kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока хора с учащимися старших классов по теме: «Развитие образного мышления учащихся в процессе работы над хоровыми произведениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Работа над произведением Г.Струве на стихи С.Есенина «Поет зима».
  3. Работа над произведением Ц.Кюи, ст.И.Белоусова «Всюду снег».
  4. Обобщение и итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока хора с учащимися старших классов по теме: «Развитие образного мышления учащихся в процессе работы над хоровыми произведениями»»

6



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №10»









Конспект урока хора

с учащимися старших классов по теме:

«Развитие образного мышления учащихся

в процессе работы над хоровыми произведениями»




Преподаватель: Дадыкина Н.В.











Брянск 2017

Тема: «Развитие образного мышления учащихся

в процессе работы над хоровыми произведениями»


Цель: Совершенствование исполнительской культуры учащихся посредством развития образного мышления.


Задачи урока:

    1. Сформировать понятие «музыкальный образ».

    2. Развивать певческие умения и навыки, творческое мышление и воображение, эмоциональный отклик на исполняемое произведение, музыкальный кругозор.

    3. Воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус, интерес к хоровому исполнительству.


Тип урока: комбинированный, развитие умений, закрепление навыков



Методы общепедагогические:

  • словесный

  • наглядный

  • практический

  • метод совершенствования умений и навыков творческой деятельности

Методы, определяемые спецификой музыкального искусства:

  • интонационного осмысления музыки

  • анализа и сравнения

  • раскрытия эмоционально - образного содержания произведения


Оборудование:

репродукции картин русских художников А.К.Саврасова, В.М.Васницова, И.И.Шишкина;

портреты композиторов Г.А.Струве и Ц.А.Кюи;

фонограммы хоровых произведений (Г.Свиридова «Поет зима», Ц.Кюи «Всюду снег»),

видеоряд фото-картин о зиме


План урока

Орг.момент

    1. Актуализация опорных знаний.

    2. Работа над произведением Г.Струве на стихи С.Есенина «Поет зима».

    3. Работа над произведением Ц.Кюи, ст.И.Белоусова «Всюду снег».

    4. Обобщение и итог урока.

Орг.момент





Ход урока

Орг.момен.

I. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальных образах, мысленно воспроизводить их в своем сознании для того, чтобы воплотить в звучание хорового произведения.

- Кто ответит, что такое музыкальный образ?

Общие представления, которые передаются музыкой, как бы внушаются ею и есть музыкальные образы. Рождается муз.образ при помощи мышления и нашего воображения.

В нашем рабочем репертуаре есть произведения, которые объединены одной тематикой. Назовите эти произведения. (Г.Струве «Поет зима» и Ц.Кюи «Всюду снег»).

- Что объединяет их?

Задача наша: погрузиться в содержание каждого произведения, мысленно создать соответствующие музыкальные образы и затем воплотить их в музыке.

Тема природы в любое время года всегда волновала и была интересна для людей искусства: поэтов, писателей, художников, композиторов. А зима близка русскому человеку по духу. Русские люди любят это холодное время года.

…Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Нам не стать привыкать -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!


Эти строчки из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». А сколько замечательных картин о зиме написано знаменитыми русскими художниками! Перед вами репродукции картин: А.К.Саврасова «Сухарева башня» и «Зимний пейзаж», В.М.Васницова «Снегурочка», И.И.Шишкина «На севере диком».

Не зря зиму называют: волшебница, лютая красавица, колдунья злая и т.д. Это потому, что она очень разная, зимушка-зима.


  1. Работа над произведением Г.Струве на стихи С.Есенина «Поет зима»

- Раскройте партитуру Г.Струве «Поет зима»

(Портрет композитора на мониторе)

- Георгий Александрович Струве – великий общественный деятель XX века, композитор, хормейстер, дирижер, создатель уникальной системы массового обучения хоровому пению. Я очень люблю этого композитора, и вы, наверняка, знаете его произведения: «Океан улыбок», «Рыжий пес», «Школьный корабль», «Вечное детство» и др. Так совпало, что именно сегодня, 8 декабря, исполняется 80 лет со дня рождения композитора. Общественность, музыканты широко отмечают этот юбилей. Восемь лет назад он ушел из жизни, но музыка его жива, студия «Пионерия», созданная им, работает и процветает. Люди помнят его. Пусть наш урок будет посвящен юбилею композитора.

- Итак, «Поет зима»… Два замечательных автора создали это произведение: композитор и великий русский поэт – Сергей Есенин.

Сегодня мы работаем над 1 куплетом песни. Партия сопрано поет сольфеджио первые 4 цифры.

- Какие интонации вы слышите?

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна.

- Какие музыкальные образы нарисовало вам ваше воображение?

Образ зимы – как женский образ (слайд на мониторе)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (темп, динамика, мелодия, лад,…)

Стараемся в музыке изобразить вьюжную холодную безжалостную зиму.

По аналогии работаем с партией альтов. Цифры 1-8.

- А сейчас мы прослушаем фонограмму. Я, к сожалению, не нашла запись этого хора, но есть очень известное произведение Г.Свиридова на стихи С.Есенина. Оно близко по образному содержанию музыке Струве. Переверните страницу партитуры, чтобы видеть весь текст, и внимательно прослушайте хоровое произведение до конца. Пусть ваше воображение «рисует» музыкальные образы. (Исп. Московская госуд.капелла им Юрлова)

Звучит фонограмма

- Что нарисовало вам ваше воображение, какие музыкальные образы?

Над этими музыкальными образами нас ожидает работа на следующих уроках.


  1. Работа над произведением Ц.Кюи, ст.И.Белоусова «Всюду снег»

- Раскройте партитуру «Всюду снег».

Портрет композитора

Цезарь Антонович Кюи – великий русский композитор – классик, продолжатель идей великого Глинки. Мастер хоровой миниатюры. Стихи Ивана Белоусова.

Всюду снег, кругом все тихо

Зимним сном природа спит…

- Какие образы вы себе представили?

- Давайте сравним с песней «Поет зима».

- Давайте сравним средства музыкальной выразительности …

Поем 1 предл.- тихо, прозрачно, умиротворенно…

2 пр-е - мягче, теплее, с легким волнением.

- Давайте прослушаем запись этого произведения в исполнении детского хора Большого театра.

Звучит фонограмма


  1. Обобщение и итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- А как вы думаете, какое отношение имеет понятие «музыкальный образ» для композитора?

- В сознании композитора под воздействием различных впечатлений и творческого воображения рождается музыкальный образ, который он потом воплощает в своем произведении. Наша задача, как исполнителей, раскрыть этот образ, понять его, выстроить в своем сознании и своим исполнением донести до слушателя.


Орг.момент




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Дадыкина Наталия Владиславовна

Дата: 02.03.2017

Номер свидетельства: 397325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства