kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока К.В. Глюк. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить с содержанием древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике, либретто оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка и с музыкальным произведением «Мелодия» из этой оперы.

Задачи:

1) учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности, используемые композитором, исполнителями;

2) развивать музыкальный слух, музыкальную память, умение петь напевно, легко;

3)  воспитывать интерес к творчеству зарубежных композиторов, интерес к различным музыкальным жанрам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока К.В. Глюк. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика»»

МКОУ «Починковская школа – интернат»













Открытый урок в 6 классе

Тема: К.В. Глюк. Мелодия.

Из оперы «Орфей и Эвридика»





Провела: В.Н.Кулагина

учитель музыки

















2016 – 2017 уч. год

Цели урока:

- познакомить с содержанием древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике, либретто оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка и с музыкальным произведением «Мелодия» из этой оперы.

- дать изначальные сведения о термине рок – опера.

Задачи:

1) учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности, используемые композитором, исполнителями;

2) развивать музыкальный слух, музыкальную память, умение петь напевно, легко;

3)  воспитывать интерес к творчеству зарубежных композиторов, интерес к различным музыкальным жанрам.

Музыкальный материал: «Мелодия» из 2-го действия оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк; фрагменты из рок – оперы «Орфей и Эвридика», песня «Кабы не было зимы», минусовая фонограмма песни «Кабы не было зимы».

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, CD-диск; наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).





















ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

1.Приветствие. Введение в тему урока.

Учитель — Добрый день, 6 класс,

Очень рады видеть вас!

Ученики — Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

II. Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня мы легенду древнюю узнаем,

И воплощение легенды в музыке познаем.

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с оперным произведением, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа.

И давайте запишем тему нашего урока: К.В. Глюк. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». (Слайд 1)

2 этап. Повторение пройденного материала.

- Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И я прошу вас разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. За правильные ответы я буду вам вручать нотки и в конце урока каждый из вас их посчитает.

(На доске вывешиваются слова: литература и музыка. Под ними магнитиками прикрепляются слова – жанры соответствующие литературе и музыке)

литература

музыка

сказка

рассказ

былина

повесть

басня

миф

увертюра

балет

песня

симфония

мюзикл

опера

- Вспомните, чем отличаются эти музыкально-театральные жанры и ответьте на вопросы: (слайд 2)

- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют это… ? (опера)

- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют это…? (балет)

- Музыкальный спектакль развлекательного характера это…? (мюзикл)

- Поскольку мы сегодня знакомимся с оперным произведением, я хочу вас сегодня познакомить с новым словом, с новым термином - ЛИБРЕТТО? (слайд 3)

Запишите в тетрадь: ЛИБРЕТТО - это литературный сценарий оперы, краткое изложение ее содержания. Оперные ЛИБРЕТТО с конца 17 в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек.

3 этап. Изучение нового материала.

1.Знакомство с мифом об Орфее и Эвридике.

- Сегодня мы познакомимся с оперным произведением. Это опера композитора Кристофа Виллибальда ГЛЮКА «Орфей и Эвридика». (слайд 4)

Кристоф Виллибальд ГЛЮК – известный немецкий композитор, который жил в 18 веке. Свою оперу «Орфей и Эвридика» он написал по сюжету древнегреческого мифа. (слайд 5). В руках у меня книга, которая называется «Легенды и мифы древней Греции». И среди легенд и мифов, здесь есть миф об Орфее и Эвридике.

Послушайте его. (слайд 6)

(Слайд 7) -Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И  он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы ни случилось. Не смог выполнить Орфей условие Аида, и превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние.


-Ребята, вам понравилась эта история?

-Скажите, миф – это реальность, действительность? 

2. Знакомство с либретто оперы. (слайд 8)

-Эта история любви пленила композитора Глюка. И сначала появилось либретто оперы, музыка, а потом был поставлен и сам спектакль. Напоминаю, что Либретто – это литературная основа оперы (роман, повесть, легенда , миф). Но либретто не повторяет точно это произведение и даже может сильно отличаться от него. Либретто Раньери де Кальцабиджи.

(Слайд 9) В опере К. Глюка 4 действующих лица:

ОРФЕЙ, певец

ЭВРИДИКА, его жена

АМУР, бог любви

БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ

-Но главное в опере музыка. Давайте послушаем музыкальное произведение из этой оперы, которое называется «Мелодия». Эта музыка в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Я попрошу вас слушать внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. (Слайд 10)

3.Слушание и анализ Мелодии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика».

-Вам понравилась эта музыка? (слайд11)

Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы обучающихся)

-Какая в музыке мелодия?

-Какая динамика (громкость звучания)?

-Какой темп (скорость звучания)?

-Какой музыкальный инструмент исполняет главную партию?

-Какие еще вы узнали музыкальные инструменты?

(слайд 12) Я попрошу обратить ваше внимание на инструмент, которому принадлежит главная партия – флейте. Мы относим флейту к группе деревянных духовых инструментов. Но, при просмотре видео вы не могли не заметить, что флейта металлического блеска. Да, это современная поперечная флейта и она изготовляется из сплавов металлов (никель, золото, серебро и т.д).

4 этап. Музыкально-динамическая минутка. «Веселая зарядка» (слайд 13)

- Ребята, по мотивам этого мифа вокально-инструментальным ансамблем «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» была создана первая в истории рок-опера «Орфей и Эвридика». (Слайд 14)


Давайте послушаем фрагмент «ПОТЕРЯЛ Я ЭВРИДИКУ» из рок - оперы «Орфей и Эвридика». (слайд 14)

(Вопросы после прослушивания)

- Какому герою принадлежит эта музыкальная партия? (Орфею)

- Вы не заметили ничего необычного в этом музыкальном фрагменте?

(музыка не похожа на классическую, играют современные музыкальные инструменты, необычное вокальное исполнение и т.д.)

- Молодцы, вы правильно определили, что в этой музыке изображён Орфей и заметили отличия в музыке.

- Итак, мы с вами послушали музыкальные произведения из классической оперы и современной рок - оперы. Что ни говори, грустная эта история и музыка такая же грустная. Ну а у нас на дворе начало зимы и предчувствие скорых новогодних праздников! А значит, давайте повторим песню, разученную на прошлом уроке «Кабы не было зимы». (слайд 15). Вам было задано на дом повторить эту песню.


Но сначала настроим свои голоса для пения.

Выполнили дыхательное упражнение «Насос»

Сели в самолет, заправили живот,

Пение звуков по «музыкальной лесенке»

Самолет загудел (тихо звук У)

А потом полетел (громко звук У)

Мы сразу испугались (тихо звук А)

А потом сильнее (громко звук А)

В окошко посмотрели и сильно удивились (тихо звук О)

Под нам красота (громко звук О)

Вдруг как что-то зарычит (Тр)

А потом забурчит (Бр)

Мы снова испугались (звук А)

Но самолет стал снижаться (звук У)

Он приземлился на чистом поле, мотор затих,

мы глубоко вздохнули и улыбнулись!


Дети исполняют песню сначала без музыки, а потом под минусовую фонограмму.

5этап. Подведение итогов урока.

Пришло время подвести итоги нашего урока.

- С какой оперой вы сегодня познакомились на уроке?

- Вспомните имя композитора написавшего ее? (Кристоф Виллибальд Глюк)

- А что такое за музыкальный жанр рок – опера?

А какая музыка вам понравилась больше: из оперы или рок – оперы?

V. Рефлексия учебной деятельности.

-Я попрошу вас продолжить эти фразы…(Слайд 16)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я доволен своей работой, потому что…

-Сегодня мы с вами узнали много нового об опере, познакомились с творчеством немецкого композитора Кристофа Глюка. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.

А сейчас посчитаем нотки. У кого больше всех? Вы сегодня хорошо работали на уроке и я вам ставлю такие оценки:…


4этап. Домашнее задание (Слайд 17)

Нарисовать Орфея и Эвридику из древнегреческого мифа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект открытого урока К.В. Глюк. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика»

Автор: Кулагина Вера Николаевна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства