kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Гамма. Диез, Бимоль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гамма основа музыки, её кирпичек. Материал поможет преподавателю провести урок по обучению игре на гитаре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гамма. Диез, Бимоль"»

Конспект урока: «Гамма. Диез; бемоль» Несколько слов о ГАММЕ

В  мы познакомились с Вами с тем, как располагаются ноты на нотном стане и на грифе гитары, а также о том, что такое ТОН и ПОЛУТОН (на грифе гитары они соответствуют одному и двум ладам).
Также мы узнали о том, что любая последовательность нот в одну октаву, в которую входит восемь звуков называется ГАММОЙ.

Гамма — это основной «кирпичик» музыки, потому что именно на основе гаммы строятся мелодии и гармония. Знания о гаммах значительно расширят ваши возможности.

Так вот, гамма представляет собой определенную последовательность тонов и полутонов.

Все мелодии пишутся по общим правилам — правилам гаммы. 

Итак, Вы уже знаете, что для ноты могут обозначаются буквами латинского алфавита (при использовании латинской системы записи нот ) и что расстояние между ними измеряется тонами и полутонами. 

Зачем это необходимо знать? 
Дело в том, что западная музыка традиционно строится на определенной последовательности нот, то есть на гамме. 
Вот так выглядит гамма от ноты С (ДО):



Ниже для примера приводится отрывок из мелодии "Bluebells of Scotland", в которой задействованы все ноты гаммы до мажор.



Если мелодия в до мажоре (основной гамме), проблем не возникает. 
Но что же делать, если ту же самую мелодию нужно сыграть выше или ниже чтобы подстроиться под голос? 
Если просто сместить ее в нужную сторону на нотном стане, она изменится. 

Мелодия звучит уже иначе, потому что изменились интервалы между нотами. 
Чтобы сохранить мелодию, расстояние между второй и третьей нотами должно, как и прежде, оставаться полтона, и для этого ноту ФА нyжнo поднять на полтона с помощью диеза


Послушать отрывок - diez_3.mid [347 b] (cкачиваний: 806)

После этого данный отрывок из мелодии оказался совсем в другой тональности.
Чтобы мелодия осталась прежней, нужно все ноты ФА поднять на полтона, то есть писать их с диезом. 


Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар

Итак... выше упомянутый диез (который повышает ноту на полтона), как и бемоль (который понижает ноту на полтона) являются знаками альтерации.

Альтерация, это повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия.

Как Вы помните, полтона на грифе гитары соответствует одному ладу, это означает, что:
- если перед нотой стоит знак ДИЕЗ, то к ноте на грифе гитары необходимо прибавить один лад (сдвинуть её на один лад к резонаторному отверстию)
- если перед нотой стоит знак БЕМОЛЬ, то от ноты на грифе гитары необходимо отнять один лад (сдвинуть её на один лад к головке грифа)

Если ДИЕЗ стоит возле ноты СОЛЬ, которая находится на третьей открытой струне, то нота СОЛЬ-ДИЕЗ будет находиться на первом ладу третьей струны.

Обозначение диеза на нотном стане

 

Обозначение бемоля на нотном стане




 

Обозначение бекара на нотном стане
Бекар отменяет ранее применённые знаки альтерации



Знаки альтерации могут находиться:
В начале нотной строчки, сразу за ключом (так называемые ключевые знаки).
Они относятся не только к ноте на данной линейке, но и ко всем нотам в других октавах до окончания пьесы или до перемены знаков.
Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались ранее).

Перед нотой, к которой они относятся (так называемые случайные знаки или встречные знаки) — действительны только в одной октаве и только до конца такта, в котором находятся, если не отменяются до того другими знаками альтерации. Т.е. действие встречного знака отменяет первая же тактовая черта.

Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.



Итак, о чем необходимо помнить:

  • Диез повышает ноту на полтона, то есть на один лад.

  • Бемоль понижает ноту на полтона.

  • Бекар отменяет диез или бемоль.

  • Диезы и бемоли, стоящие в начале строки, определяют тональность.

  • Диезы и бемоли, определяющие тональность, обязательны для всех соответствующих нот в произведении.

  • Случайные (встречные) знаки используются для временного изменения тональности и действуют только внутри такта.

В продолжение прошлого урока отработайте ещё одну пьеску:
Русскую народную песню: "Во поле берёза стояла".
Обратите внимание на ритм исполнения, за скоростью гнаться не нужно, главное, чтобы произведение исполнялось чисто.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока "Гамма. Диез, Бимоль"

Автор: Бобрышев Валерий Алексеевич

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345551


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства