kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия по музыке в 7 классе " В музыкальном театре. Балет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  направлен на расширение и углубление знаний учащихся о балетном жанре. Урок соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по музыке в 7 классе " В музыкальном театре. Балет"»

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В 7 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ


Тема урока: В музыкальном театре. Балет.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о балетном жанре.

Задачи урока:

  1. Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном, художественном материале.

  2. Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.

  3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.


Оборудование и средства обучения:

1. мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем;

2. тест;

3. учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 7 класс. М.: Просвещение, 2011.


Ход урока.

I. Организационный этап.

Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную деятельность. Выдача листов самооценки.

Презентация №1.

(слайд 1)

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться "Доброе утро!"

"Доброе утро!" - солнцу и птицам.

"Доброе утро!" - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

«Здравствуй, Родина моя!» (Ю. Чичков - К. Ибряев) – поем под минусовку.

(слайд 2)


1. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя


2. Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы все,

Здравствуйте, мои друзья!

Здравствуйте, учителя!

3. Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!

II. Этап проверки знаний, умений, навыков.


Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся.

На предыдущем уроке, тема которого «Опера А.Бородина «Князь Игорь», проходило знакомство с данной оперой. Предлагается, по изученному учащимися дома материалу, решить тест (слайд 3). В конце – обмениваются ответами по парам, оценивают свои знания в листе самооценки (0 – 1 ошибка - 2 балла; 2-3 ошибки – 1 балл; более 4 ошибок – 0 баллов).


III. Этап подготовки учащихся к освоению нового материала.


Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.

Проблемное задание: По наводящим вопросам учащиеся определяют тему урока.

(На столе стоят коробки одна в одной, по типу «матрешка». В самой маленькой находятся пуанты. На крышке каждой коробки приклеен лист с вопросом. Выходит ученик, вслух читает вопрос, отвечает на него и открывает коробку).

- Назовите ФИО этого композитора, пианиста, педагога, дирижера (портрет Д.Б.Кабалевского).

- По мнению Д.Б.Кабалевского, существуют …. (три кита), на которых держится почти вся музыка с тех незапамятных времен, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство. Назовите их (песня, танец, марш).

- Этот жанр - один из древнейших проявлений народного творчества. В ритмических или плавных движениях люди передают свои чувства, настроения и мысли (танец).

- Именно танец лежит в основе этого вида сценического искусства. Одним из атрибутов является специальная обувь (пуанты).

Назовите этот вид (балет).


Тема урока: В музыкальном театре. Балет.

Ученик записывает тему на доске. В это время включается Презентация №2 (слайд 1).


IV. Этап освоения новых знаний.


Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.


В 5 и 6 классах на уроках музыки мы уже говорили о балете. Давайте повторим все, что мы знаем о балете (особенности жанра балета, виды искусств, которые объединены в балетном спектакле, известные балеты и композиторов, а также творческие профессии, участвующие в создании балетного спектакля).


Что такое балет? (правильный и полный ответ – 1 балл)

(слайд 2)

Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.



(слайд 3)

Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии (начало XIV— последняя четверть XVI веков). Тогда он назывался опера-балет.

(слайд 4)

Во Франции эпохи абсолютизма (XVI—XVIII вв.) был популярен придворный балет. Это было пышное зрелище, в котором могли участвовать король, королева, придворные. Конечно, они не были профессиональными танцорам.

(слайд 5)

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца. Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

(слайд 6)

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм - оказавшее сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете.

(слайд 7)

В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

(слайд 8)

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

(слайд 9)

В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет». Он был в числе поклонников ее таланта, посещал выступления, громко выражал восхищение. В романе «Евгений Онегин» целая строфа посвящена ей.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.


Балет – прекрасный мир выразительных движений, жестов, мимики. 3 основных компонента балета вы вспомните, посмотрев видео:


Классический (Вариации из балета «Эсмиральда» Цезаря Пуни).

Характерный (отрывок из балета «Шехеразада»).

Пантомима (пантомима «Снег»)



Оценивают свои ответы в листе самооценки (максимальный балл – 3).



(слайд 10)

Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы.


(слайд 11)

Характерный танец - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.


(слайд 12)

Пантомима — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.



Блиц опрос. (За каждый правильный ответ – 1 балл)


Как называется текст, который лежит в основе балета? (либретто) (слайд 13).

Как называют человека, который пишет либретто? (либреттист).

Кто еще принимает участие в создании балета? (балетмейстер, композитор, художник) (слайд 14).

Какая роль в балетном спектакле отведена оркестру? (он сопровождает танцы героев, выступает как равноправный партнер действующих лиц балета, а иногда и как самостоятельное действующее лицо).

Где находится оркестр во время спектакля? (в оркестровой яме) (слайд 15).

Кто руководит? (дирижер) (слайд 16).

Назовите фамилии известных дирижеров. (Евгений Мравинский, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский)

Назовите балеты П.И.Чайковского. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро») (слайд 17)


Работа в группах. Давайте вспомним, как называются сольные и ансамблевые номера в балете? Показываю слайд, учащиеся, посовещавшись, отвечают (слайды 18-22).


Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар Илэр Жермен Дега(1834 – 1917) (слайд 23). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Для Дега искусство балета – прежде всего тяжкий труд, изнурительная тяжелая работа, недаром кто-то назвал эту профессию «каторгой в цветах». Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц» (слайды 24-28).



VI. Нотная грамота.


Дидактическая задача – вызвать интерес к изучению нотной грамоты.


На доске на нотном стане записаны ребусы - слова с зашифрованными нотами. Отделить слова с музыкальной тематикой. (ПОМИДОР. ОРЕХ, СИМФОНИЯ. ПОЛЯНА, ПЛЯСКА. ФАГОТ, ФАСОЛЬ, СИНИЦА, ФАРА, МИНОР, КСИЛОФОН, ДОКТОР, ТАРЕЛКИ, РЕМИКС, РЕПРИЗА)


VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания.


Дидактическая задача – сообщить учащимся о домашнем задании; определить требование к результатам выполнения домашнего задания.

1) Записать в тетрадь и выучить фамилии известных балерин и артистов балета;

2) с. 104-105 прочитать и ответить на вопросы со стр. 105.


VIII. Подведение итогов работы.


Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.

19-21 балл – 5; 15-18 баллов – 4; 10-14 баллов – 3.









































САМОАНАЛИЗ УРОКА



Учебное занятие было проведено в 6 классе, в котором 13 человек, из них – 4 девочки и 9 мальчиков. На уроке присутствовали все.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по музыке.

На уроке были реализованы следующие принципы:

- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

- принцип доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению музыки.

На уроке были задействованы все учащиеся.

Тип урока - изучение новой темы

Цель урока – познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), эмоциональную увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в учебнике, из презентации), высказывании собственного мнения; проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности (мини-сочинение о звучащей музыке, работа с таблицей).

Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

По типологии данное учебное занятие – урок по сообщению нового учебного материала, включающий в себя следующие этапы: организационный; этап проверки знаний, умений, навыков, этап подготовки учащихся к освоению нового материала, освоения новых знаний, закрепления материала, вокально – интонационная работа; инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания; подведение итогов работы.

На уроке были использованы индивидуальные, парно-групповые и коллективные формы работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. Если бы позволяло время, можно было на некоторые этапы урока выделить больше отведенных минут (вокально-интонационная работа, выполнение письменного задания).

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

Содержание, формы, методы, приемы и средства способствовали реализации поставленных цели и задач личностно-ориентированного урока.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект учебного занятия по музыке в 7 классе " В музыкальном театре. Балет"

Автор: Бритвина Ия Анатольевна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства