Конспект урока "Опера "Садко" в творчестве Н.А.Римского - Корсакова. Опера- жанр, рожденный синтезом литературы и музыки"
Конспект урока "Опера "Садко" в творчестве Н.А.Римского - Корсакова. Опера- жанр, рожденный синтезом литературы и музыки"
Дать учащимся представление о связи музыки и литературы, познакомить их с творчеством выдающихся русских композиторов - цель уроков музыки 1 триместра 5 класса. Знакомство с творчеством выдающихся музыкальных деятелей, а также с понятиями - опера, балет, симфония, либретто, былина, жанр и т.д., способствует интеллектуальному развитию учащихся, накоплению их музыкального опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Опера "Садко" в творчестве Н.А.Римского - Корсакова. Опера- жанр, рожденный синтезом литературы и музыки" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа №6»
администрации муниципального образования Киреевский район
Открытый урок
музыки
в 5 классе
Подготовила: учитель музыки Серикова Е.Д.
Тема урока:
Опера «Садко» в творчестве Н.А.Римского – Корсакова.
«Опера – жанр, рожденный синтезом литературы и музыки.
Либретто. Былина».
Цель:
Дать учащимся представление о связи музыки и литературы.
Познакомиться с понятиями: «опера», «либретто», «былина».
Познакомиться с творчеством Н.А.Римского – Корсакова.
Материал:
Былина «Садко» (литературное произведение),
Фрагменты оперы:
«Колыбельная Волховы»,
«Ой, ты, темная дубравушка»,
«Заиграйте, мои гусельки».
Вступление к арии Садко (тема Моря).
иллюстрации к сказке – былине «Садко».
Ход урока:
Сегодня, на уроке, мы познакомимся более полно с одним из жанров в музыкальном искусстве – оперой.
(демонстрация видеоряда фрагментов опер)
Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой, вокальной и оркестровой. Говоря более простым языком:
Опера – это сценическое действие, в котором участвуют: хор, солисты, симфонический оркестр, есть арии, ансамбли, танцевальные сцены.
В опере соединяются: музыка, драматическое действие, элементы изобразительного искусства.
Если для песни необходимы слова, т.е. текст, то для оперы решающую роль играет либретто.
Либретто – литературный текст, лежащий в основе оперы, т.е. пьеса, сказка, былина, и т.д., предназначенные для постановки на сцене.
Композитор пишет музыку оперы по либретто, в котором есть слова, дана определенная последовательность событий, характеров героев. Либретто определяет главную тему, содержание всей оперы.
В основу оперного либретто, в большинстве случаев, кладутся известные литературные произведения. Можно сказать, что если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, сказок, не было бы опер.
Попробуем с вами вспомнить хотя бы одни лишь сказки, благодаря существованию которых, были написаны оперы и балеты.
(ответы учащихся).
Говоря об опере, нельзя не вспомнить имя прекрасного русского композитора Н.А.Римского – Корсакова.
Характеристика творчества Н.А.Римского – Корсакова.
(рассказ учителя с видеорядом, характеризующим творчество композитора).
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт, вызывали у Н.А.Римского – Корсакова
подлинную влюбленность.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с её красочной, поэтической стороны; обряды, песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно здесь проявилось, свойственное Н.А.Римскому – Корсакову понимание народного искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
В операх Н.А.Римского – Корсакова на первый план выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств.
Свойственное Н.А.Римскому – Корсакову чувство прекрасного нашло отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образе природы, играющих большую роль в его сочинениях.
Картины моря, леса, ночного звездного пейзажа, передача всевозможных «голосов природы», - все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи.
В тесном единстве с природой выступают в музыке Н.А.Римского – Корсакова сказочные, фантастические образы (Морская царевна, Царевна – лебедь, Леший, Мороз).
Творческое наследие композитора огромно. Подобно А.С.Пушкину, который был автором сказок, Н.А.Римского - Корсакова называли «композитором – сказочником», т.к. большинство его произведений созданы по сюжетам сказок. Им создано 15 опер, в них отразилась его увлеченность русской сказочностью, древнеславянской обрядностью. В них воплощены также исторические образы, поэтичные картины природы, сцены реальной народной жизни.
Опера «Садко» - воплощение эпического былинного стиля в жанре оперы.
Что же такое былина?
Учитель: Ребята, Что вы знаете о былинах?
(ответы учеников).
Былина – это песня, она создавалась народом не для чтения, а для исполнения. Слово «былина» происходит от слова «быль»; т.е. в этих старинных песнях поётся о том, что было, что происходило на самом деле.
Былины - этоэпические песни, которые рассказывают о каких – либо событиях и их развитии, о персонажах в действии.
(исполняются фрагменты былины на распев).
4. Но вернемся к опере – былине «Садко» - где главный герой – Садко, певец – гусляр. Вокруг него есть другие образы – персонажи реальные и фантастические.
(иллюстрации к былине «Садко»).
Действие в опере течет неторопливо, перенося слушателя из богатых хором купечества на берег Ильмень – озера, с торговой площади на необозримые морские просторы, в глубины океана и вновь возвращает в Новгород.
На этом красочно меняющемся фоне выделяются две фигуры – Садко и Волховы, морской царевны.
Садко поет песни (распевая каждое слово, поет в манере былины). Оркестровое вступление «Океан, море синее» - рисует грозную, но спокойную морскую стихию, ровно и бесстрашно катятся волны, бескрайняя ширь.
Задание:
Обратите внимание на характер песен и оркестровое сопровождение.