kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Музыка в диалоге с современностью. Диалог с музыкой Дж. Верди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:

Музыка в диалоге с современностью.
  Диалог с музыкой  Джузеппе Верди.
Опера «Риголетто».

Цель урока: 

-  знакомство учащихся с шедеврами оперного жанра на примере творчества  Дж. Верди, воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к оперной музыке.

- развивать умение характеризовать особенности музыкальных образов на примерах оперной музыки, высказывать собственное суждение о жизненном  содержании музыки, развивать вокально - хоровые навыки и умение выразительно исполнять песни;

- закрепить понятия «легкая» и «серьезная» (академическая) музыка, опера, либретто, музыкальная драматургия и др. понятия  на примере образовательной игры.

Тип урока:                             урок-диалог

Оборудование:            - ноутбук;

- плазменный телевизор;

 - DVD;

- фортепиано;

-портрет композитора;

- плакат образовательной игры;

 -учебники.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Музыка в диалоге с современностью. Диалог с музыкой Дж. Верди" »

Урок музыкального искусства

8 класс

Тема:

Музыка в диалоге с современностью.
Диалог с музыкой Джузеппе Верди.
Опера «Риголетто».

Цель урока:

- знакомство учащихся с шедеврами оперного жанра на примере творчества Дж. Верди, воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к оперной музыке.

- развивать умение характеризовать особенности музыкальных образов на примерах оперной музыки, высказывать собственное суждение о жизненном содержании музыки, развивать вокально - хоровые навыки и умение выразительно исполнять песни;

- закрепить понятия «легкая» и «серьезная» (академическая) музыка, опера, либретто, музыкальная драматургия и др. понятия на примере образовательной игры.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование: -ноутбук;

-плазменный телевизор;

-DVD;

- фортепиано;

-портрет композитора;

- плакат образовательной игры;

-учебники.











«Красота спасет мир» - это известное выражение русского писателя 19 века. Ф. Достоевского имеет глубокий смысл. Что такое красота? Красота – это Любовь, Добро, Гармония, Гуманность.

Эти светлые идеалы воплотились в высоком искусстве всех времен и народов.

Сложная музыкально-творческая картина современности довольно отличается от предыдущих времен. Если в 19-м веке музыкальное творчество можно было условно поделить на профессиональную музыку и фольклор, то современный художественный мир обусловил появление новых жанров: рок-опера, фолк-опера, мюзикл. Судить о достоинствах того или иного произведения можно лишь по законам данного жанра. С. В. Рахманинов говорил: «Невозможно открыть новый мир, не познакомившись хорошо со старым». Искусство всегда ведет бесконечный разговор с реальностью. Оно обращается не только к уму, но и к сердцу человека. И сегодня мы продолжаем диалог с музыкой.

Но прежде закрепим темы прошлых уроков на примере образовательной игры.

(Приложение 1)

Открывается картинка. -Перед вами изображение шута. Но почему столь трагична иллюстрация?

-Почему с одной стороны шутовской колпак похож на клюв грифа?

-Как вы думаете, почему вдруг шут - и трагедия?

Именно это нам и предстоит выяснить.

Обратите внимание на эпиграф урока:

« Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением… это звездное небо над головой и моральный закон во мне…»

И. Кант

Согласны ли вы с мнением философа И. Канта, я узнаю в конце урока, а сейчас нас ждет гениальный собеседник – маэстро Джузеппе Верди, мастер оперы

(Портрет, приложение 2)

Записываем тему урока.

Мировое призвание итальянский композитор Джузеппе Верди получил уже при жизни. Оно сопровождает его музыку и сегодня. Трудно назвать композитора, чьё творчество отличалось бы такой популярностью и любовью слушателей. Творческое наследие композитора, без сомнения, принадлежит всему человечеству, но его самобытный талант расцвел под солнцем родной Италии, ради которой билось пылкое сердце музыканта и патриота.

Убежденный патриот, он всем сердцем надеялся на освобождение своей Родины от австрийского гнета. В годы борьбы за национальную свободу и объединение Италии, Верди писал оперы, которые воспринимались как остросовременные произведения, призывали народ к победе. Некоторые хоровые эпизоды даже звучали на улицах страны как героические революционные песни.

Своей музыкой композитор доказал способность искусства влиять не только на людей, но и жизнь, за что его называли «воспитателем Италии».

Значительное место в операх Дж .Верди занимает тема человеческого достоинства и свободы личности, а также мотивы разоблачения насилия, жестокости, подкупности.

Героями его опер стали люди униженные, отвергнутые обществом, но возвышенные над ним благородством души, щедростью чувств и моральной силой. К таким произведениям относится опера «РИГОЛЕТТО».

В основу сюжета оперы положена драма известного французского писателя 19 века Виктора Гюго «Король развлекается».

Время действия автор перенес из Франции в Италию. Имя шута Трибуле в опере изменилось на Риголетто, А короля Франциска I на Герцога. Опера стала называться «Риголетто».

Основной смысл оперы –показать на музыкальной сцене столкновение чистоты, благородства и бескорыстной любви с циничным миром эгоизма, зла и несправедливости.

По этому музыкальному конфликту построено все сценическое развитие оперы.

С помощью очень выразительных мелодий композитор создал характеристики действующих лиц оперы.

Знаменитая песенка Герцога «Сердце красавиц» характеризует его как беззаботного, поверхностного и легкомысленного человека, который привык брать от жизни все, что пожелает, не способного на сильные чувства, отсутствие благородства. Причем, эти проявления зла в человеческом характере Верди показал в необычайном для искусства образе – не жестокости и варварстве, а в демонстрации бездумного отношения к жизни. Композитор применяет гротесский прием, характеризуя Герцога внешне приятной песенно-танцевальной мелодией.

Давайте посмотрим на этого знаменитого антигероя.

( Видео просмотр (2,5 мин))

- Характеризует ли песенка человека, который имеет власть, от которого зависит судьба подчиненных людей?

- Какими средствами выразительности показывает это композитор?

(пунктирный танцевальный ритм, повторение одной и той же композиции на разной высоте)

Анализ произведения по плану

- Легкая музыка или серьезная?

Хотя она и не похожа на современную эстрадную развлекательную музыку, она принадлежит к легкой. И во времена Верди это был действительно шлягер.

Вывод: в музыкальной характеристике Герцога не просто радость, легкомысленность, а дерзость и распущенность.

Драматургия оперы построена на столкновении двух остроконфликтных образов - молодого, легкомысленного и жестокого Герцога и старого, горбатого Риголетто.

Кто такой Риголетто?

Придворный шут, озлобленный собственной потворностью и никчемностью. У Риголетто нет на свете никого, кроме любимой дочери Джильды, которую он скрывает от всего мира в отдаленном доме, желая воспитать её в вере и чистоте. Джильда - светлый образ. Она совсем не знает жизни, добрая и доверчивая. Но она попадает в мир зла и несправедливости, в распутный мир Герцога и его окружения. В погоне за развлечениями они не останавливаются ни перед чем, чтобы лишить невинную девушку чести и убить старого отца, который стал на защиту дочери.

Драматическая кульминация оперы - её последняя картина. Лютует гроза, как бы подчеркивая душевное состояние Джильды. Риголетто горит желанием мести – убить развратного Герцога. Джильда решает спасти ему жизнь. Переодетая в мужскую одежду, она принимает смертельный удар кинжалом.

Риголетто получает мешок с телом, вдруг слышит беззаботную песенку Герцога, которая многократно подчёркивает трагизм ситуации. Жертвой мести стала его любимая дочь. Смертельно раненая, Джильда умирает на руках обезумевшего от горя отца.

Видео просмотр (7 мин)

- Зачем композитор ввел в сцену «Песенку Герцога»? ( Чтобы почеркнуть важность драматической роли развлекательной песенки в создании неимоверно трагической кульминации)

Анализ музыки по плану

В рецензии на премьеру оперы (состоялась 11 марта 1851 года -160 лет назад!) венецианская газета подчёркивала необычность музыки. «…новая музыка, новый стиль, новая форма номеров. Оркестр ведет беседу и плачет вместе с вами! Никогда звуки не были такими выразительными.»

-Как вы понимаете выражение «Оркестр ведет беседу и плачет вместе с вами»?

-Актуальны ли сегодня проблемы, которые раскрыл Верди в опере «Риголетто»? (эгоизм, зло, несправедливость- чистота, мораль, любовь)

Вывод: Характерные черты творчества Дж. Верди – высокий гуманизм, крепкая связь с жизнью, доступность музыкального языка.

Такая же крепкая связь с жизнью в песнях нашего современника – поэта, который «пел свои стихи»- Булата Окуджавы.

Его песни глубокие по своему смыслу, лирические и эмоционально сдержанные. К таким песням принадлежит песня «Надежды маленький оркестрик».

-Назовите жизненные идеалы и образы, которые им отвечают в песне.

(Человеческая судьба в виде маленького оркестрика, который продолжает упрямо играть, несмотря ни на что.)

Распевание.

Исполнение песни.

-Актуальна ли песня сейчас, хотя создана несколько десятилетий назад?

Вывод урока: Помогает ли музыка глубже проникнуть в смысл человеческой жизни, задуматься над своими поступками?

-Что же всегда может наполнить душу человека удивлением и восхищением?

Звездное небо над головой и моральный закон в каждом из нас. (обращение к эпиграфу урока)

Творческое д/з:

-послушать «песенку Герцога» в современной обработке в исполнении «Хора Турецкого».

-возникло ли у вас желание послушать в театре «Риголетто» или другую оперу Дж. Верди? Почему?

Приложение 1











Образовательная игра

Тема: «Музыкальное искусство и современность».

Варианты ответов:

Опера

Иоганн Себастиан Бах

Увертюра

Либретто

Людвиг Бетховен

Ария

Пиццикато

Спиричуэлс

Рихард Вагнер

Хит-парад

Рок-музыка

Адольф Сакс

Задания для учащихся:

  1. Музыкально-драматическое произведение, в котором сюжет, мысли и чувства героев передаются с помощью пения.

  2. Оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму, в котором в сжатом виде выражены основные образы, произведения в их развитии. Может быть самостоятельным произведением.

  3. Немецкий композитор 18-19 вв, автор Сонаты-фантазии №14, посвященной графине Джульетте Гвичарди. Соната получила название «Лунная».

  4. Способ игры на струнных смычковых инструментах, где звук извлекается не смычком, а щипком.

  5. Вспомни муз. произведение и его автора по ассоциативному ряду: Германия, скандинавские мифы, симфонизация оперы.

  6. Вид развлекательного шоу, который объединяет музыку, сценические и осветительные эффекты, электронику с целью достижения значительного эмоционального влияния на слушателя.

  7. Немецкий композитор-полифонист, автор знаменитой «Токкаты и фуги ре-минор».

  8. Краткое содержание оперы или балета, литературный текст.

  9. Сольный номер из оперы, в котором передаются переживания героя, раскрывается его характер.

  10. Духовная песня афроамериканцев

11. Список самых популярных исполнителей и наиболее раскупаемых дисков.

Имя бельгийского мастера, создавшего музыкальный инструмент, который может передать хрипловатое пение джаз-певца.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Музыка в диалоге с современностью. Диалог с музыкой Дж. Верди"

Автор: Андрейчук Светлана Викторовна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132548

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства