Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Сюита «Пер Гюнт». »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Сюита «Пер Гюнт»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин 2015
Урок музыки в 3 классе
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: ««В концертном зале»»
Тип урока: открытие нового знания
Жанр урока: тематический
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных), формирование интереса к творчеству Э.Грига.
Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке
Планируемые результаты:
Предметные результаты. Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания сюиты «Пер Гюнт».
Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, движения под музыку, просмотр презентаций.
Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,
ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
Технологии:
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Игровые технологии (ИТ).
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийные презентации, портрет Э.Грига; плакатики с информацией; таблицы «Средства музыкальной выразительности», программки.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экрани проектор.
Музыкальный материал:
Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля»;
Песня Б.Савельева «Танцуем сидя».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
Пропевание звука «ля». ЗДСТ
Пение вокализом мелодии из пьесы Э.Грига «Утро» (прим. – уч-ся произведение незнакомо).
II. Актуализация знаний
Исходная мотивация.
Вступительная беседа.
У.:Спешу сообщить радостную весть: мы снова отправляемся в концертный зал.
- Чем вам нравится посещение концертного зала?
Ответы уч-ся.
У.: Вы помните, чтов концертном зале можно получить программки концерта. Сегодня такие программки лежат на ваших столах. Ознакомьтесь, пожалуйста. Пока вы будете читать, будет звучать музыка.
Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена
Сюита № 1, соч. 46
1. «Утреннее настроение» («Утро»).
2. «Смерть Озе» .
3. «Танец Анитры».
4. «В пещере горного короля».
Сюита № 2, соч. 55
1. «Плач Ингрид».
2. «Арабский танец».
3. «Возвращение Пер Гюнта».
4. «Песня Сольвейг».
Звучит пьеса Э.Грига «Песня Сольвейг».
2. Подводящий к теме диалог. (ИОТ).
У.: Что в программках вам понятно, а что – нет?
Часто повторяются следующие ответы уч-ся: Многое непонятно. Понятны названия со словами «танец». Это, наверное, будут танцы. «Арабский танец. Кофе» мы слушали и смотрели в «Щелкунчике». Можно предположить, какой характер будет у музыки с названиями: «Утреннее настроение» («Утро»), «Смерть Озе»,«Песня Сольвейг».
У.: А кому знакома музыка (не название), которая звучала, пока вы читали? (ТПС).
Ответы уч-ся.
У.: А кому нравится эта музыка?
Ответы уч-ся.
3.Постановка цели и задач урока.
У.:Так есть смысл остаться сегодня в концертном зале и узнать о композиторе и музыке, которой восхищается весь мир или займёмся чем-нибудь другим? (ТПС).
Ответы уч-ся.
У.: Конечно, интересно всё то, что неизвестно. Итак, вперёд.
III этап (основной) – погружение в тему урока.
1.Формулировка основной учебной задачи.
У.: Для начала мы узнаем, кто это такие Эдвард Григ и Генрик Ибсен, а затем попробуем разобраться с сюитой. Обратите внимание на экран. (ИКТ).
У.: А теперь пройдите по кабинету и найдите среди плакатиков то, что сейчас было в презентации. (Прим. на стенах кабинета среди прочего, есть плакатик ««Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Э. Григ», картинки с изображением троллей, гномов, домика Грига на берегу озера Нордас, дома-музея Грига в Бергене, пейзажи Норвегии).
(Приложение 2) (ЗДСТ и ИТ).
4. Первичное усвоение новых знаний.
У.: Сейчас прозвучит фрагмент одного из самых известных произведений Грига. Попробуйте, пользуясь информацией в программках, определить, какое произведение будет звучать.
Звучит фрагмент пьесы Э.Грига «Утро».
Ответы уч-ся.
У.: Создать музыкальный образ композитору помогают выразительно-изобразительные средства. Пользуясь таблицами, которые лежат на ваших столах, назовите их. (ИОТ).
Уч-ся говорят о песенном характере мелодии, о спокойном темпе, об изменении динамики (от пиано к форте). (ТПС).
У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро». (ТРО).
У.: Что знакомого есть в этой музыке для нас?
Уч-ся: Мы сегодня пели эту мелодию вокализом.
У.: Давайте послушаем, каким выдалось это утро: ясным и солнечным или всё же солнце, едва показавшись, спряталось за облака? Если услышите в музыке подражание щебетанью птиц, поднимите руку (прим. этот приём помогает удерживать внимание уч-ся до самого конца музыки). А ещё мы сейчас жестом покажем, как восходит солнце (пластическое интонирование.). Представьте, что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.
Звучит вся пьеса Э.Грига «Утро».
Ответы уч-ся.
У.: Пришло время отдохнуть. Давайте потанцуем сидя.
5. Динамическая пауза с пением песни Б.Савельева «Танцуем сидя».(ЗДСТ).
6. Первичное усвоение новых знаний.
У.: Я назову несколько слов, а вы скажете, что они обозначают: Генрик Ибсен, драма, сюита.
Ответы уч-ся.
У.: Продолжим узнавать новое? (ТПС).
Просмотр презентации «Сюита «Пер Гюнт»» по 17-й слайд и прослушивание пьесы «В пещере горного короля» (Приложение 3)(ИКТ).
3. Первичная проверка понимания. Задание обозначено в 13-м слайде:Послушаем пьесу «В пещере горного короля» и представим, что в пещере у короля происходит. А ещё определим, какой жанр – песню, танец или марш – использовал Григ, чтобы мы представили эту картину.
IV этап – итог урока.
1.Рефлексия:
У.: Подошло к концу наше пребывание в концертном зале. Давайте вспомним:
а) Какие произведения сегодня звучали?
б) В презентации было определение сюиты. Что вы запомнили?
в) Какое произведение понравилось больше всего? В интернете (всем раздаю запись ссылки http://yandex.ru/video/search?text – беседы М. Казинника об Э.Григе) вы можете посмотреть два мультфильма, в которых звучит понравившаяся вам музыка Э.Грига. Это мультфильмы – «Гномы и горный король» и «В пещере горного короля». (ИКТ).
г) Какие произведения из непрозвучавших хотелось бы прослушать? Некоторые из них мы послушаем на уроках.
2.Задание на дом:
У.: А хотелось бы вам узнать, от чего очень сильно страдал Э.Григ? (ТПС).
- Тогда найдите по той же ссылки видео – беседы М. Казинника об Э.Григе.
«Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Э. Григ
В нескольких километрах от города Бергена находится Трольдхауген — холм троллей, норвежских сказочных гномов. Здесь и стоит среди сада на обрывистом берегу озера Нордас дом Грига.