kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 6 класс "Фрески Софии Киевской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.Знакомство с народным творчеством Древней Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 6 класс "Фрески Софии Киевской"»

Нескучные уроки



«Фрески Софии Киевской» 6 класс

 














Цель урока:

Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:                                                                            - Повторение ранее изученных фрагментов и знакомство с другими частями Концертной симфонией «Фрески Софии Киевской»;                                                        - Развивать навыки анализа музыкального произведения.

- Развивать вокально-хоровые навыки на основе материала канона «Пороша»

Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний)

Методы работы: объяснительный, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: муз. центр, аудиодиски, мультимедийный проектор, наборы  иллюстраций с изображением фресок.

Музыкальный                                                                   материал:

В.Кикта. «Фрески Софии Киевской»: Орнамент; Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого; Скоморохи; Борьба ряженых; Музыкант.

 И.-С.Бах, ст.С.Есенина. «Пороша» (канон).

Образовательные технологии:                                                                     - Презентация на тему «В.Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»;                                                                 - Слушание фрагментов Концертной симфонии «Фрески СофииКиевской» В.Кикта;                                                                                - Работа с раздаточными иллюстрациями с изображением орнамента и фресок.

- Привлечение к процессу изложения учителем нового материала учащихся, заранее готовивших чтение стихотворения А.Руденского на тему данного урока;

-Создание учащимися собственных фресок.

Предполаемые результаты



Метапредметные: знакомство с произведениями живописи и литературы.

Предметные: закрепление навыков слушания, анализа и сравнения муз. произведений.









































Лонина Н.В. учитель музыки

МБОУ «СОШ№16» г.Энгельс











Межпредметные:  установление художественно-интонационных связей музыки и живописи.

Личностные: формирование чувства любви к русскому искусству.

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение материала прошлого урока «Русская духовная музыка»

3.Работа по теме урока. а) История создания «Фресок»

 б)Слушание муз. фрагментов, анализ, сравнение, определение средств муз. выразительности.

в)Домашнее задание.

4. Заключительный раздел слушания: рефлексия.

5.Вокально-хоровая работа.

6.Итог урока. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам:

- Когда в России зародился жанр духовной музыки, с какими историческим событием он связан?

- Как называется жанр церковной музыки Древней Руси?



3. Работа по теме урока

Эвристическая беседа.

  Значение творчества рус. композитора 18в. М.Березовского состоит в том ,              что в нём появился и развился жанр церковной музыки — духовный концерт. Русская церковная музыка в это время становится частью храмового синтеза искусств, воздействует на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

На фоне звучания стихотворения начинается презентация «В.Кикта.Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также учащиеся рассматривают набор плакатов с изображением фресок.

1.Слайд «Храм св. Софии в Киеве»                                                                               

2.Слайд «Интерьеры храма и настенная роспись»

(Ответ учащихся)

Вспомните современного украинского композитора и название его произведения, посвящённого этому историческому памятнику. (Ответ).

3.Слайд «Портрет В.Кикты»





Какое событие, в эпоху какого русского князя побудило появление этого архитектурного шедевра? (Ответ).

4.Слайд «Портрет Ярослава Мудрого»

б) «Фрески Софии Киевской» - необычная симфония. Это своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется о значительной странице   в истории русского государства, о духовном богатстве русского народа, воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресках, и в народном искусстве Руси.

5.Слайд «Орнамент»

Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(1)

Вспомните название прозвучавшего фрагмента (Ответ).

 По словам композитора, «Орнамент» - самый значительный образ, это ощущение старины и тех центральных событий, связанных с историей Киевской Руси. В симфонии явно ощущается влияние жанра инструменталь-ного концерта. Какой инструмент является солирующим и почему ? (Ответ)

По мнению композитора, арфа, инструмент «чистой красоты», приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучане гуслей.

6.Слайд «Изображение гуслей, арфы, симфонического оркестра»

Пёструю картину музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» нескольо раз. Послушайте неоднократно повторяющуюся тему «Орнамент». Отметьте, какие изменения вносит композитор при повторе-нии темы.

Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(2)

(Ответы учащихся: меняется ритм, тембр, добавляется звучание других инструментов — трубы, колоколов).

Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».



Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(2)

(Ответы учащихся: меняется ритм, тембр, добавляется звучание других инструментов — трубы, колоколов).

Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».

7. Слайд «Изображение фресок: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».







В симфонии композитор создаёт яркие запоминающиеся образы: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».

Слушание: В.Кикта. Портрет дочерей Ярослава Мудрого

8.Слайд «Фреска «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

Ребята, проанализируйте музыку этой части и изображение на фреске, отвечая на вопросы, записанные на доске. Определите средства художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке.



- Какой приём изложения использовал композитор при создании образов движущихся девушек? (Приём изобразительности и выразительности).

В «Групповом портрете» - два плана звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — нисходящие, повторяющиеся интонации арфы, которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек, дочерей князя, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

9. Слайд «Фреска «Ск.





Ребята, вспомните или угадайте название этой фрески. (Ответ).

Послушайте часть симфонии, которая называется «Скоморохи».

Слушание: В.Кикта. Скоморохи.

Проанализируйте музыку, отвечая на вопросы, записанные на доске:

- Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору образы народных весельчаков и балагуров — скоморохов? (Для создания контраста образов в общей композиции симфонии).

- Каковы особенности муз. языка в этой части симфонии? (Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях).

- Имитацию звучания каких народных инструментов мы слышим в музыке «Скоморохов»? (Подражание балалаечным, свирельным наигрышам, перезвону бубенцов).

10.Слайд. «Изображение скоморохов, балалайки, свирели,бубенцов.

. Каковы приёмы изложения музыкального материала? (Ответ:изобразительность и выразительность).

Образы народной жизни представлены в живописных фресках, которые получили названия «Борьба ряженых» и «Музыкант».

Слушание и письменное анализирование музыкальных частей с аналогичными названиями будет вашим домашним заданием. Запишите вопросы, по которым будет строиться анализ музыки.

в) Домашнее задание

 Прослушать произведения. Записать в тетрадях размышления и сделать анализ произведений. Какими приёмами композитор достигает развития образов?

4.Заключительный раздела слушания: рефлексия.

- Какой из образов симфонии произвёл на вас особое впечатление и почему? (Ответы).

- В чём современность музыкальных образов, созданных композитором в этом сочинении? (Композитор В.Кикта, словно летописец, создал духовные образы  и образы народной жизни Древней Руси, насыщая их собственными интонациями, понятными для нас,современников).

- Какое новое понятие вы усвоили на уроке? (Концертная симфония — это симфония для солирующего инструмента с оркестром).

 5.Вокально-хоровая работа.

 Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания, артикуляции.

 Работа по формированию навыка пения каноном вокального произведения










































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока 6 класс "Фрески Софии Киевской"

Автор: Лонина Наталья Васильевна

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 422029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства