kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего шкльного возраста разной степени одарённости".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показаны формы и методы обучения сочинению мелодий, аккомпанемента, элементы импровизации с учащимися класса фортепиано.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего шкльного возраста разной степени одарённости".»

МБОУ ДОД «Верхнеднепровская ДШИ»









План-конспект открытого урока по специальному инструменту фортепиано

На тему: «Развитие творческих способностей детей младшего и


среднего школьного возраста разной степени одарённости»













Подготовила: преподаватель

фортепиано Дорожкина Р.Н.













пгт. Верхнеднепровский

22 октября 2012 г.

Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего и среднего

школьного возраста разной степени одарённости»

Дата проведения: 22.10.2012 г.

1. Образовательная – показать на практике методы работы с учащимися фортепианного класса, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.

2. Воспитательная – формирование творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям музыкальной культуры, эстетического вкуса.

Цели урока:





1. Обучающие – изучение нотной грамоты, постановка рук, приобретение исполнительских навыков.

2. Развивающие – в интересной форме для ребёнка привить ему творческий подход к изучению музыкального материала, навыки сочинения мелодии.

3. Воспитательные – воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству, укрепление связи ребёнка с педагогом, формирование художественно-эстетического вкуса.



Задачи:







1. Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейнова «Азбука музыкальной фантазии»

2. Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова «Путь к музицированию»



Использованная литература:



1. Гамма C dur

2. Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

3. Артобалевская «Вальс собачек»

4. Т.И. Смирнова «Поезд идёт»

5. К. Черни Этюды № 79, 106

6. М. Глинка «Жаворонок»

7. Д. Кабалевский «Клоуны»



Музыкальный материал:









1. Вступление. 5 мин.

2. Исполнение песенки «Паровоз» 3 мин.

3. Сочинение «Дождика» 3 мин.

4. Музыкальная перекличка-игра «Эхо» 3 мин.

5. Сочинение аккомпанемента к р.н.п. «Во поле берёза стояла» 3 мин.

6. Озвучивание музыкальной сказки «Первые подснежники» 7 мин.

7. Импровизационные превращения Этюды К. Черни № 79 и №106. 3 мин.

8. Пьеса «Жаворонок» М.И. Глинка 4 мин.

9. Пьеса «Клоуны»» Д. Кабалевский 3 мин.

10. Показ сочинения песни на свои стихи 5 мин.

11. Заключение. 1 мин.





Структура урока:















Ход урока: 1. Вступление.

Сегодня на уроке мы будем говорить о важном элементе человеческой психики – образном мышлении, и о том, как способствуют его развитию у ребёнка занятия на фортепиано. На этих уроках ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи педагога свои творческие способности. И здесь важно сделать эти занятия для малыша радостью.

Постановка рук, приобретение навыков и закрепление клавиатуры, требуют неоднократных повторов. Необходимо подключать фантазию ребёнка, чтобы из урока в урок не повторяться.

Очень интересное фортепианное пособие из 6-ти тетрадей «Азбука музыкальной фантазии» вводит ребёнка в мир творчества, заинтересовывает разными формами музицирования: как сочинение музыки к стихам, создание пьес разного образного содержания в простых формах, подбор аккомпанемента, сочинение музыкальных сказок. Работу с пособием предлагается вести на уроках специальности, выделяя 10-15 минут на творческие задания.

Пособие состоит из 6-ти тетрадей: «Как сочинить мелодию» для младших учащихся, «Знакомство с аккордами», «Путешествие по необычным ладам», «Звучащая природа», «Как передать движение музыкой», «Играем в театр».

В традиционной системе музыкального образования педагог в большинстве своём, не получили специальной подготовки для занятий с детьми творческим музицированием. Пособие содержит системные творческие задания и может восполнить пробел в традиционной системе детского музыкального образования.

Представляю вам ученицу – Леночка, занимается 1,5 месяца, 6 лет, подготовки не имела.

Творческие задания:

  1. Исполнение песенки «Паровоз». Представляем, что везет разных зверей (слоны и медведи – медленно, громко, штрих non-legato; зайцы и белки – подвижно, легко, подпрыгивая, штрих staccato; большие зверюшки – пьеса исполняется в миноре; змеи – штрих legato). Добавляется квинта – аккомпанемент, тоже разным штрихом

  2. Сочинение «Дождика» (медленно – быстро, грустно – весело, с громом – учитель)

Сочинение пьески «Дождик» на стихи:

Дождик, дождик, кап да кап,

Мокрые дорожки.

Ты не капай долго так,

Мы промочим ножки.

Работа по сочинению идёт в таком порядке:

  1. Прочитать стихи выразительно

  2. Вслушаться в ритм стихотворения и прохлопать его несколько раз

  3. Записать ритм палочками

  4. Присочинить ноты к ритму.

  1. Музыкальная перекличка – игра «Эхо» (с учителем, или разными руками). Использовать разные регистры и динамику (fp). Это упражнение будет основой для сочинения пьес на принципе повтора.

  2. Сочинение разного аккомпанемента к р.н.п. «Во поле берёза стояла» (одна тоника, квинта мелодически и гармонически)

  3. Сочинение музыкальной сказки «Первые подснежники» или история в звуках.

«Режиссёр» - Леночка, актёры – пальчики (ученица делает пальчиковую гимнастику). Расставим «декорации» (ученица 3ми пальцами «ставит» звуки – «дом на поляне» - до+соль, «лес» - до+до.

Действующие лица: роль мамы – левая рука; роль дочки – правая рука.

Начинаем: пришла весна, пригрело солнышко! И в лесу из-под снега стали появляться подснежники (ученица несколько раз каждой рукой показывает, как поднимают голову цветы: кисть мягко опущена – упражнение для кисти. На поляне стоит дом лесника (1м и 5м пальцами, «квинта» показывается дом. Потом играем разговор мамы и дочки 3ми пальцами (упражнение на постановку 3го пальца) с придуманными словами. Мама и дочка достают с полки корзинки (ученица мягко поднимает руки вверх, как бы «достаёт» - упражнение для плечевого пояса) и они отправляются в путь. Мама идёт медленно («четвертями»), а дочка быстро («восьмыми»). Можно нарисовать пульс в тетради. Движение по гамме до мажор 3ми пальцами, позже по аппликатуре гаммы. Идут аккуратно, чтобы не промочить ноги (свод руки!) поднимаются на «бугорок» («топтание») на одной клавише разными пальцами – начальный вариант «репетиций»). И начинают собирать подснежники по названиям нот, даже по два цветка (постановка на разные пальцы, закрепление знания клавиатуры, подготовка к игре интервалами). Наклоняются к каждому цветку (штрих «legato»).

Озвучивание сказки включило очень много материала и изучение нового связано с образным восприятием действительности и соотносится с возрастом.

А сейчас с девочкой Ариной, 10 лет фортепиано - ознакомление, мы покажем более сложные творческие задания:


К. Черни Этюды № 79 Импровизационные превращения:



Этюд похож на очень простенький танец.

1я группа превращений: «изменяю звуковую окраску» - разные регистры, изменение штриха.

2я группа превращений: «изменяю ритмический рисунок» сыграть в ритме вальса.

3я группа: «изменение тональности», т.е. транспонирование


Этюд № 106 (на 3х звучные аккорды)

1ое превращение – из аккордов сделать «арпеджио» к верхнему звуку.

2ое превращение – «арпеджио» к нижнему звуку

3е превращение – на «staccato» или сделать этюд – эхо.


«Жаворонок» М.И. Глинки: попробовать украсить все длинные звуки и не только трелями.


«Клоуны» Д. Кабалевского: сыграть в другой тональности, изменить аккомпанемент.


А теперь можно показать сочинение песни на собственные стихи Арины.


Итог: Спасибо, девочки, вы были настоящими режиссерами, а ваши артисты очень старались.


В заключении хочу сказать: музыкальное произведение, говоря современным языком – это информационная структура, а практическое музицирование – механизм обработки этой информации. Поэтому подобная практика очень важна. Ребёнок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально – образному развитию со стороны родителей и преподавателей обязательно приведёт к духовности, к внутренней культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально – творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, - все его действия будут отмечены творческим началом.









5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства