением

«Мишка с куклой пляшут полечку» обр. А.Крупина.

Задача: Расширить круг музыкальных образов, передаваемых освоенными меховыми приёмами, а также средствами музыкальной выразительности.


5.

Этап обобщения и систематизации учебного материала

Задача: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне их применения.

6.

Этап подведения итогов учебной деятельности

Задача: формирование умения анализировать и оценивать своё исполнение.

7.

Этап информации о домашнем задании

Задача: обеспечить понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.


8.

Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: создание условий для осмысливания учащимся своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности.

Беседа с учащимся.


Конспект урока.

Здравствуй, Марсель! (его поклон)

П : - Какое настроение сегодня у тебя ? (Хорошее) Как прошла подготовка домашнего задания к уроку? Всё ли было понятно?

М : - Всё понятно, но в польке не получается рикошет? Неровно звучат триоли.

П: - Значит, чем мы сейчас займёмся?

Конечно, для того чтобы исполнить этот приём в произведении , нам потребуется предварительная работа. Для того чтобы построить дом, нужен прочный фундамент.

В качестве фундамента нам послужит та тональность , в которой написана пьеса «Мишка с куклой пляшут полечку» .

М: -До мажор.

П: - В польке кроме мехового приёма рикошет есть ещё 3 .Какие ?

М: - Деташе , тремоло и исполнительский приём вибрато.

П: - Предлагаю использовать эти приёмы в элементах гаммы. Решаем одновременно 3 задачи:

1) повторяем старый материал 2) накладываем на него новый ( исполнение меховых приёмов) 3) разыгрываемся. Пожалуйста, исполняй. Исполняет.

  1. Гамма исполняется терциями на приём деташе. Каждый звук извлекается и совпадает с изменением направления меха ( скрипичный приём)

П: - Я не услышала кульминации в гамме. Что надо сделать для этого? Исполняет.

  1. Аккорды – тремоло – равномерное чередование смены меха.

Выделяем первый из четырёх, на остальных трёх отдыхаем.

П:-Как ты думаешь при исполнении аккордов в восходящем движении какой аккорд должензвучать ярче Т6 или Т64?

М: - Т64, потому что мы движемся к кульминации.

Исполняет.

  1. Короткое арпеджио – рикошет.

П :- Исполним , чтобы выяснить причину .(исполняет)

- Как ты думаешь,удался тебе рикошет? (нет) Какие правила исполнения рикошета?

М: - Состоит из 3 движений. Одно действие на разжим, а два - на сжим.

П: - Почему не получился? 1)Первая доля -сильная , поэтому на 1 долю активный рывок меха, чтобы на 2 и 3 доля уместились на сжим. 2) Брать запас меха. Понятно исполнение рикошета? ( Исполняем.) Дома нужно будет отработать.

4. Длинное арпеджио – вибрато (кистевое) – колебание звука.

Обсуждение, оценка , задание на дом


Вот мы и проложили тропинку к нашей польке. Ну а теперь каждому этому приёму мы раздадим роли.

Но прежде чем это сделать, я хочу вот о чём тебя спросить. Ты знаешь ,что в нашей школе есть такой проект «Играют наши одноклассники»?Нам предстоит участвовать в нём, играть для твоих друзей из общеобразовательной школы . Мы будем исполнять - «Мишка с куклой пляшут полечку». Она наверняка известна всем, но Александр Крупин написал к ней сколько вариаций?

М: - 7 .

П: - Верно. И каждая из них характеризует героя и их действия. Ты через музыку должен передать образ этих героев зрителям . Сейчас мы с тобой проведём репетицию такого концерта.

С чего начнём, Марсель?

М: - Расскажем слушателям о польке ( чешский танец, .построенный на подскоках, исполняется в паре).

П: - Что происходит во вступлении?

М: - Зрители спешат в зал на представление, а на последнем аккорде открывается занавес.( исполняет)

П: -Обрати внимание на последний аккорд. На какой ступени он построен?

М: - На 5 ступени, это доминанта

П: - Здесь доминанта выражает интерес зрителей: «А что же их ждёт дальше?»

М: - Звучит тема куклы и медведя. ( Исполняет тему).

П: - Посмотри каким штрихом, динамическим оттенком, интервалами характеризует автор наших героев?

М: - Сначала тема куклы - изящной , танцующей подскоками, поэтому лёгкое стаккато, а где фортэ и терции – неуклюжий, косолапый медведь.

П: - Продемонстрируй, пожалуйста. ( исполняет) Что звучит дальше?

М: - Скрытая тема.

П: - Откуда она взялась? Пропой мне её.

М: - Из темы медведя …..

П: - Исполни ,пожалуйста, выделяя тему акцентами и перейди на следующую вариацию. (исполняет)

Тема с терциями: Мишка кружит куклу вокруг себя. (стремительное исполнение терций по хроматизму)

П: - Что происходит дальше?

М: - Соло куклы: взявшись за подол платья , танцует «пятка носик топ,топ,топ», она демонстрирует все свои умения.(легкомысленные триоли характеризуют изящество куклы и ее красоту).

П: - Теперь кукла уступает место медведю. Он будет солировать. Какой меховой приём будешь использовать в его соло?

М..: - деташе. (исполняет) .

П: - Каким ты показал медведя?

М: - Активным, шустрым несмотря на неуклюжесть

П: - Ккакие средства музыкальной выразительности характеризуют активного плясуна медведя? (штрих, динамика, тембр)

М: - Нон легато, фортэ, низкий регистр и самое главное- меховый приём деташе.

П: - А можешь, используя другие штрихи, изобразить ленивого медведя?

М: - Да.( Исполняет)

П.Какие средства выразительности ты использовал?

М: - Штрих легато, нюанс мецце фортэ

П: А сейчас я тебе загадаю загадку . Вставай из-за баяна, отворачивайся или закрой глаза, а я тебе изображу вот такого медведя: исполняется пунктиром. Какого медведя я тебе изобразила?

М: - Косолапого, хромого, больного.

П: А теперь изобрази его. ( педагог исполняет и заканчивает ферматой)

А здесь какие действия медведя? ( плюхается на стул), отдохни немного, медвежонок! Я изображаю куклу, жалею Марселя. Посиди. Скажи , Марсель а теперь что пришлось нам изменить , чтоб изобразить хромого медведя?

М: -Длительности, ритм.

П:- Немного пофантазировали, а теперь вернёмся к варианту автора и исполним так, как указал нам он.

М: - Исполняет соло медведя и переходит на вибрато.

П: - Как ты думаешь, почему автор использовал этот приём и минорный лад?

М: - Чтобы показать, как жалеет кукла медведя, ведь он выбился из сил.

( исполняет).

П: - Вибрато: кукла жалеет медведя, успокаивает его. Минорные интонации, колебание звука . Тремоло: призыв к танцу. Кукла приглашает зрителей на польку.

П: - Можно пригласить по –разному, если с сомнением, зрители могут и не выйти на танец, а если активно – будет результат. (исполняет активно, плавно переходя на рикошет в конце добавляет бас – даже медведь не выдержал пустился в пляс и звучит всеобщая полька)

Заключительный до мажорный аккорд. Радостное окончания всеобщего танца ,в котором приняли участие и зрители.

В конце урока репетируем концертное исполнение произведения.

Выступает Ямлиханов Марсель учащийся 3 класса. Исполняет пьесу «Мишка с куклой пляшут полечку».

Анализ исполнения. Оценивание. Домашнее задание



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока «Особенности работы с меховыми приёмами в классе баяна»

Автор: Фархутдинова Энже Гусмановна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства