kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле. Работа с микрофоном»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект будет полезен педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений вокала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле. Работа с микрофоном»»

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Бийск



УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Протокол №_1___

«31» августа 2016 г.

Приказ № 98/ 4

от «01» сентября 2016 г









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Музыкальная капель»

творческого объединения «Fresh»

(срок реализации - 3 года, возраст детей - 8-13 лет)









Автор-составитель:

Синдяшкина Мария Сергеевна

педагог дополнительного образования






Бийск

2016


«Вокальное искусство – это качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей и психологических качеств, определяющих творческий потенциал певца, его креативность, и успехи в профессиональной вокальной деятельности»

Теплов Б.М.


Пояснительная записка


Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время очень востребованы виды детского и юношеского творчества, в котором пение занимает свое достойное место. Занятия по вокальному мастерству опираются на принцип признания самоценности вокального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Интерес к нему в настоящее время обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Правильное пение – это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем. Вокальное искусство помогает в лечении многих хронических заболеваний и депрессий. Медики практикуют вокальное пение как помощь в улучшении состояния детей с заболеваниями позвоночника и суставов. Пение воздействует на детей и выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику ребёнка; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Положительное эмоциональное возбуждение при разучивании приятных вокальных произведений усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека. Все это – нелекарственная реабилитация функционального состояния ребёнка.

Отличительной особенностью программы является то, что она формирует певческие навыки обучающихся путем индивидуального педагогического воздействия через систему практических занятий.

Вид программы: модифицированная.

Программа «Музыкальная капель» имеет художественную направленность и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа направлена на приобретение детьми вокальных и исполнительских знаний, умений и навыков обучающегося, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие, расширение и обогащение музыкального кругозора, способствует повышению культурного уровня, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучение, продолжительность учебного года составляет 36 недель, наполняемость в группах предполагает состав учащихся от 10 до 12 человек. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество учебных часов в год 144 ч. В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.

Программа по вокалу «Музыкальная капель» предназначена для занятий в вокальных коллективах учреждений дополнительного образования. Программа предусматривает дифференцированный подход к учебному материалу в зависимости от возраста и способностей учащихся.

Программа предназначена для детей с 8 до 13 лет.

Сольное и ансамблевое пение является эффективным способом музыкального развития детей, развития вокальных данных ребенка, которые могут являться средством выражения творческой личности.

Программа реализуется через групповую и индивидуальную работу. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципом дифференциации. Для наиболее способных детей предусмотрена работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Целью образовательной программы - развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование у детей вокальных и исполнительских умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи программы:

Образовательные

- формирование художественного восприятия музыки;

  • приобретение знаний в области элементарной музыкальной грамоты;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

Развивающие:

- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

- развитие певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая позиция, точное интонирование, использование резонаторов, певучесть, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);

- формирование чувства метра и темпа;

  • развитие исполнительских навыков (работа с текстом, с фонограммой и микрофоном, контакт со зрителями)

Воспитательные:

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в досуговой деятельности.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Ожидаемые результаты после реализации программы и способы их проверки:

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся.

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, нормативными актами учреждения, а именно:

В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.; «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761»О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 рег. №33660);

  • закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • постановление Администрации Алтайского края от 13.11. 2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».













Учебный план программы 1 год обучения


Цель: формирование основ вокальных навыков.

Задачи:

- формировать навыки певческой установки обучающихся;

- учить использовать при пении мягкую атаку;

- формировать вокальную артикуляцию;

- развивать вокальный слух;

- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.



Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

теория

практика

всего

1 Вводное занятие 1 1 2

2

Пение как вид музыкальной деятельности.

4

-

4

3

Правильная певческая установка.

2

8

10

4

Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров.

6

25

31

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

2

23

25

6

Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

2

11

13

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

51

57

8

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

21

123

144















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка коллектива, техника безопасности.

Практика: Игры на формирование коллектива.


  1. Пение как вид музыкальной деятельности – 4 часа

Теория: Знакомство с понятиями сольного и ансамблевого пения, правилами охраны детского голоса, различными музыкальными терминами.


  1. Правильная певческая установка – 10 часов

Теория: Знакомство с понятием певческая (вокальная) установка.

Практика: Вокальные упражнения на устранение мышечных зажимов, звукообразование.


  1. Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров – 31 час

Теория: Знакомство с понятиями вокальное дыхание, пение на опоре.

Практика: Отработка техники вокального дыхания, вдоха и выдоха с помощью различных упражнений, выявление индивидуального тембра голоса.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. – 25 часов

Теория: Термины – дикция, артикуляция, атака звука.

Практика: Вокальные упражнения на дикцию, артикуляцию, применение твердой и мягкой атаки звука в произведениях, работой над унисоном.


  1. Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений. – 13 часов

Теория: Знакомство с понятиями диапазон, вокализ, a cappella

Практика: Работа над расширением диапазона, мелодическим слухом, формированием звуков.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 57 часов

Теория: Знакомство с микрофоном, правилами пользования, анализ произведения.

Практика: Работа над музыкальным материалом (фразировка, динамика, характер).


  1. Итоговое занятие – 2 часа

Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.


Ожидаемые результаты после первого года обучения


Обучающиеся будут знать:

-об эстрадном вокале;

- чистоте интонации звучания;

- певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;

- голосовом аппарате;

- чёткой дикции и артикуляции.

Обучающиеся будут уметь:

- петь короткие фразы на одном дыхании в начале этапа и более длинные к концу этапа обучения;

- выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;

- беречь свой голос от перегрузок;

- выучат к концу года от 3 до 8 произведений (диапазон РЕ1 - МИ2) и примут участие в итоговом концерте.































Методическое обеспечение первого года обучения



п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Пение как вид музыкальной деятельности

Раздаточный материал с названиями музыкальных терминов


опрос

3

Правильная певческая установка

Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», видео мастер-класс «Смыкание связок»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

4

Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров

Видео мастер-класс «Дыхание и опора звука»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

6

Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, ноутбук, музыкальный центр

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, усилительная установка, микрофоны, ноутбук

Итоговый концерт































Учебный план 2 год обучения


Цель: развитие специальных музыкальных способностей.

Задачи:

- формировать вокально-хоровые навыки;

- развивать гармонический и мелодический слух;

- совершенствовать речевой аппарат;

- развивать преодоление мышечных зажимов;

- воспитывать готовность и потребность к певческой деятельности.



Темы и содержание занятий






Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2

2

Охрана детского голоса.

6

-

6

3

Правильная певческая установка.

7

18

25

4

Жанры и стили вокальной музыки.

2

8

10

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

2

25

27

6

Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

2

11

13

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

53

59

8

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

26

118

144

















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа.

Теория: Знакомство с жанрами вокального пения. Техника безопасности.

Практика: Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы.


  1. Охрана детского голоса – 6 часов.

Теория: Гигиена и охрана детского голоса. Особенности детских голосов.

Практика: Упражнения на раскрепощение голосового аппарата, бережное отношение к своему голосу.


  1. Правильная певческая установка – 25 часов.

Теория: Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров.


  1. Жанры и стили вокальной музыки – 10 часов

Теория: Изучение жанров вокальной музыки: оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, духовное пение.

Практика: Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука – 27 часов.

Теория: Понятие об артикуляции, дикции, атаки звука. Особенности формирования дикции на грудном звучании.

Практика: Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания.


  1. Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений – 13 часов.

Теория: Знакомство с кантиленой, техникой легато и стаккато.

Практика: Упражнения на овладение техникой Legato,staccato, пение вокализов.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 59 часов

Теория: Специфика работы с фонограммой и микрофоном.

Практика: Работа с исполняемыми произведениями. Умение чувствовать микрофон (микрофон-продолжение руки).


  1. Итоговое занятие – 2 часа.

Практика. Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.




Ожидаемые результаты после второго года обучения


Обучающиеся будут знать:

- об атаке певческого звука;

- о регистрах;

- о резонаторах.

Обучающиеся будут уметь:

- петь в эстрадной манере;

- использовать спокойный вдох и экономный выдох при фонации;

- эмоционально и выразительно передавать настроение музыкального произведения;

- вырабатывать динамические оттенки в пении;

- работать над сглаживанием регистров (грудной, головной);

- вырабатывать округлый звук, округлять гласные и четко произносить

согласные

- петь легато, нон легато, стаккато.


К концу каждого полугодия дети выучат от 3 до 8 произведений: современные песни для детей и современную эстрадную музыку (диапазон голоса Д01 - ФА1, ФА2 - СОЛБ2). Для контроля они исполняют по два произведения на итоговых концертах в конце каждого полугодия.
























Методическое обеспечение второго года обучения



п/п



Название

раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Охрана детского голоса

Мультимедийная презентация «Охрана детского голоса»

Мультимедийный проектор, ноутбук

опрос

3

Правильная певческая установка

Подбор вокальных упражнений

Музыкальный инструмент

прослушивание

4

Жанры и стили вокальной музыки

видеоролики, аудиозаписи

Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор

Тестирование

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Атака звука», подбор дикционных упражнений

ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент

прослушивание

6

Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений

Видео мастер-класс «Расширение диапазона»

ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт



Учебный план 3 год обучения


Цель: совершенствование специальных музыкальных способностей, развитие мотивации к творчеству.

Задачи:

- формировать навыки пения a capella;

- расширять диапазон голоса;

- овладевать навыками сценической культуры;

- воспитывать эстетический вкус у обучающихся.



Темы и содержание занятий Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2

2

Охрана детского голоса.

6

-

6

3

Правильная певческая установка.

7

18

25

4

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

4

31

35

5

Расширение диапазона голоса.

2

13

15

6

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

53

59

7

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

23

121

144




















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа.

Теория: Постановка целей и задач на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты.

Практика: Развивающие упражнения.


  1. Охрана детского голоса – 6 часов.

Теория: Закрепление знаний об охране и гигиене детского голоса.

Практика: Упражнения на расслабление мышц голосового аппарата.


  1. Правильная певческая установка – 25 часов.

Теория: Закрепление знаний о певческой позиции. Навыки грудного звучания. Тембр.

Практика: Упражнения, способствующие постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущения зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти. Упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука – 35 часов.

Теория: Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов, активизация речевого аппарата с использованием скороговорок, формирующих навык твердой и мягкой атаки.

Практика: Индивидуальная работа по развитию четкой дикции, опоры, чистой интонации.


  1. Расширение диапазона голоса – 15 часов.

Теория: Комбинирование грудного и головного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.

Практика: Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном – 59 часов.

Теория: Умение работать с микрофоном. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем.

Практика: Прослушивание фонограммы, отработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном.


  1. Итоговое занятие – 2 часа.

Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений. Контакт со зрителями.





Ожидаемые результаты после третьего года обучения



Обучающиеся будут знать:

- о резонансе, как о явлении и уметь работать со своими « резонаторами » (имеется в виду головной и грудной резонаторы);


Обучающиеся будут уметь:

- различать на слух «низкую» и «высокую» певческую позицию;

- петь именно в «высокой» позиции, то есть, соблюдая внутреннюю улыбку;

- менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях;

- петь без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;

- фокусировать звук, чтобы не было сиплого, рыхлого звука.
































Методическое обеспечение третьего года обучения


п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Охрана детского голоса

Мультимедийная презентация «Охрана детского голоса»

Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

3

Правильная певческая установка

Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», подбор вокальных и дыхательных упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор)

тестирование

4

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука», подбор упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

5

Расширение диапазона голоса.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата, расширение диапазона»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

6

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, Музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

7

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, ноутбук, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт



Литература


  1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: учебное пособие / Т.И. Бакланова. -М.: МГИК, 1992. 160 с.

  2. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. Д.Г.Евтушенко— М. Музыка, 1967. — Вып. 3. — 149 с.

  3. Выгодский, Л.С. Психология искусства / Лев Семенович Выгодский. — М.: Совр. гуманист, ин-т, 2001. 211 с.

  4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.- М.: Музыка, 1968. — 675 с.

  5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Составитель Трифонова И. - С-Петербург, 2000. – 25 с.

  6. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003. -272 с.

  7. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. СПб.: Композитор, 2003. - 120 с.

  8. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева.- М.: ACT: Астрель, 2007.

  9. Как стать звездой: аудиошкола для вокалистов: техника пения в речевой позиции. / Сет Риггс. М.: GuitarCollege, 2004. - 103 с.

  10. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб пособие. - М.: Просвещение, 1987. – 93с.

  11. Попков, H.H. Постановка голоса: для вокалистов / Николай Николаевич Попков. 2-е изд., перераб. - М.: Сопричастность, 2002. -80 с.

  12. Романовский Н. Хоровой словарь. Изд. 4-е, доп. и испр. - М.: Музыка, 2000. -231 с.

  13. Садовников, В. И. Орфоэпия в пении / В. И. Садовников. — М., 1958. — 80 с.

  14. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. – 270с.

  15. Стрельникова, А.Н. Парадоксальная дыхательная гимнастика / А.Н. Стрельникова // Физкультура  и спорт. 1990. - №2.

  16. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия: учебное пособие по курсу «История вокального искусства» / Антонина Сергеевна Яковлева. М.: ИнформБюро, 2011. - 127 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Синдяшкина Мария Сергеевна

Дата: 29.09.2017

Номер свидетельства: 430162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства