Просмотр содержимого документа
«Конспект урока хора с учащимися старших классов по теме: «Развитие образного мышления учащихся в процессе работы над хоровыми произведениями»»
6
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №10»
Конспект урока хора
с учащимися старших классов по теме:
«Развитие образного мышления учащихся
в процессе работы над хоровыми произведениями»
Преподаватель: Дадыкина Н.В.
Брянск 2017
Тема: «Развитие образного мышления учащихся
в процессе работы над хоровыми произведениями»
Цель: Совершенствование исполнительской культуры учащихся посредством развития образного мышления.
Задачи урока:
Сформировать понятие «музыкальный образ».
Развивать певческие умения и навыки, творческое мышление и воображение, эмоциональный отклик на исполняемое произведение, музыкальный кругозор.
Воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус, интерес к хоровому исполнительству.
Тип урока: комбинированный, развитие умений, закрепление навыков
Методы общепедагогические:
словесный
наглядный
практический
метод совершенствования умений и навыков творческой деятельности
Методы, определяемые спецификой музыкального искусства:
интонационного осмысления музыки
анализа и сравнения
раскрытия эмоционально - образного содержания произведения
Оборудование:
репродукции картин русских художников А.К.Саврасова, В.М.Васницова, И.И.Шишкина;
портреты композиторов Г.А.Струве и Ц.А.Кюи;
фонограммы хоровых произведений (Г.Свиридова «Поет зима», Ц.Кюи «Всюду снег»),
видеоряд фото-картин о зиме
План урока
Орг.момент
Актуализация опорных знаний.
Работа над произведением Г.Струве на стихи С.Есенина «Поет зима».
Работа над произведением Ц.Кюи, ст.И.Белоусова «Всюду снег».
Обобщение и итог урока.
Орг.момент
Ход урока
Орг.момен.
I. Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальных образах, мысленно воспроизводить их в своем сознании для того, чтобы воплотить в звучание хорового произведения.
- Кто ответит, что такое музыкальный образ?
Общие представления, которые передаются музыкой, как бы внушаются ею и есть музыкальные образы.Рождается муз.образ при помощи мышления и нашего воображения.
В нашем рабочем репертуаре есть произведения, которые объединены одной тематикой. Назовите эти произведения. (Г.Струве «Поет зима» и Ц.Кюи «Всюду снег»).
- Что объединяет их?
Задача наша: погрузиться в содержание каждого произведения, мысленно создать соответствующие музыкальные образы и затем воплотить их в музыке.
Тема природы в любое время года всегда волновала и была интересна для людей искусства: поэтов, писателей, художников, композиторов. А зима близка русскому человеку по духу. Русские люди любят это холодное время года.
…Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Эти строчки из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». А сколько замечательных картин о зиме написано знаменитыми русскими художниками! Перед вами репродукции картин: А.К.Саврасова «Сухарева башня» и «Зимний пейзаж», В.М.Васницова «Снегурочка», И.И.Шишкина «На севере диком».
Не зря зиму называют: волшебница, лютая красавица, колдунья злая и т.д. Это потому, что она очень разная, зимушка-зима.
Работа над произведением Г.Струве на стихи С.Есенина «Поет зима»
- Раскройте партитуру Г.Струве «Поет зима»
(Портрет композитора на мониторе)
- Георгий Александрович Струве – великий общественный деятель XX века, композитор, хормейстер, дирижер, создатель уникальной системы массового обучения хоровому пению. Я очень люблю этого композитора, и вы, наверняка, знаете его произведения: «Океан улыбок», «Рыжий пес», «Школьный корабль», «Вечное детство» и др. Так совпало, что именно сегодня, 8 декабря, исполняется 80 лет со дня рождения композитора. Общественность, музыканты широко отмечают этот юбилей. Восемь лет назад он ушел из жизни, но музыка его жива, студия «Пионерия», созданная им, работает и процветает. Люди помнят его. Пусть наш урок будет посвящен юбилею композитора.
- Итак, «Поет зима»… Два замечательных автора создали это произведение: композитор и великий русский поэт – Сергей Есенин.
Сегодня мы работаем над 1 куплетом песни. Партия сопрано поет сольфеджио первые 4 цифры.
- Какие интонации вы слышите?
Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна.
- Какие музыкальные образы нарисовало вам ваше воображение?
Образ зимы – как женский образ (слайд на мониторе)
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (темп, динамика, мелодия, лад,…)
Стараемся в музыке изобразить вьюжную холодную безжалостную зиму.
По аналогии работаем с партией альтов. Цифры 1-8.
- А сейчас мы прослушаем фонограмму. Я, к сожалению, не нашла запись этого хора, но есть очень известное произведение Г.Свиридова на стихи С.Есенина. Оно близко по образному содержанию музыке Струве. Переверните страницу партитуры, чтобы видеть весь текст, и внимательно прослушайте хоровое произведение до конца. Пусть ваше воображение «рисует» музыкальные образы. (Исп. Московская госуд.капелла им Юрлова)
Звучит фонограмма
- Что нарисовало вам ваше воображение, какие музыкальные образы?
Над этими музыкальными образами нас ожидает работа на следующих уроках.
Работа над произведением Ц.Кюи, ст.И.Белоусова «Всюду снег»
- Раскройте партитуру «Всюду снег».
Портрет композитора
Цезарь Антонович Кюи – великий русский композитор – классик, продолжатель идей великого Глинки. Мастер хоровой миниатюры. Стихи Ивана Белоусова.
Всюду снег, кругом все тихо
Зимним сном природа спит…
- Какие образы вы себе представили?
- Давайте сравним с песней «Поет зима».
- Давайте сравним средства музыкальной выразительности …
Поем 1 предл.- тихо, прозрачно, умиротворенно…
2 пр-е - мягче, теплее, с легким волнением.
- Давайте прослушаем запись этого произведения в исполнении детского хора Большого театра.
Звучит фонограмма
Обобщение и итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- А как вы думаете, какое отношение имеет понятие «музыкальный образ» для композитора?
- В сознании композитора под воздействием различных впечатлений и творческого воображения рождается музыкальный образ, который он потом воплощает в своем произведении. Наша задача, как исполнителей, раскрыть этот образ, понять его, выстроить в своем сознании и своим исполнением донести до слушателя.