kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Опера "Садко" в творчестве Н.А.Римского - Корсакова. Опера- жанр, рожденный синтезом литературы и музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать  учащимся  представление  о  связи  музыки  и литературы, познакомить   их  с  творчеством  выдающихся русских  композиторов - цель уроков музыки  1 триместра 5  класса. Знакомство  с  творчеством  выдающихся  музыкальных  деятелей, а  также  с  понятиями - опера, балет, симфония, либретто, былина, жанр и т.д., способствует  интеллектуальному  развитию  учащихся, накоплению  их  музыкального  опыта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Опера "Садко" в творчестве Н.А.Римского - Корсакова. Опера- жанр, рожденный синтезом литературы и музыки" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевская средняя общеобразовательная школа №6»

администрации муниципального образования Киреевский район







Открытый урок

музыки

в 5 классе











Подготовила: учитель музыки Серикова Е.Д.






Тема урока:

Опера «Садко» в творчестве Н.А.Римского – Корсакова.

«Опера – жанр, рожденный синтезом литературы и музыки.

Либретто. Былина».


Цель:

  1. Дать учащимся представление о связи музыки и литературы.

  2. Познакомиться с понятиями: «опера», «либретто», «былина».

  3. Познакомиться с творчеством Н.А.Римского – Корсакова.

Материал:

  • Былина «Садко» (литературное произведение),

  • Фрагменты оперы:

  1. «Колыбельная Волховы»,

  2. «Ой, ты, темная дубравушка»,

  3. «Заиграйте, мои гусельки».

  4. Вступление к арии Садко (тема Моря).

  5. иллюстрации к сказке – былине «Садко».


Ход урока:

  1. Сегодня, на уроке, мы познакомимся более полно с одним из жанров в музыкальном искусстве – оперой.

(демонстрация видеоряда фрагментов опер)

Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой, вокальной и оркестровой. Говоря более простым языком:

Опера – это сценическое действие, в котором участвуют: хор, солисты, симфонический оркестр, есть арии, ансамбли, танцевальные сцены.

В опере соединяются: музыка, драматическое действие, элементы изобразительного искусства.

Если для песни необходимы слова, т.е. текст, то для оперы решающую роль играет либретто.

Либретто – литературный текст, лежащий в основе оперы, т.е. пьеса, сказка, былина, и т.д., предназначенные для постановки на сцене.

Композитор пишет музыку оперы по либретто, в котором есть слова, дана определенная последовательность событий, характеров героев. Либретто определяет главную тему, содержание всей оперы.

В основу оперного либретто, в большинстве случаев, кладутся известные литературные произведения. Можно сказать, что если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, сказок, не было бы опер.

Попробуем с вами вспомнить хотя бы одни лишь сказки, благодаря существованию которых, были написаны оперы и балеты.

(ответы учащихся).

Говоря об опере, нельзя не вспомнить имя прекрасного русского композитора Н.А.Римского – Корсакова.



  1. Характеристика творчества Н.А.Римского – Корсакова.

(рассказ учителя с видеорядом, характеризующим творчество композитора).


Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт, вызывали у Н.А.Римского – Корсакова

подлинную влюбленность.

Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с её красочной, поэтической стороны; обряды, песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно здесь проявилось, свойственное Н.А.Римскому – Корсакову понимание народного искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

В операх Н.А.Римского – Корсакова на первый план выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств.

Свойственное Н.А.Римскому – Корсакову чувство прекрасного нашло отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образе природы, играющих большую роль в его сочинениях.

Картины моря, леса, ночного звездного пейзажа, передача всевозможных «голосов природы», - все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи.

В тесном единстве с природой выступают в музыке Н.А.Римского – Корсакова сказочные, фантастические образы (Морская царевна, Царевна – лебедь, Леший, Мороз).

Творческое наследие композитора огромно. Подобно А.С.Пушкину, который был автором сказок, Н.А.Римского - Корсакова называли «композитором – сказочником», т.к. большинство его произведений созданы по сюжетам сказок. Им создано 15 опер, в них отразилась его увлеченность русской сказочностью, древнеславянской обрядностью. В них воплощены также исторические образы, поэтичные картины природы, сцены реальной народной жизни.

Опера «Садко» - воплощение эпического былинного стиля в жанре оперы.


  1. Что же такое былина?

Учитель: Ребята, Что вы знаете о былинах?

(ответы учеников).

Былина – это песня, она создавалась народом не для чтения, а для исполнения. Слово «былина» происходит от слова «быль»; т.е. в этих старинных песнях поётся о том, что было, что происходило на самом деле.

Былины - это эпические песни, которые рассказывают о каких – либо событиях и их развитии, о персонажах в действии.

(исполняются фрагменты былины на распев).


4. Но вернемся к опере – былине «Садко» - где главный герой – Садко, певец – гусляр. Вокруг него есть другие образы – персонажи реальные и фантастические.

(иллюстрации к былине «Садко»).

Действие в опере течет неторопливо, перенося слушателя из богатых хором купечества на берег Ильмень – озера, с торговой площади на необозримые морские просторы, в глубины океана и вновь возвращает в Новгород.

На этом красочно меняющемся фоне выделяются две фигуры – Садко и Волховы, морской царевны.

Садко поет песни (распевая каждое слово, поет в манере былины). Оркестровое вступление «Океан, море синее» - рисует грозную, но спокойную морскую стихию, ровно и бесстрашно катятся волны, бескрайняя ширь.

Задание:

  • Обратите внимание на характер песен и оркестровое сопровождение.

  • Что изображает оркестр?

  • Какой голос исполняет песни?

(показ видео - фрагментов: «Ой, ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки»).

(ответы учеников).

В колыбельной песне, которую исполняет Волхова, - слышатся мотивы, близкие русским народным песням.

Учитель: Человечность Волховы идет от её любви к гусляру. Под действием песен Садко холодное существо превращается в любящую, прекрасную девушку.

«Сердце вещее моё, полонила песнь его…»

В своей колыбельной Волхова прощается с любимым.

( фрагмент «Колыбельная Волховы»).


5. Разучивание «Колыбельной Волховы» или

«Заиграйте, мои гусельки…».


  1. Рефлексия: Заполните кроссворд по материалу урока:








2









6









Г









С









У









А





4




С









Д




 

Л

 

 

 

Л

 

 

 

3

 

 

 

 

К

 


1

Р

И

М

С

К

И

Й

_

К

О

Р

С

А

К

О

В




Б








П










Р








Е










Е








Р










Т


5

Б

Ы

Л

И

Н

А










Т


















О



































По горизонтали:

  1. Композитор – сказочник? (Римский –Корсаков)

5.Как называется эпическая песня, созданная русским народом? (былина).


По вертикали:

  1. Музыкальный инструмент Садко? (гусли).

  2. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой вокальной и оркестровой? (опера).

  3. Как называется литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене? (либретто).

6.Певец- гусляр, главный герой оперы «Садко»? (Садко).



(проверка работ учащихся)




  1. Вывод: Мы познакомились с двумя героями оперы «Садко» - два персонажа, два характера.

Трудно было бы дать музыкальный портрет, не имея литературной характеристики героев, т.е. без литературы музыка понесла бы большие потери.


  1. Выставление оценок за работу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серикова Елена Дмитриевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства