kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме: "Увертюра - фантазия Ромео и Джульетта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 6 класса, разработанный в рамках ФГОС. Тема урока: "Увертюра - фантазия Ромео и Джульетта".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Увертюра - фантазия Ромео и Джульетта"»



МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля

2017г.


Тема урока: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром программной увертюры;

Задачи урока:

  • умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития;

  • выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;

  • использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.


Тип урока: урок изучения нового;


Вид урока: урок-размышление.


Планируемые результаты изучения:

Знать строение сонатной формы. На примере увертюры-фантазии иметь представление о музыкальной драматургии. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта, Дуэт Ромео и Джульетта Чайковского.


Художественный материал:

Портрет Ромео и Джульетты С. Бродского, документальные фотографии видов Вероны.

















Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (Л. Бетховен). Какое произведение мы слушали? (Увертюра «Эгмонт»). Что такое увертюра? (Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как вступление.) Что такое программная увертюра? (Программная увертюра – музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.)


Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова У. Шекспира: (Слайд 4)


Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте…
У. Шекспир

2. Формулирование темы урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Слайд 5)

- О музыке посвященной Ромео и Джульетте.

- Мы познакомимся с Увертюрой-фантазией П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в программной увертюре.


Планирование деятельности. Рассмотрите разворот учебника на стр. 142,144, 146,148 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (Слайд 6)


ПЛАН:

  • ознакомление и анализирование темы дуэта Ромео и Джульетты

П. Чайковского;

  • усвоение построения увертюры;

  • знакомство с образами увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»

П. Чайковского;

  • выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.


  1. Работа над новым материалом.

Задание 1. ознакомление и анализирование темы дуэта Ромео и Джульетты

П. Чайковского;

(Слайд 7) - Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского относится к программному произведению.

Программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» взята из произведения Уильяма Шекспира - великого английского драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет тому назад.

Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии. На странице 142 прочтите, как композитор писал брату о своей работе: «Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…»

(Слайд 8) После смерти Чайковского композитор С.И. Танеев закончил сцену «прощального свидания» и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты.
Давайте послушаем и подумаем над вопросами:

    • Какими чувствами наполнена музыка дуэта?

    • Как композитору удалось выразить эти чувства?

Слушание Дуэт Ромео и Джульетта Чайковского.

(Ответы уч-ся)


Задание 2. усвоение построения увертюры (сонатная форма);

Увертюру-фантазию Чайковский написал под строгим контролем руководителя «Могучей кучки» М. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал его написать симфоническое произведение. Почти десять лет он работал над этим произведением.

(Слайд 9) Познакомимся с образами увертюры. На странице 144 строки из пролога трагедии Шекспира. Чтение.

(Слайд 10) Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме. Вспомните названия частей сонатной формы.

(Ответы уч-ся)

(Слайд 11) Давайте разберем схему музыкальной драматургии увертюры.

Вступлениетема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ

Экспозиция: главная тема – тема вражды двух семейств побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты

Разработка. В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.

В репризе тема вражды звучит исступленно, уничтожая тему любви.

Кода. Патер Лоренцо завершает свой рассказ, слышна тема смерти. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду.


Задание 3. знакомство с образами увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского;


А теперь послушаем и проанализируем отдельные темы увертюры-фантазии.
(Слайд 12) Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Послушайте вступление и подумайте над вопросами:
Портрет какого человека рисует музыка?

Каков его характер, возраст, настроение?

Какие инструменты исполняют эту тему?

Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?

Слушание Вступление увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Музыка звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, который пытается соединить сердца любящих людей. Инструменты – духовые-деревянные струнные, литавры и арфа.


После вступления, рисующее образ патера Лоренцо звучит экспозиция, в которой последовательно представлены другие образы трагедии. (Слайд 13) Главная тема экспозиции – тема вражды. Послушайте эту тему и охарактеризуйте ее.


Слушание темы вражды увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Музыка по характеру воинственная, грубая, насильственная, ненавистная, злобная и т.д.

- Какой образ противостоит образу вражды?

- Образ любви.

- Побочная тема в экспозиции представляет тему любви Ромео и Джульетты. (Слайд 14) Прослушав ее, определите не только характер, но и средства

музыкальной выразительности, которые превращают звучание оркестра в величественный гимн красоте человеческого чувства.


Слушание темы любви увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Тема любви лирическая и светлая, добрая и счастливая,

ласковая и нежная. Она контрастна образу вражды. Тема любви звучит в мажоре.


- Закончился первый раздел увертюры на вопросительной интонации. И после короткой паузы вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ. (Слайд 15) Мы послушаем не только разработку и репризу увертюры, но и беседу Михаила Казиника, который очень точно рассказывает о развитии музыкальных образов в этом фрагменте. В разработке происходит столкновение основных образов, а в репризе звучит измененное повторение образов. Послушайте и ответьте, как изменяется характер основных образов?

Слушание разработки и репризы увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Тема вражды звучит недолго, уступая место теме любви,

которая звучит более торжественно и ярко, с каждым повторением набирая силу и уверенность. Вновь появляется тема Лоренцо и в музыке нагнетается волнение.

- Как вы считаете, что означает удар барабана и пауза?

- Этим автор показывает развязку трагедии.


- С этого момента начинается заключительный раздел увертюры-фантазии –

кода. (Слайд 16) Кода состоит из двух тем: тема смерти и тема победы Любви. Послушайте эту часть, охарактеризуйте тему смерти и определите, как изменилась тема любви и почему?


Слушание коды увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) На фоне литавров появляется тема любви, звучит беззащитно

и хрупко, в высоком регистре. На смену ей приходит звучание аккордов, напоминающих церковное песнопение, хорал. Звучание темы любви завершается несколькими утвердительными заключительными аккордами. Чайковский хотел сказать, что любовь побеждает все невзгоды. Любовь будет жить, пока жив на земле Человек. (Слайд 17,18)

- Правильно, настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после

смерти.

- В чем заключается драматургия увертюры-фантазии

В ы в о д: Драматургический прием заключается в том, что происходит развитие контрастных образов.


(Слайд 19)

IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки по теме: "Увертюра - фантазия Ромео и Джульетта"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства